С новой схемой мошенничества столкнулись российские ученые в вузах. Она может затрагивать всех потенциальных участников научных конференций, сообщает телеграм-канал научного сообщества «Зоопарк из слоновой кости».
За последние дни сотрудники целого ряда российских вузов, кто планировал участие в конференции одного уважаемого университета, получили сообщения в ТГ, якобы от организаторов, о том, что им срочно надо скачать и поставить на телефон программу, рекомендованную ФСБ. В послании откровенно раскрывается, что ПО берет под контроль устройство и может передавать с него данные. По легенде, установка такого ПО – рекомендация ФСБ для... фоновой прослушки того, что происходит на мероприятии. Объясняют это лжеорганизаторы конференции опасностью повторения трагедии в «Крокусе». Приложение якобы срабатывает на слова «теракт», «экстремизм» и запускает процесс передачи данных спецслужбам, чтобы те успели предотвратить возможный инцидент.
При перезвоне реальным организаторам информация о необходимости скачивания подслушивающего ПО не подтверждалась.
Напомним, что в прошлые годы кибермошенники «разводили» в Телеграме доверчивых академиков и членкоров, обращаясь к ним якобы от имени министра науки или президента РАН и требуя поделиться личными данными с правоохранительными органами. Поначалу многие считали, что таким образом действуют мошенники из-за рубежа, к которым каким-то образом попала телефонная база данных российских ученых. Впрочем, некоторые, получив сообщение от «высокого начальства», послушно следовали его приказам, а после выяснялось, что передавали секретные личные данные совершенно посторонним людям.
Как-то подобным звонком мошенники едва не вызвали сердечный приступ у 70-летнего академика, который позволил себе засомневаться в личности «замминистра Петра Кучеренко». Якобы от имени Кучеренко ученому «прилетела» следующая фраза в крайне грубой форме: «Я приеду и тебе голову разобью». Министерство, понятное дело, сразу выпустило предупреждение на своем сайте: не верить мошенникам и каждый раз перепроверять информацию по известным номерам телефонов. По стечению обстоятельств, настоящий Петр Кучеренко в мае прошлого года, вскоре после той аферы мошенников, скоропостижно скончался...
Позже научным сотрудникам стали звонить более точечно, называясь не министром, а их непосредственным начальником — руководителем отдела или директором института. Вот тут ученые засомневались: откуда мошенникам из-за рубежа может быть известна внутренняя информация? Когда провели мозговой штурм, пришли к выводу, что единственным местом, куда требовали передать телефоны рядовых сотрудников в привязке к отделам, были организации, которые собирали такие данные в связи с пандемией COVID-19 под предлогом наблюдения при помощи мобильных устройств за соблюдением гражданами карантина.
Нынешняя ситуация с программой прослушки разговоров ученых также наводит на мысль, что данные ученых – участников конференции утекли от кого-то, кто был непосредственно с ней связан.
Кстати, по словам одного из директоров института, существуют и другие схемы, которые мошенники используют в отношении ученых под предлогом их участия в научных конференциях. Речь идет о конференциях за рубежом, за которые предусмотрен вступительный взнос. Бывает так, что неопытный молодой научный сотрудник переводит деньги (от 500 до 1000 долларов) сомнительным организациям, которые либо вообще не имеют отношения к заявленной научной организации, либо имеют, но весьма отдаленное.
Если с откровенным финансовым мошенничеством все более-менее понятно, то с личными данными или с прослушкой телефонов – не очень: зачем и кому это может быть нужно? Как пояснял в свое время «МК» IT-консультант, кандидат технических наук Сергей Карелов, личные данные, которые нельзя найти в Интернете, представляют обычно интерес для кибермошенников. За такую информацию платят дорого, а продают мошенники эти данные сразу по нескольким адресам.