Мировая политика снова дрожит от слов о возможных ядерных испытаниях: американский лидер Дональд Трамп поручил Пентагону «начать испытания ядерного оружия на равной основе», а президент России Владимир Путин заявил, что Москва предпримет «адекватные действия» только в том случае, если США или другие члены Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний проведут такие испытания.
На фоне эскалации стоит вернуться к историческому опыту. Советский Союз и Соединённые Штаты провели сотни испытаний и оставили после них радиоактивные следы, человеческие трагедии и экологические шрамы. История подсказывает: ошибка в этом вопросе слишком дорога. Учтут ли её политики XXI века?
Семипалатинский полигон
СССР проводил ядерные испытания с 1949 по 1989 год. Крупнейшей площадкой стал Семипалатинский полигон, созданный в 1947 году. Здесь проходили ранние атмосферные взрывы без полноценных мер защиты, а радиоактивные осадки накрывали сёла Долон, Кайнар, Саржал. Научный комитет ООН по действию атомной радиации зафиксировал рост заболеваний щитовидной железы и крови, а также накопление радиоактивного изотопа цезия Cs-137 и радиоактивного нуклида Sr-90 в почвах.
Жители вспоминают о массовой смертности животных и болезнях детей.
«Мы понятия не имели, что из-за испытаний получили серьёзную дозу радиации», — рассказывала ForPost Малика Ж., уроженка Восточно-Казахстанской области, на территории которой расположен полигон.
Его закрыли в 1991 году, а в 1992-м в Казахстане приняли закон о статусе пострадавших от радиации. В России также утвердили федеральный закон о социальных гарантиях для участников испытаний. Размер выплат зависит от дозы облучения — в Алтайском крае, например, ЕДВ составляет от 1,4 до 3,3 тысячи рублей при отказе от набора соцуслуг.
Тоцкий полигон
В 1954 году на Тоцком полигоне взорвали ядерную бомбу РДС-2 мощностью 38 килотонн.
«Земля превратилась в шлак. Везде пожары, птицы взлетали с обожжёнными крыльями», — приводит «Лента.ру» слова майора медслужбы И. Бухоновского, оказавшегося в зоне испытаний через полчаса после взрыва.
Через эпицентр затем прошли тысячи солдат. Лишь в 1990-е стало известно, что они получили ударные дозы радиации. Полковник М. Воронов в разговоре с журналистами рассказал, что во время испытаний «дозиметров не было», знания о радиации «были минимальными», личный состав «месяц работал без защиты». Это «привело к преждевременной гибели многих участников учений», уточнил кадровый офицер.
«Царь-бомба» на Новой Земле
В 1961 году СССР на Новой Земле взорвал «Царь-бомбу» мощностью 50 мегатонн. Сейсмические волны трижды обогнули планету, а радиоактивные частицы десятилетиями сохранялись в ледниках.
Министр обороны Андрей Белоусов 5 ноября во время совещания с Путиным отметил, что инфраструктура Центрального полигона, расположенного на архипелаге, «позволяет проводить испытания быстро и в полном объёме».
Доктор технических наук, профессор и бывший руководитель инспекции по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора СССР Владимир Кузнецов заявил в эфире НСН, что обсуждаемые ядерные испытания на Новой Земле не несут экологической угрозы для региона, так как речь идёт о подземных взрывах малой мощности, которые на этом полигоне уже проводились в течение многих лет.
Кузнецов отметил, что испытания могут обойтись и без делящихся материалов, поскольку вопрос ещё находится в стадии проработки.
«При таких параметрах выбросы радиации практически исключены и для окружающей среды это не опасно. Речь ведь не идёт о повторении «Кузькиной матери» — той самой 50-мегатонной «Царь-бомбы», испытанной в 1961 году», — подчеркнул специалист.
Иной взгляд на ситуацию у члена экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России» Юрия Сытника:
«Эти испытания, безусловно, причинят вред экологии. Никто не знает, на какой глубине подземные стоки — 300, 400 метров? А поскольку зона поражения и заражения огромная, подземные течения могут вынести радиацию там, где мы даже себе этого не можем представить».
Взрыв водородной бомбы в США
Американцы в XX веке тоже испытывали ядерное оружие, и не всегда удачно.
Самый громкий провал случился в 1954 году: во время испытания первой американской водородной бомбы «Касл Браво» (Castle Bravo) на атолле Бикини в Тихом океане произошёл взрыв в 15 мегатонн вместо запланированных шести, уничтоживший все приборы и сорвавший с петель 20-тонную дверь.
Радиоактивное загрязнение, возникшее из-за неожиданно большой мощности бомбы и сильного ветра, оказалось более чем серьёзными.
Заражённое облако накрыло атоллы Ронгелап и Утирик, находившиеся более чем в ста километрах от них. Если бы местных жителей перед испытанием не эвакуировали, они вряд ли бы выжили. Ещё дальше находилось японское судно Daigo Fukuryu Maru — оно тоже попало под «мёртвый пепел», члены экипажа получили тяжёлые дозы облучения.
Несмотря на разрушительные последствия прошедших ядерных испытаний, американцы вновь хотят их проводить.
«Трамп пытается доказать всему миру, что США — ядерная держава. Однако в западной прессе мало пишут о том, что при каждом втором запуске американская межконтинентальная ракета «Минитмен» либо не взлетает, либо выходит из-под контроля баллистического полёта. Её сами американцы уничтожают, так как она представляет реальную опасность. Этот класс ракет пытаются всячески модернизировать, но у американцев пока это слабо получается. Поэтому сейчас фактически Америка объявляет о начале гонки вооружений XXI века. Однако объявить о начале ещё не значит приступить. Время покажет, насколько у них хватит сил и средств, чтобы начать гонку вооружений, которую они уже проиграли», — сказал ForPost Герой РФ, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России» генерал-майор Сергей Липовой.
Россия, в отличие от США, помнит историю ядерных испытаний и знает, чем заканчиваются гонки вооружений, какой вред они наносят людям и экологии, поэтому наша страна не начнет первой испытания. К ним нас могут вынудить Соединённые Штаты, которые, стремясь удержать лидерство на мировой арене, «предпочитают жить одним днём», игнорируя исторический опыт, высказал своё мнение наш собеседник.
Ядерные испытания равно ядерная бомба?
И всё же, если ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию, нас ждёт новый взрыв ядерной бомбы?
«Если это натурные ядерные испытания, то взрывается целая ядерная боеголовка, она может быть без оболочки. Это может проводиться по-разному — в атмосфере или под землёй. В последнем случае прорываются тоннели, не столько глубокие, сколько длинные. Там создаётся специальная камера, туда помещается взрывное устройство и специальные измерительные приборы, которые смогут зафиксировать мощность ядерного взрыва, выход радиации и так далее», — сообщил «Аргументам и фактам» военный эксперт Виктор Литовкин.
Юрий Сытник уверен: доводить взрыв до критической массы, как это делали в XX веке, не будут.
«Происходит локальный взрыв без всего ядерного потенциала, то есть, когда происходит испытание бомбы, критической массы самого боевого элемента нет, — пояснил собеседник ForPost. — В XX веке во время испытаний не было нужно оборудование, не знали, какая критическая масса нужна для какого снаряда. Теперь эти данные известны, всё вычисляется математически. Масса определяется с точностью до микрограмма благодаря современным компьютерным технологиям».
Например, в случае с подкритическими испытаниями производится подрыв химического взрывчатого вещества. Доля энерговыделения при взрыве непосредственно ядерного вещества не превышает 0,1 микрограмма в тротиловом эквиваленте, уточнил Виктор Литовкин.
Кадровые офицеры, военные эксперты надеются, что до ядерных испытаний всё-таки не дойдёт: мол, сейчас «мы наблюдаем очередную игру мускулами», а все угрозы, скорее всего, «останутся на словах».
Позиция Кремля по ядерным испытаниям
Пресс-секретарь Дмитрий Песков 6 ноября сообщил, что США пока «никак не отреагировали ни на слова Путина о возможной подготовке ядерных испытаний, ни на успешные испытания «Посейдона» и «Буревестника».
Он подчеркнул, что Россия «остаётся привержена Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» и «рассматривает вопрос лишь как аналитический, а не практический шаг».
По словам Пескова, решение о подготовке к испытаниям «будет приниматься только в случае», если «другие государства действительно нарушат договор». Москва, подчеркнул он, «не начинает никаких работ и лишь оценивает необходимость ответных действий на заявления Вашингтона».
Роберт Вочовский

Мы и так уже лет 5, а то и 10 в реалиях Новой Холодной Войны живём. Со всем сопутствующим вроде шпиономании, чёрно-белого деления мира и тревожного ожидания скорой Третьей Мировой. Даже ультра-правый режим с эскадронами смерти есть. Правда под боком на Украине, а не где-то в Латинской Америке.
А Медведев постоянно муссировавший ядерную тему - это какая тень: ССР или США?