В России активно развивалось общественное питание в октябре 2022 — октябре 2024 года, в период сильных экономических изменений и специальной военной операции.
По данным РБК, за это время количество заведений увеличилось на 10,6% — с 179,01 тысячи до 198,1 тысячи точек:
- ресторанов стало 156,29 тыс. (+15,37 тыс.),
- кафе — 31,79 тыс. (+3,7 тыс.),
- баров — 10,92 тыс. (+0,92 тыс.).
Официальная информация властей РФ — иная. Тем не менее, она подтвердила рост числа ресторанов, кафе и баров в октябре 2022 — октябре 2024 годов: с 92,79 тысячи до 97,77 тысячи точек — плюс 5,36%.
При удорожании кредитов из-за подъёма Центральным банком России ключевой ставки, дефиците сотрудников и площадей, тормозящих развитие общепита, наблюдаются упрощение кухни заведений и сокращение расходов посетителей, также обратили внимание эксперты РБК.
Почему так произошло?
Рост числа заведений общепита в России в 2022-2024 годах может быть связан с несколькими факторами, говорит завкафедрой менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе университета «Синергия» Ольга Деревянкина.
«С поиском предпринимателями востребованных концепций, с региональным развитием индустрии гостеприимства и внутреннего туризма, с вливанием в экономику государственных выплат военнослужащим. Это всё создаёт благодатную среду для экспериментов и проб», — считает она.
По её словам, к нетрадиционным заведениям можно отнести, например, открытые в Москве в этом году австралийский ресторан Aquatica, ресторан авторской кухни «Скандинавия», ресторан с акцентом на дичь «Гамбит Гурмэ», концептуальный коктейльный бар «Ночные ведьмы».
«В регионах продолжили своё развитие франчайзинговые сети "Новиков Групп", "Тануки", "Вкусно — и точка"», — добавила Деревянкина.
Количество заведений общепита увеличилось из-за выраженного запроса жителей мегаполисов на готовую еду как в ресторанах, так и в доставке, сказал в свою очередь кандидат экономических наук Сергей Гатауллин. Так как, уточнил он, занятые люди не хотят тратить время на приготовление пищи.
«А учитывая тренд увеличения числа домовладений, состоящих из одного человека, и расширение предложения со стороны рестораторов по диверсификации ценовых категорий, охват отрасли увеличивается в том числе за счёт регионов и, возможно, оживления туристических потоков. Однако по итогам второго полугодия (2024 года) можно ожидать снижения предпринимательской активности, связанного с дороговизной заёмных средств, которое отчасти будет нивелировано предыдущим периодом», — подытожил он.
Без развлечений никак?
Если общепит вырос и востребован россиянами, возник вопрос, который регулярно поднимается в последние два с половиной года: насколько уместны развлечения во время специальной военной операции? В том числе посещение баров, дискотек и ресторанов.
Наши читатели ранее оставили под материалами по теме такие комментарии:
«Вон, что творится в Москве, полная веселуха, а где-то гибнут люди. Люди теперь не те, потребители, нет чувства патриотизма, в ВОВ (Великую Отечественную войну) такое было немыслимо»;
«Несокрушимая и легендарная родная Армия сдаёт экзамен на звание Защитники Отечества. Народ продолжает жить своей жизнью. Только у каждого человека СВО идёт тревожным фоном»;
«Где-то гибнут, а где-то веселуха, нет консолидации общества».
Однако психологи отметили необходимость развлечений:
- это неотъемлемая часть социальной жизни человека;
- позволяют переключить своё внимание с текущих проблем и работы на что-то иное;
- без них растёт общий уровень стресса и тревожности, происходит эмоциональное выгорание, что очень серьёзно влияет на общее благополучие и здоровье в целом;
- поддерживают психологическое здоровье и благополучие человека в условиях военных конфликтов.
«Что касается этической составляющей походов по ресторанам в период проведения СВО, то более уместно было бы говорить о возможном ограничении увеселительных мероприятий в целом. Хотя, судя по количеству последних, существование параллельных реальностей никого не смущает», — считает кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
Есть исторические подтверждения, когда в военное время не только работали заведения питания, но даже зарождались новые форматы, сказала в свою очередь заведующая кафедрой менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе университета «Синергия» Ольга Деревянкина.
«Например, само слово “ресторан” появилось во времена французской революции. Так называли заведения, где основным блюдом был овощной суп, питательный и недорогой», — добавила она.
Рестораны в годы Великой Отечественной войны
О том, что в Москве во время Великой Отечественной войны работали рестораны, рассказали власти столицы.
По их словам, в военное время сначала были закрыты почти все такие заведения. Кроме действовавших при гостиницах высшего разряда: «Гранд-отель», «Националь», «Москва».
В 1943 году был создан Трест открытых ресторанов города Москвы, в который включили 27 подобных заведений. Через год у него были уже 34 организации общепита, из них 30 — рестораны, в том числе коммерческие с крайне высокими для обычных граждан ценами.
Тем не менее в годы Великой Отечественной войны большинство ресторанов и кафе в СССР закрыли — уже хотя бы в силу фактора нормативного обеспечения населения продовольствием и уменьшения посетителей, уточнил исследователь Дмитрий Ильющенко.
Но в крупных городах, прежде всего во Владивостоке, Москве, Новосибирске, Перми и Свердловске, работали коммерческие рестораны, выяснил он. По его данным, их посещали в основном старшие и высшие офицеры действующей армии и спецслужб, высокопоставленные управленцы оборонной промышленности и партийные работники, дипломаты и зарубежные журналисты.
«Все, чей заработок не составляли только продовольственные карточки. И таких было немало, поскольку рестораны работали круглосуточно», — обратил внимание Ильющенко.
Он добавил, что в 1944 году стали открывать новые закусочные, кафе, рестораны и рюмочные. Ставку делали на развитие общепита двух видов: первый — рестораны и столовые, второй — закусочные, киоски, ларьки, палатки, пивные, рюмочные, точки «Соки-воды», чайные.
К 1945-му в той же Москве стало больше ресторанов, среди которых самыми известными были «Астория» и «Националь», об их высоком качестве услуг и ценах писала даже зарубежная пресса, отметил Ильющенко.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
Уч. СВО открывали. Им же всё можно теперь. Только не олигархами. ((
Нормально.Пусть бойцы СВО погуляют...😄
А говорят, что нынче рестораны стали убыточными и их приходится закрывать.
Бедные рестораторы...
Кому верить?