Севастополь, безусловно, город особенный. Не хочется в очередной раз перечислять все знаковые события и артефакты мирового масштаба и значения, которыми буквально напитана это земля. Ограничусь лишь кратким упоминанием впечатлений одного родственника, который как-то в один день среди античных руин древнего Херсонеса нашёл кусок ядра времён Первой обороны Севастополя, обломок французской курительной XIX века и немецкую гильзу от винтовки Mauser 98k 1941 года выпуска.
И ещё кое-что. Севастополь – это уникальная комбинация живописного ландшафта, исторической памяти, воинской славы, государственного статуса и мирового значения.
И конечно же, Севастополь – это севастопольцы. Своенравные, вздорные, моментами пафосные, прямолинейные, ироничные, но искренние, честные. В общем, живые люди, которые хотят, чтобы всё было по любви – во всех смыслах этого слова.
Недовольство по поводу, скажем так, сегодняшнего Севастополя – тема, давно набившая оскомину у самих севастопольцев. Но это не мешает им упорно бить в набат «Всё пропало». Часто небезосновательно.
Очередной виток хронической темы принесли соцсети – «настоящий Севастополь стирается, превращается в заурядный типовой российский город».
«Вчера на Симферопольском вокзале мы разговорились с одной дамой. Я спросил её: „Как вам Севастополь?” И она ответила: „Обычно”. То же самое мне сказали мои попутчики в купе — пара из Москвы: они запомнили в городе-герое только Приморский бульвар. И они несколько раз повторили: типовой город, в чём-то похож на Москву, но беднее. Понимаете? Это о Севастополе! Типовой город — вот куда всё движется. Как так? Разве это правильно? Сакральное место, патриотическая столица — вот о чём говорилось, а по факту уничтожение идентичности», — написал в своем канале в «Телеграм» севастопольский писатель Платон Беседин.
Насколько это восприятие справедливо? Неужели город и правда становится типовым, неотличимым от многих других городов России?
Этот вопрос мы решили переадресовать севастопольцам, людям, родившимся здесь, переехавшим давно и не очень – не только искренне любящим Севастополь, а словом и делом доказывающим эту любовь.
Болевые симптомы
Среди основных признаков «заштатности» Севастополя, которые чаще всего упоминают критики – мусор, который замечается повсеместно — на обочинах, городских окраинах, контейнерных площадках, в лесах, на пляжах. Город всегда славился своей чистотой – такова одна из севастопольских аксиом. Сегодня – увы, нет.
Мощение скверов, парков и набережных типовой плиткой, гранитом. Установка типовых лавочек, фонарей и прочих элементов городской архитектуры, которые очень часто быстро приходят в негодность, из-за чего общественные пространства теряют свои аутентичность и дух.
Навязчивые сигналы о тотальной застройки города — там ЖК, там КРТ, там гостиница. При дефиците воды и проблемах с инфраструктурой.
Безразличное отношение к зелёным насаждениям. О вырубке взрослых и редких деревьев, которые так трудно вырастить в Севастополе, ForPost пишет регулярно.
Ворох проблем в сферах здравоохранения и образования.
Заброшенные и не доведённые до ума знаковые места Севастополя — Исторический бульвар, 1, 2, 3-й бастионы, другие памятники времён Крымской войны, заброшенные береговые батареи (этой теме посвящён целый цикл) и другие объекты второй героической обороны города.
Проблемы с экономикой города. Её драйверы сегодня — не производства, а служащие, бюджетники и мелкие предприниматели, преимущественно в туристической и околотуристических сферах.
Севастопольцы уезжают на материк, вместо них приезжают мигранты. Не все из них знают и понимают город и его традиции, да и не стремятся к этому. Главное, чтобы солнышко косточки грело и чтобы „морько” близко.
Мир в глазах смотрящего
По мнению представительницы туристического бизнеса Полины Петренко, которая ратует за сохранение севастопольской идентичности в архитектуре, нельзя выводить образ города на двух-трёх знаковых местах.
«Город окружает нас каждый день в каждой урне и фонарном столбе, лавочке и указателе, балконе и двери. Нам не надо стараться стать Петербургом — гранитным городом на Неве. Будет всегда получаться лишь бледная копия бывшей столицы империи. Надо пестовать, лелеять наше, южное, севастопольское. Облицовывать подпорные стены в историческом центре города не гранитным ломом, а бутом, какими они всегда были до более поздних и бедных ремонтов. Не нужно облицовки серым гранитом стен набережной, заливки бетоном подпорных стен Центральной горки, железных дверей в подъездах домов центральной Большой Морской улицы. У деревянных филёнчатых дверей люди приезжают и фотографируются, потом показывают родным красивый южный вкусный город и как прислонялись к этим дверям, нагретым солнцем, и что-то чувствовали, сроднялись», — поделилась она с ForPost.
Известный в городе экскурсовод, краевед и борец за старую архитектуру Степан Самошин уверен, что Севастополь просто невозможно сделать типовым, заурядным или заштатным:
«Я считаю, что наш город всегда был и остаётся необычным. О его непохожести на другие города России писали путешественники ещё 200 лет назад, а с тех пор Севастополь обогатился архитектурой, памятниками, историей, музеями, многократно увеличил свою территорию. Разумеется, личное впечатление у каждого своё, как и уровень впечатлительности. Можно поставить другие вопросы: насколько город сегодня благоустроен? Насколько хорошо выполняют свои функции департамент культуры и управление туризма? Насколько гостеприимны сами севастопольцы? Я на них отвечать не буду, потому что это уже другая тема разговора.
А уникальности нам не занимать. Невероятно разнообразная природа, исторические объекты от каменного века до событий последних лет, сам город с его живописным ландшафтом, морскими видами и узнаваемой архитектурой, необычные музеи (Панорама, 35-я батарея), колоритная округа — Балаклава, Байдарская долина, Инкерман и многое другое. Лично я не встречал никого, кто остался бы равнодушным к Севастополю».
Схожей точки зрения придерживается и ведущая программы ForPost-«Реактор» Лариса Петренко.
«К счастью, Севастополь никогда не станет типовым в силу того, что дано природой, и того, что оставили нам предки — героическая история, впечатляющая архитектура, возможность в любой день оказаться на море, в лесу, в горах или у озера и замереть от красоты места. Для тех, кто заинтересован узнать Севастополь, есть множество вариантов. Например, сравнить древний и новый Херсонес, понять, что ты чувствуешь в каждом из них, — это уникальный опыт, который возможен только в Севастополе. А подъём с Яшмового пляжа — когда великолепные виды идут бонусом к физической нагрузке? Люди, которые потрудились узнать о городе чуть больше, запомнят его каким угодно, но не типовым», — уверена она.
При этом, по мнению Ларисы Петренко, по развитию инфраструктуры Севастополь сейчас недотягивает до типового уровня крупного и развитого города.
«У нас прекрасное очень часто соседствует с ужасным. Если с набережной Корнилова смотреть на культурный кластер, то мы видим проект, который возвышает город от отметки „нечто типовое и обычное”. Но на первом плане этого вида будут уродливые недострои — и это сильно вниз от стандартов современного города», — считает она.
По словам собеседницы ForPost, наши вывески, разномастные ларьки, замызганность и неухоженность, свалки возле контейнерных площадок, сухие ветки по всему городу, засыхающие без полива зелёные насаждения, исторические здания, которые осыпаются в страховочные сетки, — именно это опускает внешний вид города даже ниже, чем отметка «типовые стандарты».
«Ещё одна причина, по которой я не могу назвать Севастополь типовым городом, — это неопределённость в экономическом развитии. Сейчас крупное производство представлено только в виноделии. Но есть перспективы в сфере туризма, есть такой „проект-мечта”, как кампус на Северной стороне. Если раньше идентичность Севастополя основывалась на том, что это город инженеров и моряков, то сейчас городу предстоит искать и другие основы для самоопределения», — подчеркнула Лариса Петренко.
P.S.
От автора
Впервые в Севастополь я приехал в 2005 году. С тех пор город стал для меня родным во всех отношениях.
В тот самый первый раз меня поразили три вещи. Обилие русских флагов в тогда ещё административно украинском городе. Памятники великим русским адмиралам, матросам и солдатам первой обороны Севастополя, а также кораблям, береговым батареям, защитникам и освободителям города от германских нацистов. И, наконец, боевые корабли Черноморского флота, которые отдыхали у причалов или уходили/возвращались в/из походов; белоснежные бескозырки летом и чёрные бушлаты зимой.
И в этом сила Севастополя, его душа, его величие, его особенность.
«Севастополь и Черноморский флот были неразделимы. Сейчас мы хоть и говорим так, но флот уже почти невидим. А тогда в Севастополе в любое время дня и ночи вышел — обязательно встретишь матросов, особенно когда увольнение — весь город расцветал бескозырками», — вспоминал 90-е годы прошлого века первый мэр Севастополя Иван Ермаков.
Сейчас, по понятным причинам, ни кораблей, ни бескозырок в городе не видно. Хочется верить – временно.
Андрей Киреев
Фото автора
Обсуждение (4)
Благодаря одаренности тех, кто так славно руководит экономикой, промышленностью в исполнительной власти, насколько профессиональны руководители особенно последних двух каденций комитета на экономике и предпринимательству в Заксобрании город получает вот это -
Благодаря мудрым политикам и руководителям - микро производство вообще не развивается.
К сожалению Севастополь нЕкогда ВМБ превращается в заштатный райцентр с околокультурными амбициями в виде «ёперного балета», «мАрины» вместо базы ПЛ и прочих поповских утех… в «приватизированном» Херсонесе….
Испытание временем Севастополь не прошёл – он никогда не был самодостаточным городом. Если раньше дотации оправдывались действующей базой флота и всей сопутствующей инфраструктурой, то теперь, в условно "мирное" время, власти видят город исключительно как источник земли у моря и удобный инструмент "правильного" освоения федерального бюджета.
Как бы ни было прискорбно, но все разговоры о "легендарности" в наши дни не имеют под собой никакого экономического основания. Несмотря на крепкого турка, без воли свыше ничего не изменится, а воля свыше это уродливые "кластеры", но никак не флот.
И да, за почти 12 лет в "родной гавани" город окончательно превратился в заурядную российскую глубинку. Это не злорадство, скорее, грустный факт.
Да, все верно. Во времена диалектического материализма Севастополь от любого другого города отличало множество моряков в форме на улицах, большое количесво разнообразных кораблей у причалов и на рейде. Конечно на 99% сухопутные жители нашей страны попав в Севастополь обалдевали. Времена изменились, у власти другие люди, не знающие каким был город раньше, да у них и другие заботы. Город перестал быть городом военных моряков и инженеров. А душа города это все же люди. Будем надеятся, что новый губернатор, справится с помойками и мусором на улицах. Хотелось бы, чтобы и с ценообрвзованием справился, тк приезжие из Москвы и Питера отмечают несуразную дороговизну, но видимо это никому не по плечу.