Крым

Какую память хранят экспонаты музея электротранспорта Крыма

В трёх залах экспозиции выставлены сотни артефактов.

Фото: Пелагея Попова |ForPost
Музей электротранспорта Крыма знакомит с историей трамваев и троллейбусов.

В этот день, 6 ноября 1959 года, был торжественно запущен первый междугородний троллейбусный маршрут в Крыму — из Симферополя в Алушту. А почти два десятка лет спустя, 4 ноября 1977 года, на предприятии «Крымтроллейбус» начал работу музей электротранспорта. О чём рассказывают его экспонаты, узнавал ForPost—Туризм.

Чем Крым обязан троллейбусу

Музей электротранспорта, а точнее Музей истории трамвая, троллейбуса и строительства дорог на Южный берег Крыма, появился 44 года назад по инициативе начальника службы движения «Крымтроллейбуса» Георгия Славного. Сейчас дело продолжает его сын Андрей, который вспоминает, как отец создавал экспозицию буквально с нуля.

«Это память, чтобы люди знали, как всё было. История трамвая и троллейбуса — это, по сути, история Симферополя и всего Крыма», — уверен Андрей Славный.

В подтверждение своих слов собеседник ForPost—Туризм задаёт вопрос: чем Симферополь обязан троллейбусу? Оказывается, что одним мостом и двумя магистральными улицами. К примеру, чтобы «рогатые» могли пересечь Салгир по современному проспекту Кирова, пришлось снести три моста (пешеходный, трамвайный и автомобильный) и в 1960 году построить на их месте один мост для всех видов транспорта, который используется до сих пор.

Трамвай пересекает площадь Куйбышева. Из экспозиции музея.

Кроме этого, благодаря троллейбусам была проложена нынешняя улица Гагарина от ж/д-вокзала до Московской трассы (ныне улица Киевская). Проезжую часть и позже жилой массив построили на месте садов сельхозинститута (сейчас Агротехнологическая академия). 

Электротранспорт также придал импульс современному проспекту Вернадского. По словам хранителя музея, изначально это была тупиковая узкая улица Институтская, а весь транспортный поток шёл по соседней улице Беспалова. Однако при проектировании троллейбусной трассы к морю, траффик решили перевести именно на Институтскую: для этого протянули сеть, расширили до трёх полос и «пробили» тупик.

Хранитель музея Андрей Славный ведёт экскурсию.

Крым же обязан троллейбусам новой, более прямой трассой через горы к морю.

«Как проходила старая дорога на ЮБК, можно представить с трудом, но цифры скажут лучше. Сегодня мы поехали в Ялту: самый медленный вид транспорта — троллейбус — доедет за два с половиной часа. До 1959 года по старой дороге автобус, который быстрее троллейбуса, шёл до Ялты 4 часа 10 минут. Причём расписание редко когда исполнялось», — подчеркнул Андрей Славный.

Так что нередко отдыхающие, не выдержав такой нагрузки, добирались до Алушты, а дальше предпочитали ехать на катере, а не продолжать путь в Ялту по горным серпантинам, с улыбкой уточнил собеседник.

Три зала славы электротранспорта Крыма

Музей электротранспорта состоит из трёх залов. Экспозиции расположены в хронологическом порядке развития «зелёных» средств передвижения.

Посетители начинают знакомство с истории симферопольского трамвая, который был запущен летом 1914 года. Как писал ForPost, это была яркая, но, увы, короткая страница в развитии города.

Макет трамвая в экспозиции музея.

Следующая выставка раскрывает нюансы запуска троллейбусов в Симферополе и отдельно — строительство горной линии от столицы региона к морю. Сейчас об этом уникальном маршруте напоминает памятник «рогатому», установленный на высшей точке линии, на высоте 752 метра над уровнем моря. К сожалению, в этом году троллейбусы ходят лишь до Алушты, поскольку линию до Ялты никак не могут восстановить.

Диорама в музее электротранспорта Крыма.

Третья часть экскурсии повествует о современном этапе развития предприятия.

Основу каждой из экспозиций составляют личные вещи и фотографии сотрудников «Крымтроллейбуса».

«По нитке собирали: каждый отдавал, что мог», — поделился воспоминанием Андрей Славный.

При этом оформление витрин, макеты разных моделей троллейбусов и даже две настоящие диорамы — заслуга одного человека, Василия Куржева, работавшего на предприятии. Как рассказал собеседник, у Василия Ивановича было всего шесть классов образования, но это не помешало таланту раскрыться в творчестве.

Экспонаты музея напоминает о прошлом общественного транспорта Крыма.

Условия посещения музея электротранспорта Крыма

Музей находится в административном здании на территории троллейбусного парка в Симферополе на улице Киевская, 78. Внутрь можно попасть только по предварительной записи по телефону Андрея Славного: +7 (978) 8106631.

Посещение возможно лишь в будние дни и рабочие часы. Знакомство с экспозицией происходит бесплатно.

Основа музея — личные вещи работников предприятия Крымтроллейбус.

Как писал ForPost—Туризм, любители транспорта могут побывать в музее Крымской железной дороги, который располагается на ж/д вокзале Симферополя. 

Фото: ForPost—Туризм

229
Поделитесь:
Туризм

Какую память хранят экспонаты музея электротранспорта Крыма

В трёх залах экспозиции выставлены сотни артефактов.
18:28
0
228

Евросоюз планирует ещё больше ужесточить выдачу виз россиянам

Право на въезд в любую страну Шенгенской зоны будет выдаваться лишь в крайне ограниченных случаях.
14:55
0
152

Зачем россияне едут в Казахстан и что важно знать перед поездкой

Нужен ли загранпаспорт, брать ли рубли и как получить банковскую карту?
19:15
1
3177

ФАС не даёт властям Севастополя сохранить гостиничный ГУП

Ликвидировать унитарное предприятие могут в судебном порядке.
17:04
3
3285