С конца лета крымчане периодически сталкиваются с дефицитом бензина на автозаправках. В минувшие выходные в правительстве Крыма вновь сообщили о нехватке топлива в регионе. Почему возникают такие ситуации и есть ли способ решить эту проблему, разбирался ForPost.
Бензин в Крыму: подождать до октября
В Министерстве топлива и энергетики Крыма дефицит пояснили сезонным спросом и логистикой.
«В настоящее время на некоторых автозаправочных станциях в Республике Крым наблюдается дефицит светлых нефтепродуктов. Данная ситуация прежде всего связана с текущим спросом, значительным отдалением данных АЗС от нефтебаз предприятий трейдеров, а также временными ограничениями в логистических маршрутах доставки», — рассказали в ведомстве.
Перебои с поставками бензина в Крыму начались ещё в августе. Тогда глава республики Сергей Аксёнов пояснил дефицит топлива логистикой и снижением объёма производства нефтеперерабатывающими заводами юга России «по объективным причинам».

А в начале сентября министр топлива и энергетики Крыма Владимир Воронкин сообщил, что дефицит связан с возросшим спросом: летом из-за туристического сезона потребление бензина на полуострове увеличивается на 30%. Однако, по его словам, в сентябре спрос упал, и того объёма, который завозится в Крым, должно хватить. Но как оказалось, не хватает.
В правительстве Крыма ранее пообещали, что вопрос с поставками удастся решить до октября, но полностью эта проблема сойдёт на нет только после завершения спецоперации.
Бензин дороже, чем в Краснодаре и в Москве
Пока наладить поставки не удаётся, светлые нефтепродукты продолжают дорожать. По данным Росстата, по состоянию на 8 сентября в ЮФО самый дорогой бензин был в Крыму, Калмыкии и в Севастополе.
Так, в Республике Крым средняя стоимость бензина марки АИ-92 и АИ-95 составила 64,52 рубля за литр и 73,70 рубля соответственно, в Калмыкии — 64,34 рубля и 69,87 рубля соответственно, в Севастополе — 64,28 рубля и 74,04 рубля соответственно. При этом в соседнем Краснодарском крае топливо оказалось на 4-7 рублей дешевле, чем в республике: средняя цена АИ-92 — 60,35 рубля, АИ-95 — 66,58 рубля.

Дешевле, чем на Крымском полуострове, бензин и в столице: на АЗС в Москве средняя цена марки АИ-92 — 59,45 рубля, АИ-95 — 66,20 рубля, следует из данных Росстата.
Но в целом топливо дорожает не только в Крыму, но и по всей стране. Так, за первую неделю сентября в России средняя цена на АИ-92 выросла на 34 копейки, на АИ-95 — на 36 копеек, сообщили в Росстате.
Цены на бензин в России: рост неизбежен
В нынешних условиях рост цен на бензин в России неизбежен. Такое мнение в комментарии ForPost рассказал главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика-Инфо» Борис Марцинкевич.
И одна из причин — ежегодный рост акциза.
«Депутаты за это голосовали и голосуют. После этого мы видим, что цены на бензин выросли», — отметил эксперт.
Вторая причина — монополия на топливном рынке. Как обратил внимание собеседник издания, более 80% нефтепродуктов в России, по данным статистики, поставляют на внутренний рынок шесть компаний. При этом ценообразование на топливо — биржевое. При таком минимальном количестве поставщиков страна получила классическую олигополию, при которой постоянный рост цен неизбежен, отметил эксперт.
Для стабилизации ценовой ситуации можно было бы временно перейти на государственное регулирование, но пока этого делать не хотят.
«В Китае каждые 10 суток устанавливают предельные цены на АЗС. Никто от этого не пострадал. Почему у нас этого делать нельзя, мне совершенно непонятно», — подчеркнул Борис Марцинкевич, добавив, что рост стоимости светлых нефтепродуктов на российских АЗС уже превысил годовую инфляцию почти в два раза.
При этом, по мнению собеседника ForPost, региональным властям также стоит обратить внимание на такое важное звено в логистической цепочке, как нефтебазы. Ведь в том числе и от их работы зависит скорость доставки топлива на АЗС и его конечная стоимость для потребителя.
«Их (нефтебазы — Прим.) приватизировали в 90-е годы, а что там творится, какой парк ёмкостей, исправны ли они, с какой скоростью нефтебаза обработает состав с нефтепродуктами, по какой цене и на каких условиях там хранится топливо — никто этого не знает. Владельцы АЗС под контролем ФАС и других структур, но почему происходящее на нефтебазах интересует только Ростехнадзор, который отвечает исключительно за соблюдение правил безопасности?», — задаётся вопросом Борис Марцинкевич.

Что касается дефицита топлива, то эта проблема периодически возникает не только в Крыму, но и в других регионах РФ, отметил специалист. Например, на Дальнем Востоке это связано с недостаточным количеством нефтеперерабатывающих заводов в регионе и сложной логистикой.
В Крыму же причины недостатка топлива — сезонный спрос и отсутствие на полуострове вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые работают по принципу «от скважины до бензобака» и соблюдают соглашение с правительством о недопущении роста цен на АЗС выше уровня годовой инфляции, подытожил Борис Марцинкевич.
Как рассказывал ForPost, в Крыму стоимость топлива продолжает оставаться одной из самых высоких среди регионов Российской Федерации. Крымские власти несколько раз обещали снизить его стоимость до уровня Краснодарского края, но сделать эту мечту реальностью пока не получилось.
Юлия Суконкина
Фото: ForPost, Алексей Лохвицкий|ForPost
Обсуждение (1)
...Для стабилизации ценовой ситуации можно было бы временно перейти на государственное регулирование, но пока этого делать не хотят...
"Отмазки" стандартные - логистика, акцизы, потребители -прежде всего туристы, привыкшие ездить на машинах, биржа и т.д. и т.п. Все эти страдания происходят на фоне вполне приличного финансового благополучия шести крупных компаний-монополистов, при любых раскладах они не в убытке, в том числе и прежде всего благодаря правилу демпфера...Все там делают вид, что не понимают почему растут цены и такой "непорядок" в этой отрасли и что надо делать...Не акцизы надо увеличивать и прочее, а просто вернуть все (как и многое другое) в Государственную собственность (сколько можно кормить эти шесть компаний).Предположительно, возврат в Госсобственность позволил бы минимум вдвое снизить розничные цены на топливо...Государство бы получило не только прямую выгоду, но и косвенную...