Севастополь

Самый севастопольский писатель

"Наконец-то мы вместе", - сказал Владислав Крапивин после судьбоносного референдума. "Я сейчас хожу как именинник».

Самый севастопольский писатель
Фото:
Известия

"И мы бредем, бредем по самой кромке...

"Куда же нам идти?.."

"К Ромке!" — неслышно отдалась под ним пустота

Этот, в сущности, совсем не центральный момент из повести Владислава Крапивина "Журавленок и молнии", когда главный герой, Юрка Журавин (он же Журка), в отчаянии бредет по улице, повторяет услышанное ранее стихотворение и на вопрос "куда идти" отвечает: "К Ромке" (это его недавно погибший лучший друг). Но он почему-то отпечатался в моем сознании на всю жизнь. Немудреный фрагмент и немудреная же рифма "кромка - Ромка" оказалась "томов премногих тяжелей". Наверное, какие-то индивидуальные особенности восприятия - но это ведь далеко не единственный фрагмент крапивинских книг, так засевший мне в голову, просто один из самых ярких.

Читайте также: Владислав Крапивин: «Мне всегда двенадцать»…

При этом, конечно, и речи нет о каком-то моем "фрагментарном" восприятии творчества Владислава Петровича, которому сегодня исполняется восемьдесят лет. Нет и еще раз нет! Фрагменты, цитаты - это, говоря языком нынешнего информационного общества, ключевые слова и тэги, позволяющие мигом вспомнить весь сюжет, чем он меня потряс и какие уроки я из него вынес. Вот и при бесхитростном "кромка-Ромка" я вспоминаю, как в конце "Журавленка" Журка в страшную грозу стоит у провала, образовавшегося на дороге от бурных потоков воды, и намотанным на театральную шпагу пионерским галстуком сигналит водителям, чтобы они объезжали опасное место.

«Опять вспыхнула над головой трескучая оглушительная звезда. Журка пригнулся и вытянулся вновь.

"Если ударит в клинок, я, наверно, не услышу грома", — подумал он. И стоял...

Молнии рубили ливневое пространство над соседними крышами, и каждая могла пройти обжигающим ударом через тонкую сталь клинка и струны Журкиного тела.

Не ударит? Не попадет?

Может быть, нет.

На этот раз, наверное, нет...

Но впереди еще столько гроз...



И если вы увидите под ливнем и молниями Журавленка, пожалуйста, поспешите ему на помощь
»

Юный читатель другого замечательного и мною любимого советского писателя, Л.Пантелеева, сказал, что у него в произведениях "рассказывается все как было". И вправду, Пантелеев, за исключением небольших этюдов вроде рассказика "Фенька" о девочке_с_пальчик, питавшейся гвоздями и чернилами, был великолепным реалистом. За счет простого описания невыдуманных событий - порой чудовищных и душераздирающих, вроде жизни в блокадном Ленинграде - он показывал, как было - и одновременно как должно и не должно быть.

У Крапивина чуть другое - задолго до появления в нашем обиходе термина "магический реалист" он отчасти был приверженцем именно этого жанра и метода. Я не говорю о фантастических и фэнтезийных книгах Владислава Петровича, составляющих существенный пласт его творчества (чего стоит один цикл "В глубине Великого Кристалла"). Но и в формально лишенных трансцендентных мотивов книгах Крапивина постоянно и убедительно описывается тема Чуда, соприкосновения с чем-то высоким, превосходящим человеческий разум и мир. Юрка Журавин в приведенной мной сцене возле дорожного провала - это и Данко, и Прометей...и тот, кто несет Свет и Спасение. Крапивин, внук священника, крестившийся в шестьдесят с лишним лет, христианин и критик многих аспектов жизни Церкви, был - как и Пантелеев - одним из советских христианских писателей, усердно несших суть истины Евангелия без упоминания его терминологии и формы (это порой более полезно для читателя, чем слово "Бог" в каждом абзаце).

Крапивин - писатель и одновременно педагог. В созданный им в начале 1960-х на Урале детский отряд «Каравелла», имевший девиз «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил, я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня» и подвергавшийся суровой критике официальных чиновников от образования, хотели попасть дети их разных уголков Советского Союза.

Всех там принять не могли по объективным причинам - но Владислав Петрович старался заочно поделиться с советской детворой ценностями своего «отряда верных». И на страницах журнала "Пионер", взявшего шефство над отрядом, и, конечно, на страницах своих книг.

Один современный блогер сурово обругал Крапивина за якобы формирование извращенного детского мировоззрения, приводя в качестве примера сцену из повести «Оруженосец Кашка»: на железнодорожной станции комсомольцы из проходящего поезда стыдят Кашку за торговлю собранной в лесу клубникой («Я таким вот пацаненком был, когда на целину первые эшелоны шли. Мы со своих огородов помидоры тягали и к вагонам тащили, чтобы ребятам дать на дорогу. А тут – "питнадцать копеек"»), а он, не обидевшись и проникшись к старшим ребятам симпатией, отдает им ягоды бесплатно.

С позиции сегодняшнего сурово-капиталистического дня комсомольцы выглядят рейдерами-манипуляторами (а самый говорливый, Борис, в чем-то и вправду является таковым), Кашка же - их наивной жертвой. Но, простите, в человеке и так в силу его биологии сильны - намного сильнее остальных - такие черты, как рвачество, жажда выгоды, животный индивидуализм, эгоизм, цинизм. Зачем развивать то, что и так доминирует - лучше стремиться усилить более подавленные и вполне христианские свойства: альтруизм, солидарность, помощь ближнему своему.

Кто-то скажет, что такого рода индоктринация испортила наш народ, и те, кто был менее ей подвержен и сохранил биологическое начало в практически неизменном виде, после 1991-го сели на шею более "изувеченным альтруизмом" и до сих пор не слезают. Не уверен, что при других идеологических установках все сейчас было бы лучше. Государство, где все, повсюду и на всех уровнях, диагонально и вертикально, друг другу волки, все равно имеет меньше перспектив, чем то, где хоть и в самом истертом виде сохранились высокие человеческие идеалы и следы их воспевания, пусть и в качестве должного, а не сущего. Мы ведь сейчас доедаем остатки советского наследства не только в военной, промышленной и инфраструктурной сфере, но и в педагогической, культурной и морально-этической тоже.

И, конечно, Крапивина и его творчество нельзя представить в отрыве от Севастополя. Впервые посетив его в студенческие годы, Владислав Петрович влюбился в Город Русской Славы и сделал его одной из самых главных опорных точек своего творчества. Под своим именем Севастополь фигурирует в таких книгах, как «Мальчик со шпагой», «Граната», «Шестая Бастионная», «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону» и «Давно закончилась осада». В иных - как вымышленный Византийск или просто Город. Именно под именем Города Севастополь легко узнается в легендарной повести «Трое с площади Карронад», экранизированной в 2008 году, в год семидесятилетия писателя.

Неудивительно, что севастопольцы отвечают Крапивину, считающему их город своей второй малой родиной, взаимностью. В 2010 году, еще при украинской оккупационной юрисдикции, группа общественных активистов предложила присвоить Владиславу Петровичу звание почетного гражданина города - однако горсовет предпочел удостоить этого звания бывшего директора Инкерманского завода марочных вин Анатолия Филиппова (заслуженного и хорошего, вполне возможно, человека, не знаю). Хочется верить, что теперь награда все-таки найдет своего героя. Но и тогда Владислав Петрович не обиделся, прекрасно различая Город и управляющих им временщиков. И март 2014-го стал одним из самых счастливых моментов в его жизни. Он написал севастопольцам письмо поддержки и позже не раз восторженно говорил о тех днях. Вот лишь несколько крапивинских высказываний.

Ещё в 1990-е, когда Севастополь отдавали Украине, я говорил, что это чудовищная дурь на грани преступления. Что надо не присоединять к Украине Севастополь и Крым, а наоборот - наглухо перекрыть Крымский перешеек и поставить там наши силы. Чтобы и в голову никому не пришло посягнуть на эту землю.

А когда началось воссоединение, восторжествовали историческая логика и справедливость. Я понял, что мой Севастополь возвращается. Сам в Крым я приехать не мог - уже еле ходил. Но позволил себе открыть бутылку коньяка и позвонил севастопольским друзьям: «Ребята, наконец-то это случилось! Давайте!»

===

Меня это [передача Севастополя Украине] потрясло и возмутило. Мой город, к которому я привязан как к родному, вдруг оказался за границей. А по поводу одного чиновника, который решил сделать широкий политический жест и отдал одной стране нашу землю, я и говорить не хочу. Я всегда надеялся, что когда-нибудь все вернется на место. Севастопольцы — удивительные люди. Они очень влюблены в свой город… После референдума я достал полбутылки коньяка, поставил перед собой, включил легендарную песню про Севастополь, набрал по телефону своих севастопольских друзей. Говорю: «Ну, ребята, наконец-то оно случилось. Наконец-то мы вместе». Теперь можно писать про Севастополь как про свой город, без оглядки, без грустного напоминания, что этот город вроде бы уже не мой. Я сейчас хожу как именинник. Я рад, что Крым присоединился к России. Это всегда была наша, русская земля. Крымская война — это наша война за свободу. Крым всегда был связан своей историей с Россией. Кому это не нравится, пусть сидит и надувает губы. Его дело…Всякие западные страны идут по пути обособления, а Россия как была, так она и есть, и останется. Это все-таки гораздо лучше, чем отдать Крым на разграбление чужой стране. Всяким «майданам» и так далее. Мое мнение однозначное: Крым — это русская земля, Севастополь — русский город. И слава Богу, что они присоединились.

А вот не прямо про Севастополь, но все равно характерно и актуально.

Знаете, дети всегда задают вопросы вроде «Ты за кого?» И ждут чёткого ответа. Вот и в отношении войн надо всё определять в зависимости от конкретной ситуации. Когда стреляют по безоружным, по мирному населению, по детям, понятно, что те, кто так делает, - мерзавцы и сволочи. Когда украинские деятели сжигают живьём запертых в здании людей, как это было в Одессе, сразу становится понятно, кто за кого.

Прав всё равно окажется тот, кто с оружием в руках встал на защиту человеческой жизни. В конце концов, в уставе нашего отряда есть пункт: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

Владислав Петрович не живет в Севастополе, но он самый севастопольский из современных русских писателей. И как знать, может, ему еще удастся на своем веку порадоваться возвращению в русскую гавань других городов нашей Славы, в том числе и военно-морской - например, Одессы. Долгих и плодотворных лет жизни Вам, дорогой Владислав Петрович!

Станислав Смагин

 

3464
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (23)

Profile picture for user ulogin_vkontakte_7370423
34

Обожаемый мною писатель, его книги - это луч света, откровение и чудо. 

Profile picture for user господин ПЖ
462

"Это всегда была наша, русская земля. Крымская война — это наша война за свободу. Крым всегда был связан своей историей с Россией. Кому это не нравится, пусть сидит и надувает губы. Его дело…Всякие западные страны идут по пути обособления, а Россия как была, так она и есть, и останется." --- 1). Крым не всегда был российским. 2) Крымская война - вовсе не война за свободу. 3) Западные страны как раз-таки идут по пути интеграции, а вот Россия по пути обособления.

 

Profile picture for user Сибирь
3829

Любимый писатель детства!

И ДА: 

Мое мнение однозначное: Крым — это русская земля, Севастополь — русский город. И слава Богу, что они присоединились.

Profile picture for user Екатерина
24376

Отличная статья. Написана от первого лица. Не понимаю, почему не указать имя автора?

А вот эскиз памятника Троим с площади Карронад, который, как и памятник Школьникам-партизанам, в Городе так и не появился

Орландо  добавлено 2017-07-01 11:23:15 

...Так, может, и памятник крапивинским мальчишкам там установим, наконец-то? Трое с площади Карронад

Место для памятника мальчишкам обсуждали много непосредственно с Крапивиным. Группа севастопольцев искала площадь Карронад. Владислав Петрович сказал, что образ площади - собирательный, но по описанию больше подходит небольшой пятачок на ул. Адмирала Владимирского, на пересечении с Капитанской. Эскиз проекта был готов, администрация города была против. Потом памятник согласилась у себя во дворе, на фоне старых "крепостных" стен поставить 3-я гимназия. Но начались проблемы со спонсором.

 

Profile picture for user Екатерина
24376

Уважаемые собеседники, вы когда минусуете комментарий, хоть объясняйте, за что? Если за орфографические ошибки, укажите на них, пожалуйста, я исправлю. Если информация ложная, то скажите, в чём? Если не понравилась приведённая мною цитата, прошу объяснить причину и т.д.

А вот интересно, произведения Крапивина в школьную программу включены? 

 

Profile picture for user Breeze
2958

Одиниз лучших писателей советских времен! Для детей, подростков он просто был лучшим автором рассказов о юношестве.... «Мальчик со шпагой» и другие.

Profile picture for user Tatiana Erodska
1199

 

Отличная статья. Написана от первого лица. Не понимаю, почему не указать имя автора? А вот эскиз памятника Троим с площади Карронад, который, как и памятник Школьникам-партизанам, в Городе так и не появился Орландо  добавлено 2017-07-01 11:23:15  ...Так, может, и памятник крапивинским мальчишкам там установим, наконец-то? Трое с площади Карронад Место для памятника мальчишкам обсуждали много непосредственно с Крапивиным. Группа севастопольцев искала площадь Карронад. Владислав Петрович сказал, что образ площади - собирательный, но по описанию больше подходит небольшой пятачок на ул. Адмирала Владимирского, на пересечении с Капитанской. Эскиз проекта был готов, администрация города была против. Потом памятник согласилась у себя во дворе, на фоне старых "крепостных" стен поставить 3-я гимназия. Но начались проблемы со спонсором.  

 Так может скинемся....

Profile picture for user Екатерина
24376

to Tatiana Erodska:  Скинуться-то мы скинемся, но ведь не дадут установить. 

Profile picture for user Злюка
1676

Сейчас стыдно при людях произносить слово "памятник". 

А "новый памятник" - еще и страшно: побьют.

И будут таки правы.

Profile picture for user Розенбом Таврический
311

Пардон, не читал. Публикация рчень похожа на проплаченную рекламу, хотя писатель , судя по материалу, наш человек. Пусть пишет, уже захотелось его почиьать

Profile picture for user Злюка
1676

to Розенбом Таврический:  Ну так почитайте. 

Читать вообще полезне, чем писать. Особенно - глупости. 

Реклама - ЧЕГО?! 

Profile picture for user Злюка
1676

to Екатерина:  

Отличная статья. Написана от первого лица. Не понимаю, почему не указать имя автора? ...

 Автор тоже этого не понимает: https://vk.com/smaginstan?w=wall164136487_2134  

Но пишет, что не обижается. 

А я обижаюсь. На "Форпост". Мне тоже было интересно авторство. Выяснила его совершенно случайно. 



Впрочем, когда речь о Крапивине, все случайности не случайны.

Profile picture for user Сэйлор Мун
21

"Трое с площади Карронад" - любмая книга с детства и навседа. Спасибо замечательному писателю, так искренее и красиво открывшему когда-то мне Город изнутри!

Profile picture for user Absolut
2532

Крапивин понял душу Севастополя, открыл её в своих работах. А душа уже ускользает, её бетонируют и покрывают плиткой..Земля покрывается коростой, по ней уже не побегаешь босиком. Также любил город Геннадий Черкашин, которого уже забывают, а ведь его книги "Вкус медной проволоки", "Бриг "Меркурий", глубинная  часть истории города. Интересны ли эти писатели новым жителям города в должностях  и можно ли, после прочтения их книг настойчиво делать нам "красиво", уродуя самобытность города своим дурновкусием?

Profile picture for user Екатерина
24376

to Злюка:  

to Екатерина:   Отличная статья. Написана от первого лица. Не понимаю, почему не указать имя автора? ...  Автор тоже этого не понимает: https://vk.com/smaginstan?w=wall164136487_2134   Но пишет, что не обижается.  А я обижаюсь. На "Форпост". Мне тоже было интересно авторство. Выяснила его совершенно случайно.  Впрочем, когда речь о Крапивине, все случайности не случайны.

 Спасибо за ответ. Надо  АВТОРУ СТАТЬИ СТАНИСЛАВУ СМАГИНУ благодарность написать. 

Когда речь идёт о памятниках, то памятник Школьникам-партизанам и Троим с площади Карронад новыми уж никак назвать нельзя, ведь за них севастопольцы хлопочут уже четверть века. Кроме того, назвать их можно и скульптурами. Главное - установить. 

Profile picture for user Uta
3912

Писатель моего детства, он приезжал к нам в школу №9 ! Читала все, уважаю и люблю !

Profile picture for user Орландо
508

Владислава Петровича выдвигали на звание Почетного гражданина Севастополя. Библиотека Гайдара и энтузиасты сделали очень много, собрали все документы. В итоге в горсовете сказали, что желают отдать звание директору винзавода.

Было очень обидно. Правда, Владиславу Петровичу дали знак "За заслуги перед Севастополем". Знак приехали получать барабанщики крапивинского отряда "Каравелла".

Profile picture for user Злюка
1676

  Когда речь идёт о памятниках, то памятник Школьникам-партизанам и Троим с площади Карронад ...

 Я не думаю, что это два разных памятника.

Profile picture for user Злюка
1676

to Орландо:  https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65194251.html 

Уже свердловские депутаты ходатайствуют! 

Наши им ответили, что "изволят" рассмотреть в следующем году.



Зато перед Президентом прогнуться поспешили! aggressive

Можно подумать, что 60-летний Путин до 19 года не дотянул бы! Ему сколько на днях исполнилось? 66? А Крапивину - 80! С кем надо было поспешить породниться?

Profile picture for user Beijingsev
286

Земля ему пухом, а врачам которые накосячили конкретно - не увеидели вовремя инсульт и положили к ковидникам - позор.

Главное за день

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
16
415

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1406

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
3406