Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому предполагается увеличение размера штрафа за невыполнение требования контролирующего органа об остановке транспортного средства до 7-10 тыс. рублей. Повторное подобное нарушение повлечёт уже лишение прав. Законопроект опубликован на сайте Госдумы.
«В последнее время отмечается существенное снижение транспортной дисциплины водителей из-за увеличения случаев игнорирования законных требований сотрудников контролирующих органов об остановке транспортного средства, в том числе в связи с несоответствием санкций статьи 12.25 КоАП РФ степени опасности запрещаемых ей деяний», — отметили авторы законопроекта в пояснительной записке.
В этом материале расскажем, зачем вообще потребовалось поднимать размер этого штрафа.
Зачем так строго?
Юрист Егор Фёдоров пояснил ForPost логику законодателя при создании этого законопроекта.
«По каким причинам водитель может проигнорировать требование ГИБДД об остановке? Если отбросить случаи, когда он просто не увидел или не понял, что требование инспектора обращено именно к нему, то выходит, что причиной игнора могут быть только существенные нарушения. Водитель в таком случае боится более серьёзных последствий, нежели штраф за неостановку по требованию ДПС. Например, он едет в нетрезвом состоянии или без прав. Но если водитель не имеет серьёзных нарушений, то никакого смысла в невыполнении требований сотрудника ГИБДД попросту нет», — отметил юрист.
Так, за езду в пьяном виде штраф составляет 30 тыс. рублей с одновременным лишением прав на срок в 1,5-2 года.
За управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, можно получить штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей, а если за руль садится водитель, ранее лишённый прав, то штраф составит уже 30 тыс. рублей. Кроме того, ему могут грозить обязательные работы от 100 до 200 часов или админарест до 15 суток.
«На фоне столь строгих санкций за названные нарушения наказание за невыполнение требований об остановке авто на сегодняшний день это всего лишь 500-800 рублей. Поэтому водителю-нарушителю гораздо выгоднее просто уехать от проверки. Если же наказания будут сопоставимы по размеру, то и желания уезжать будет куда меньше», — пояснил юрист.
Грузовики тоже
Егор Фёдоров также обратил внимание на то, что законопроект направлен не только в сторону простых автолюбителей, но и водителей транспортных компаний.
«В субъектах РФ, например, в Курганской области, доля водителей, проходящих процедуру взвешивания транспортного средства составляет порядка 25%, а доля водителей, не останавливающихся в соответствии с законными требованиями сотрудников Ространснадзора составляет до 75%», — констатировали авторы законопроекта.
Поэтому предложено усилить ответственность за нарушение правил прохождения весового и габаритного контроля тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами.
«Согласно законопроекту, за непрохождение такого контроля водитель будет получать штраф в 200 тыс. рублей и лишение прав на 6 месяцев, а собственник грузовика — штраф в 100 тыс. рублей. Нарушение правил движения тяжеловесных машин в зоне габаритного и весового контроля повлечёт наложение штрафа на собственника транспортного средства в размере 400 тыс. рублей», — отметил юрист Егор Фёдоров.
Осень — время штрафов
Напоследок стоит напомнить российским автомобилистам о том, что осень и переход на зимний сезон — это традиционное время, когда можно получить штрафы за целый ряд нарушений.
Например, грязные фары могут «обойтись» в 500 рублей, а вот нечитаемые номера — это уже от 500 рублей до 5 тыс. рублей и даже лишение прав от 1 до 3 месяцев.
«Важно знать, что нечитаемым будет признан номер авто, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в тёмное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего госзнака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака», — отметил юрист Егор Фёдоров.
К типично сезонным штрафам можно отнести и наказание за езду зимой на летней резине. Сумма штрафа составляет 500 рублей. К слову, такой же штраф можно получить и за неправильную установку шин.
Напомним, что в России также начали штрафовать водителей за громкий звук работающего двигателя. Первым городом, где эта практика стала применяться, стал Санкт-Петербург. Ранее мы писали о юридических нюансах привлечения к административной ответственности за такое нарушение.
Андрей Мединский