Цифровой мир стал полноценной частью жизни современных детей, но вместе с возможностями он принёс и новые угрозы. Кибербуллинг превратился в серьёзную проблему, а его последствия могут преследовать ребёнка долгие годы. По данным Известий, каждый десятый ребёнок в России лично сталкивался с онлайн-агрессией. При этом 18% опрошенных признались, что жертвами буллинга в Сети были их друзья.
Почему дети проявляют агрессию в интернете
Анонимность и чувство безнаказанности — вот главные причины травли в интернете. В виртуальном пространстве ребёнок под маской анонимности ощущает вседозволенность и легче переступает границы, которые в реальной жизни его бы остановили. Об этом рассказала семейный психолог частной практики в Петербурге Мария Кузнецова в беседе с корреспондентом ForPost.
«Последствия кибертравли не заканчиваются с выходом из школьного возраста. Такой опыт может серьёзно повлиять на формирование личности», — считает эксперт. — У уже взрослого человека может наблюдаться тревожность и депрессия, социофобия, сложности с профессиональной реализацией, низкая самооценка и неуверенность в себе».
По словам специалиста, среди ключевых причин, которые толкают детей на роль буллеров, можно выделить:
- самоутверждение за чужой счёт,
- скука и желание развлечься,
- ответная реакцию на похожую агрессию со стороны сверстников,
- влияние окружения.
«Особенно опасно, когда виртуальная травля перерастает в реальную и создаёт для ребёнка безвыходную ситуацию», — подчёркивает эксперт.
Когда кибербуллинг выходит за пределы Сети
Кибербуллинг редко остаётся замкнут в цифровом пространстве. Оскорбления в групповом чате, унизительные мемы и компрометирующие фото быстро становятся достоянием всего школьного коллектива. Это создаёт для жертвы эффект двойного давления: от него невозможно спрятаться ни дома, ни в стенах школы.
Некоторые агрессоры и вовсе могут решить, что травля не должна оставаться только в интернете, а может перейти в физический формат. С такой ситуацией столкнулась наша собеседница, жительница Иркутской области Елена и её 10-летний сын Артём.
«В начале 2025 года сын начал жаловаться, что какие-то девочки из пятого класса пишут ему гадости в социальных сетях. Я сказала: «Заблокируй их». Тогда казалось, что кибербуллинг — это что-то виртуальное, неприятное, но не опасное. Я ошибалась. Для тех девочек оскорблений в Сети оказалось мало.
В марте агрессия из интернета перешла в реальную жизнь. Мой сын и его друг возвращались из школы. На площадке у школы к ним подошли те самые три девочки. Они начали обзывать ребят. Дети, которые устали терпеть, сказали что-то вроде «отстаньте» и попытались уйти. Это стало для обидчиц «красной тряпкой».
Одна из девочек что-то крикнула, и из-за угла вышел их друг, парень постарше. Без лишних слов он подбежал к моему сыну, повалил его на землю и специально начал прыгать ему на руку.
Результат — закрытый перелом. Срочная операция, металлические штифты в руке и больше полугода мучительной реабилитации. Самое ужасное в этой ситуации — это не сам инцидент, а то, что последовало за ним», — рассказала Елена корреспонденту ForPost.

Сразу же после инцидента Елена написала заявление в полицию.
«Были допросы, очные ставки, где эти девочки откровенно лгали и перекладывали вину. Их друг сначала вообще отрицал своё участие. А школа пыталась сделать вид, что ничего не произошло. Разговор с директором свёлся к фразам: «Давайте решим всё миром».
Прошло уже девять месяцев, а приговор до сих пор не вынесли. Дело идёт, но очень медленно. С отцом этого парня встретились при полиции, но никаких извинений от него не последовало. В любом случае ради своего ребенка дойду до конца. Но теперь я хорошо знаю, что то, что начинается с клавиатуры, может закончиться кулаками, а решать вопросы с обидчиками в интернете нужно сразу на уровне родителей и школы», — подытожила наша собеседница.
Как помочь ребенку справиться с травлей в интернете
Борьба с кибербуллингом — это системная работа, которая основана на доверии и открытом диалоге.
«Доверие — основа всего. Создайте в семье атмосферу, в которой ребенок не побоится рассказать о своей проблеме. Фраза «сам виноват» — главный враг в этой ситуации. Дайте ему понять, что вы всегда на его стороне», — уверена психолог Мария Кузнецова.
По её словам, главное правило — не вступать в перепалку и не отвечать агрессору. Любая ответная реакция только подогревает интерес обидчика.
Родителям также не стоит забывать про цифровую безопасность. В популярных соцсетях есть раздел «Безопасность», где содержится инструкция по защите личного пространства в интернете.
«Есть несколько мер, которые помогают снизить риски: закройте доступ к своим страницам для незнакомцев, оставляйте в списке друзей только тех, кого знаете лично. Обо всех случаях агрессии стоит сообщать в службу поддержки платформы», — советует руководитель направления по детской онлайн-безопасности в «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко в беседе с RG.RU.
Если оскорбления в соцсетях становятся систематическими, нужно научить ребёнка делать скриншоты таких сообщений, комментариев и фотографий. Это может понадобиться для обращения в правоохранительные органы.
Ранее стало известно, как государство намерено бороться со школьным буллингом, который калечит судьбы.
Дарья Клименко

Кибертравля часто является следствием травли реальной, поэтому неудивительно что она выплёскивается в реальную жизнь. Например, ко мне в конце нулевых на ещё тогдашнем городском чате "мирк" цеплялись те же люди, которым я не нравился в реальной жизни. Но в целом, такое сейчас наверное испытало большинство людей. Ибо к уже упомянутой анонимности также добавляется повсеместное использование интернета и очень низкий порог вхождения в него. Я уверен, что многие кто получили широкий доступ в интернет ещё в нулевых, хорошо помнят такие типажи как "истерящие матерящиеся школьники" или "высокомерные, хамящие эксперты по всем вопросам за 40-50". И даже несмотря на постоянное закручивание гаек или повсеместную цензуру и борьбу с "токсичностью", лучше не стало.
Родителям жестокий штраф или многочасовые общественные работы во благо города. После первого же часа работы родителей, они вразумят дитятко не дружащее с головой.
Это последствия, а что стало пусковым механизмом? Дети в основном предоставлены сами себе, редкий родитель уделяет внимание развитию и всему что свящанно с их ребенком. В лучшем случае дают деньги и оплачивают репетиторов. Потому что надо пахать, работать на кредиты, ипотеки, на айфоны и прочую дрянь. Плюс все это дерьмо на нормального ребенка наваливается как раз в основном в школе, потому как учителя сегодня - не педагоги, а винтики в систеие обыдлячивания, а школа вместо обеспечения безопасности для всех самоустраняется. Вот если бы директорского потомка чморили, вот тут бы воя было и действий. Дальше, что дети да и сами взрослые видят по тв? Сериалы на подобие слово ...... и им подобное дерьмо, шоу в которых упыри из низов общества становятся звездами на час или новости в которых одно сплошное д-мо. Со всех утюгов психологическое воздействие, с упором на безнаказанность за содеянное, поднятие имиджа разномастных "авторитетов", так поощеряется само совершение преступления, унижение и превосходство на физическом уровне другого человека. Нет поощерения развития интеллектуального, нет направленности на знания и их применение, нет направленности на просвещение в сфере правоведения, нет работы, направленной на создание институтов гражданского общества. Вот и результат. Бороться можно, начав заниматься воспитанием своих детей, а не расчитывать на систему, гнилую, тем более на школу. А при возникновении таких ситуаций доводить дело до конца всеми доступными законом способами и методами.
Последствия "цифровизации" налицо!
От родителей требуют регистрировать детей через гос.услуги во все возможные кружки, движения, на школьном уровне, на городском и т.д. Никакой безопасности и конфиденциальности в сети при этом бардаке обеспечить невозможно. Но разве ребёнок будет от этого лучше играть в шахматы, или лучше знать биологию?
Дети и сами попадают в ловушки, залезая на "токсичные" сайты по совету товарищей, или соблазнившись на рекламные приманки. Достаточно посмотреть на рекламные объявления, встречающиеся на любом сайте новостей, да и на ФП порой встречается реклама провокационного содержания. Родители редко закрывают от детей тот контент, который просматривают сами. Но, если школьник приносит в школу фалоимитатор, то он же на на улице его нашёл! Либо родители, либо он сам через сеть выбрали и приобрели эту "игрушку". И это не "уличное", а именно домашнее воспитание, точнее, его отсутствие!