Количество строек по типовым проектам в ближайшем будущем в России – а значит, и в Севастополе – увеличится. Если строительство идет на бюджетные деньги, и в банке проектов Минстроя есть типовое решение для этого случая, – надо будет пользоваться им. Так – дешевле и быстрее, решили чиновники.
«В здравоохранении у нас признано такими 204 проекта. Но тут возникла другая проблема: эти проекты являются рекомендуемыми, и регионам все равно хочется попроектировать. Мы сейчас вносим изменения, когда проект, при наличии решения в типовом банке, станет обязательным для использования на бюджетных объектах», – рассказал об инициативе глава Минстроя России Ирек Файзуллин.
По его словам, рекомендательный режим сменится на обязательный через пару месяцев, после соответствующего правительственного решения. Сейчас в банке Минстроя 1046 проектов больниц, детских садов, школ и жилых домов для повторного использования, и это число постоянно увеличивается.
Фото: https://ingineering-sch.edusev.ru/
Как архитекторы относятся к такому решению в целом и конкретно в городе, который стремится иметь свое собственное лицо? С этими вопросами ForPost обратился к севастопольским архитекторам разных поколений Елене Белоус и Георгию Григорьянцу, а еще к историку архитектуры, профессору МАРХИ и СевГУ Елене Овсянниковой.
Елена Белоус обратила внимание на факторы, которым могут не соответствовать типовые проекты. Применительно к Севастополю – это сейсмическая активность и климат.
«Если речь не идет о разработке отдельного банка типовых проектов для нашего региона, то данные факторы явно будут противоречить применению типовых решений, пригодных в более холодных и сейсмически спокойных районах России», – отмечает она.
Тотальные типовые решения ставят под вопрос и архитектурную неповторимость, которая характерна для очень многих российских городов.
«Городам и регионам не просто "хочется попроектировать", но и хочется сохранять свое индивидуальное лицо. Не становиться похожими друг на друга, как две капли воды», – объясняет она.
Сходные возражения против типовой застройки изложил в своей статье севастопольский архитектор Георгий Григорьянц. Она была написана чуть раньше, чем Минстрой объявил о переводе бюджетного строительства на типовые рельсы, но по случайному совпадению была опубликована на сайте Союза архитекторов именно в тот день.
Период, когда нужно было строить много, быстро и дешево, давно ушел, пишет архитектор. Казалось бы, пришел срок создавать «нечто свое, характерное, в традициях, с учетом климата», а еще – отражающее время. В 2000-х годах такие попытки в Севастополе были, в том числе - в сфере образования, но все уперлось в противодействие строительной отрасли. И продолжилась та же самая безликая типовщина – только крашеная и повыше. Детские сады, школы, дома – все похожи на конструктор «Лего».
«В типовой школе и типовые дети», – пишет архитектор.
Однако школы, детские сады, поликлиники были преимущественно типовыми со времен Союза. В самом понятии «типовой проект» нет ничего дурного и постыдного. Вопрос, что это за типовые проекты, кто их выбирает и по каким критериям, говорит историк архитектуры, нежно любящая Севастополь Елена Овсянникова.
Она тоже настаивает: проекты должны быть районированы климатически. В возрождаемом из разрухи Севастополе это было именно так.
«В послевоенной архитектуре Севастополя применялось много типовых секций жилых домов, в том числе – разработанных специально для южных регионов и для города. Например, галерейные дома в районе Новороссийской улицы. Тот же Мелик-Парсаданов <один из главных архитекторов Севастополя и Крыма. – Прим. авт.> занимался именно крымскими вариантами террасной и прочей застройки – от малоэтажной до домов-башен», – говорит она.
Ул. Новороссийская, 16. Декоративные элементы под балконами почти все разрушены
Какие именно приемы сделали типовые секции послевоенных севастопольских домов совершенно незаметными, и вообще о том, как сегодня рассмотреть первоначальный архитектурный замысел Севастополя, – в другом материале ForPost.
А вот «индивидуальные проекты» последних лет часто совсем не украшают город, отмечает Елена Овсянникова.
«Сейчас разгул дикого самостроя и бездарнейших, хоть и не типовых, проектов, которые уродуют города – с единственными мыслями о квадратных метрах и прибыли», – говорит она.
Примеров этому достаточно и в настоящем, и, возможно, в будущем – архитектурно-художественный совет регулярно отправляет на переработку дизайн-проекты новых севастопольских зданий.
Очень важно, что за проекты попадают в банк Минстроя, кто их выбирал и по каким критериям, подчеркивает Елена Овсянникова. Может обнаружиться, что типовой проект окажется не только не самым гармоничным, но и не самым экономичным решением.
«Если фактический отбор будет делаться с приоритетом финансовой выгоды строительной отрасли, эти типовые проекты не будут дешевыми, – прогнозирует ученый. – Сейчас налицо конфликт строительного синдиката с профессиональными архитекторами – вместо них выгоднее нанимать халтурщиков без опыта».
Одним регулированием ситуацию не изменить, в очередной раз подчеркивает Елена Овсянникова:
"В этом вопросе все зависит главным образом от культурного уровня чиновников и рядовых граждан".
Впрочем, не только в этом.
Светлана Косинова
Обсуждение (12)
А потом вместо Павлика кого-нибудь по празднику отправят в Севастополь и он вломится в чужую хату.
Надям приготовиться, Ипполитам насторожиться
Это будет уже не Севастополь, а мухосранск.
to Тина Севастополь: а сейчас что ? очень преочень дорогой мухосранск. Ведь именно на проекты уходит львиная доля бюджета, а по факту получаем унылые сараи, да еще и с огромными недочетами, которые выявляются в ходе строительства
Причём типичный.
Если Правительство хочет, чтобы о нем вспоминали с благодарностью, пусть пригласит сюда лучших архитекторов проектировщики и строители у нас есть. Надо только их организовать.
хватит пилить бюджет на проектах-перепроектах-переперепроектах. есть готовое - используйте.
Посмотрите на наш исторический центр. Он был создан в труднейшее послевоенное время, а какая архитектура! Ни один дом не похож на другой. Это и есть лицо Севастополя, которое мы любим. Разве в 40-50-е в стране было больше денег? Или тогда все-таки о другом думали?
Легче всего все оптимизировать и обезличить. Что и делается с успехом на всех направлениях. И Григорьянц прав: в типовых школах - типовые дети.
Воровать меньше надо, господа оптимизаторы.
Ну что Вы? Как это? Не сравнивайте тогда и сейчас. Тогда и промышленность подняли. Фабрики и заводы построили. Школы и детские сады. Всё было направлено на то, чтобы гражданин СССР приносил пользу стране, а страна в это время воспитывала и растила гражданина СССР. Теперь всё иначе.
Что-то другое на Ленина 2 делать не собираются. Все остальные свистопляски направленны именно на то, чтобы прикрывать разграбление городского имущества и разбазаривание земли под будущие гетто.
to Алиса:
тогда воровать государственные деньги было намного труднее и намного опаснее.
to Какжетак:
Так и я об этом.
А что толку,что проекты больниц медкластера разработаны эксклюзивно,есои они не рассчитаны на высокую сейсмоопасность 8-9 баллов в Севастополе?
Типрвые проекты школ,больниц и садиков существуют в РФ уже давно,причем они прошли госэкспертизу,что сокращает время на разработку проекта и проведение эксперизы .Просто меньше возможностей для коррупционной составляющей при заключении договора на проектирование,поэтому типовые проекты в некоторых субъетках РФ,включая и Севастополь,избегали использовать.Хотя налицо экономия средств и времени.Берется готовый проект и привязывается на местности к коммуникациям.