Новый спектакль - это новый повод задуматься. Из сезона в сезон театралы Севастополя размышляют, переживают, смеются, плачут, спорят... Заставить испытать сильные эмоции во время спектакля - задача не из лёгких, однако главный режиссёр театра имени Луначарского, Григорий Лифанов, в очередной раз доказал, что для него это - суть самой профессии. В конце прошлого года севастопольскому зрителю был представлен спектакль по роману Льва Толстого "Анна Каренина". Заданная луначарцами планка оказалась очень высокой, и дай Бог им в дальнейшем сил и таланта её удержать.
История трагичной любви замужней дамы высшего света и блистательного офицера волнует уже не одно поколение читателей. Перенести на сцену атмосферу романа довольно сложно как технически, так и актерски. Для команды, что работала над «Анной Карениной», выражение «атмосферный спектакль» - не пустой звук. Зрители стали погружаться в неё ещё до начала действия. Третий звонок еще не прозвенел, а уже послышался гул поездов, занавес медленно поднялся, и за тёмной прозрачной ширмой оказался московский вокзал.
Это не были декорации в том смысле, как мы привыкли об этом думать, уместно говорить о мастерски воссозданных реальностях из романа Толстого. Во время всего спектакля в глубине сцены можно разглядеть очертания головного вагона поезда. Даже двух... И все-таки, от чеховского принципа в театре никуда не денешься – ружье выстрелит, поезд задавит. Видимо, один из них, как символ надвигающегося рока, предназначался Карениной. А второй вполне мог символизировать вечный ход жизни, которая всегда граничит со смертью.
Уже сами размышления на такие темы играют в пользу спектакля.
Сценическая версия романа (именно так спектакль проанонсирован на всех афишах) оказалась максимально близкой к оригиналу. Порадовало то, что Лифанов очень бережно отнёсся к классическому произведению. Из оригинала взяты главные сцены и локации, сохранены и с ювелирной точностью вкраплены в них главные реплики героев. Логика повествования не нарушена, сюжетная линия не изменена. Аудио-вставки, в которых завораживающий мужской голос читает коротенькие отрывки из романа, усиливают драматизм спектакля.
В сценической версии зрителю предложен также и самый настоящий показ мод 19 века! Без преувеличения, костюмеры и пошивочный цех провели грандиозную работу. Дабы зритель оценил шикарные костюмы сплетников высшего света, перед началом второго действия актёры вошли в зрительный зал и прошлись между рядами.
После спектакля не покидало ощущение, что ты избит и ранен в самое сердце, что нервы оголены. Актёры не щадили ни друг друга, ни зрителя. Вот это отсутствие пощады с их стороны и поразило. Особенно во втором действии.
Наталья Романычева, игравшая Анну Каренину, не знала жалости ни к кому. Того, конечно, требовал сам образ, и передала она его очень убедительно. Во второй половине спектакля в игре актрисы чувствовалось внутреннее ощущение приближающейся беды. Да и сама она представала бедою, весьма ярким её воплощением – были такие эмоции и взгляды…
Виталий Таганов, исполняющий роль Алексея Каренина, сорвал мои аплодисменты ещё до занавеса. Личные, внутренние аплодисменты. Он играл не без надрыва, но и эмоции удержал, чтобы не скатиться в пошлую истерику, и при этом передал всю сложность и боль внутренних переживаний. Это сыграть тяжелее всего. Таганову это в полной мере удалось.
Роль Вронского исполнил Николай Нечаев, не так давно пополнивший труппу театра. Кто-то, глядя на него, подумал: «Да, это мой Вронский», а кто-то его не принял. Это нормально. Новые решения ищутся не только для спектакля, но и для самого образа. Николай Нечаев вместе с режиссером пока в поиске.
Как признался Григорий Лифанов, для него «Анна Каренина» - прежде всего, мужская история, произведение об Алексее Каренине и Алексее Вронском. И действительно, следить за борьбой этих двух мужчин было интересно и волнительно.
Наблюдая за Тагановым и Нечаевым, понимаешь, что для дуэли не всегда нужны пистолеты. Выстрелить на поражение можно совсем иначе. Неудачная попытка самоубийства Вронского и страдания Каренина, близкие к помешательству – вот итоги противостояния без оружия. Только слово, взгляд, эмоция.
Работа, проделанная труппой театра, вызывает искреннее восхищение. Масштабно? Да! Зрелищно? Безусловно! Талантливо? Несомненно! Конечно, спектакль ещё будет искать новые решения, но главное, что он нашёл благодарного и думающего зрителя.
Когда актеры выходили на поклон, возникло чувство взаимности – захотелось поклониться им в ответ. За что? За три часа сумасшедшей жизни, прожитой ими на сцене. Браво!
Арсений Веденин
Фото: Татьяна Миронюк, lunacharskiy.com
Обсуждение (11)
Спасибо. После такой рецензии надеюсь снова стать театралкой.
Прекрасная рецензия..! Здорово, что в Севастополе возрождается традиция профессиональной театральной критики, а не экзальтированных панегириков. Браво, Арсений, браво!
Понимаю, что навлеку гнев пылких поклонников, но Анну (как очень распространенный вид Женщин) абсолютно не жаль! Пока вы льете слезы, я гомерически смеюсь)))! То же и с госпожой Бовари, с Маргаритой Готье, с Клеопатрой, с леди Винтер, с Мессалиной - не жаль!)) Если у мужчин действует слоган: "Взялся за грудь - говори что-нибудь!", то у любой женщины должны присутствовать порядочность и чистоплотность в отношениях: сначала уйди, а потом - всякая всячина. В противном случае - читаем "Крейцерову сонату" или "Леди Макбет Мценского уезда"))). Как-то так. Если чо, то я - Маслов.
to Cocone (Севастополь)
После прочтения "Мадам Бовари" промелькнула мысль, что эту книгу надо сжечь как эталон абсолютной безнравственности.
Остановил один уважаемый книгочей, который напомнил, что тогда уж - все.
КатЬя, а сколько тебе годиков было, когда решила сжечь, а?..)) Пять? Семь с половиной?... А потом Оскар Уайльда "Саломею" не хотелось?..)) А убить Юдифь при встрече?.. Или споить "боярой" Машу Медведенко?! Может, обсудим Настасью Филипповну?.. Или Гертруду? Ладно, давай о Заречной...) Можем о Лауре или о Донне Анне, коли есть охота)))
КатЬя, тебе придется сжечь много книг... Все!))) Начиная с Библии, ведь там - про Лилит... Ну, ты в курсе))
"О, женщины, вам имя - вероломство"! Заметим: не я сказал)))!
to Cocone (Севастополь)
Дело, Андрей, не в женщинах с низкой социальной ответственностью
Дело в мере смакования аффтором - нечистоплотности в принципе.
Уважавемый Арсений, попытка, как говорится, не пытка. возможно, впереди у Вас блестящее будущее театрального критика. но первое впечатление от прочитанного--не можете не писать рецензий, не пишите! пока у Вас подростковая оценочная шкала и страстное желание "замахнуться на Вильяма нашего"... примите добрый совет: откажитесь от штампов в духе "Славы Севастополя" типа "заставляет задуматься" и почитайте (перечитайте) первоисточник. глядишь, повзрослеете...
to корреспондент (севастополь) Уважавемый Арсений, попытка, как говорится, не пытка. возможно, впереди у Вас блестящее будущее театрального критика. но первое впечатление от прочитанного--не можете не писать рецензий, не пишите! пока у Вас подростковая оценочная шкала и страстное желание замахнуться на Вильяма нашего ... примите добрый совет: откажитесь от штампов в духе Славы Севастополя типа заставляет задуматься и почитайте (перечитайте) первоисточник. глядишь, повзрослеете...
Вы действительно думаете, что я не перечитал первоисточник перед тем, как идти на спектакль? Это моя первая театральная рецензия, и Вы уж простите, что она не идеальна. Это, исключительно, мое видение спектакля, никак не претендующее на истину в последней инстанции. Я на театрального критика не учился. В любом случае, спасибо за Ваш комментарий. Это все в копилку.
to корреспондент (севастополь)
Также интересно почитать ваши театральные рецензии. Глядишь, опыта наберусь, повзрослею.
Зря Вы, Арсений, иронизируете. я бы с радостью с Вами своими рецензиями поделилась, но надо поднимать весь архив. Кажется, осталась одна на "Лилит" в постановке Маслова. Кстати, у него же можете поинтересоваться насчет уровня моих рецензий. равно как и у Аксиньи Норманской, и у Владимира Магара. На сякий случай, меня зовут Надежда Ерохина и, поверьте. свою первую рецензию я вспоминаю абсолютно без чувства профессиональной гордости. все мы начинали с чего-то, и я от всей души желаю Вам удачи! простите, если где-то погорячилась, просто после расследований рецензия--мой любимый жанр)
Я надеюсь, что все лучшие театральные критики объединятся во имя Театра как лучшей формы жизни
Мы для этого сделаем отдельный мир на ФП, где места хватит всем. А пока тренируемся)
to Арсений Веденин
Арсений, не переживайте! Правила написания театральных рецензий известны только самим театральным критикам)) А нам, простым смертным, главное в такой статье - чтобы по её прочтении захотелось сходить на спекталь)) Мастера критического жанра, конечно , послушайте, но слог у Вас, Арсений, лёгкий, склоняющий к прочтению . Спасибо!