Воронежская область передала в дар Никитскому ботаническому саду в Крыму девять однолетних ростков дуба черешчатого, гордость знаменитого Шипового леса. Именно здесь, в Черноземье, в XVIII веке по указу императора Петра I заготавливали древесину для первых кораблей российского флота. Приживутся ли воронежские гиганты на полуострове, узнавал ForPost.
Легендарные предки
Дуб черешчатый для Крыма не редкость. Но дар воронежцев особо ценен, поскольку это так называемые мемориальные саженцы, объяснил ForPost заведующий лабораторией дендрологии НБС Владимир Герасимчук. Ведь полученные ростки были пророщены из желудей патриарха Шиповой дубравы, как называют этот массив площадью почти 40 тысяч гектаров в российском Черноземье.
Этот лес ещё известен как Петровская дубрава, добавил он, поскольку именно здесь в 1709 году Пётр I нашёл подходящий материал для первой отечественной флотилии. За следующие полвека могучий лес, правда, срубили, но деревья дали «потомство».
«Дубы, которые там растут, в основном порослевого происхождения: деревья пилили, но они давали новую и новую поросль, — рассказал учёный. — Несмотря на то, что это уже второе-третье поколение [деревьев], там дубы достигают 40 метров в высоту».
Один из таких гигантов и стал «отцом» для саженцев, привезённых в Крым.
За саженцами будут ухаживать
Сейчас растения находятся в питомнике Никитского ботсада, где следующие два-три года 10-сантиметровые дубки будут привыкать к жаркому и засушливому климату ЮБК. За это время специалисты сформируют у саженцев равномерную крону и корневую систему, пояснил собеседник ForPost.
Малыши-дубы пока что выросли всего на 10-15 сантиметров.
Когда деревца достигнут метровой высоты, им подыщут место в одном из четырёх парков ботсада.
«Скорее всего, это будет групповая посадка, чтобы не отрывать дубки друг от друга, а высадить рощей», — пообещал дендролог, уточнив, что точная локация пока не определена.
Впрочем, дубки, где бы ни были посажены, способны достойно украсить любое место. Ландшафтные архитекторы ценят эту породу за долговечность — отдельные экземпляры доживают до тысячелетнего возраста — и декоративность кроны, добавил Владимир Герасимчук.
Читайте по теме: Неизученные насекомые атаковали дубы на Южном берегу Крыма
Как писал ForPost, столетний дуб пал жертвой жителя Массандры, который решил благоустроить свой земельный надел, пустив дерево на дрова. И хотя древесный патриарх произрастал на частной территории, городской суд обязал ялтинца выплатить 1,8 миллиона рублей за такой варварский поступок.
Пелагея Попова
Фото: nikitasad.ru
Обсуждение (6)
Одна надежда, что сотрудники Ботанического сада их выходят. Если бы было в Севастополе, то угробили.
в Севастополе когда-то корабли строили и из крымского дуба!
Полный абсурд.
Самой большой проблемой для создающегося флота на Черном море был именно корабельный строевой лес.
. Он шел из Польши, Белоруссии, Воронежа. Потемкин, зная огромную нужду Северного Причерноморья в лесе, продал свое имение Дубровна и купил новое в Польше близ Смелы, где он уже приобретал лес раньше. Князь предоставил Черноморскому адмиралтейству право льготных заготовок, не получив за них от казны ни одной копейки. Его вклад в решение проблемы корабельного леса позволял ему сказать, что «почти каждую доску для строительства кораблей он пронес на своих плечах».
Сплавленный по рекам лес, сразу же шел на корабельное строительство, что сказывалось на качестве судов. Австрийский император Иосиф II, который присутствовал при торжественном спуске кораблей в Херсоне во время путешествия Екатерины II на юг, обратил внимание на то, что корабли изготовлены из сырого леса. Из его писем в Европе стали распространять мнение, что новые русские корабли годны скорее на показ, чем в дело. Ощущался недостаток и других материалов.
Именно с качеством леса и спешкой при строительстве свяжут современники тяжелые последствия жестокого шторма 1787г. Во всех судах Севастопольской эскадры началась течь, многие потеряли мачты. Фрегат «Крым» затонул, а линейный корабль «Мария Магдалина», потеряв управление, прибился к Босфору, где был взят турками в плен. М.И.Войнович вынужден был поставить эскадру на якорь. Два дня на кораблях отливали воду и чинили повреждения. Так что упреки в адрес Потемкина по поводу качества новых судов не были беспочвенными. Лишь после смерти светлейшего градус критических высказываний снизился.
Господи Исусе! Деревянный авианосец.
Дубы - это прекрасно.
Отличная новость!
Мечтаю побродить по дубовой роще...