Каждые выходные на выезде из Севастополя можно наблюдать огромные вереницы машин, которые сначала дружно пытаются выехать из города, а спустя некоторое время вернуться обратно. Явление это уже достаточно привычное, но порой все же вызывает интерес: куда все эти люди направляются?
Помимо деловых и прочих обязательных поездок, большая часть людей в свободное время, как представляется, стремится углубиться в живописные лабиринты Крымских гор и леса.
На первый взгляд, желание понятное. Наверное, каждый хоть раз с азартом юных первооткрывателей отправлялся покорять неизведанные уголки полуострова. А кто-то в десятый раз прогуливался по таким знакомым, но все еще не надоевшим лесным тропам. Одной из них – Большой Севастопольской тропе накануне, напомним, исполнилось 10 лет.
Но что нас тянет туда? Почему мы так стремимся выбраться из уютных теплых домов и оказаться в тиши леса или на вершине горной гряды?
Причины не только и не столько в банальном снятии ежедневного стресса.
Стиль и образ жизни
Мотивы регулярного приобщения к природе, конечно, могут быть разными. Для многих это развлечение, вид отдыха – физического и духовного.
Но есть те, для кого тесное общение с природой – стиль жизни и ежедневная необходимость. Жить иначе они не хотят.
Именно так уже много лет привык жить заядлый походник Василий Антоненко. Мужчина не только сам практически всё время проводит в горах и на море, но регулярно водит туда друзей и друзей друзей. Часто приглашает всех желающих через свою группу ВКонтакте.
Некоторые атрибуты походной жизни Василий перенес в свой повседневный быт.
Так, во дворе своего частного дома Василий поставил палатку, в которой нередко ночует. Причем помешать этому ритуалу не могли ни смена времени года, ни капризы погоды, пока не вмешались домашние питомцы.
«Есть туристы, которые ставят палатку в квартире и в ней спят, а я вот во дворе поставил. Была хорошая трёхместная палатка во дворе, ночевал в ней несколько лет, но потом мои кошки полюбили прыгать на неё сверху и своими когтями порвали всю. Вторую пока не устанавливаю – боюсь её тоже изорвут», – признался он.

Любовь к походам настолько увлекает мужчину, что практически не остается времени бывать дома – да оно и не нужно, заверяет Василий. Правда, иногда это наносит ощутимый урон домашнему хозяйству. В один из длительных периодов отсутствия у мужчины подохли куры.
«Куры погибли зимой от неизвестной болезни, возможно, их куница душила. Сейчас одна курица осталась», – с сожалением вспоминает собеседник.
На вопрос, почему походные тропы заводят его именно в лес, а, скажем, не в колоритные приморские города Крыма, Василий отвечает просто: в городе всё понятно, скучно и неинтересно. Вдобавок выхлопные газы не дают вздохнуть полной грудью.
«Мне просто нравится идти по лесу в гору с тяжёлым рюкзаком неизвестно куда и зачем, вечером посидеть у костра и спать в палатке. Идеально, когда ещё по крыше барабанит дождь», – делится севастополец.
Утраченная связь
Желание слиться с природой живет в людях издавна. Но если раньше это взаимодействие было теснее и органичнее, то сегодня технологичность и ритм жизни современного человека все больше отделяют его от природного начала.
Но зов предков сильнее, убеждена проводник Лариса Абушаева.
«Людей тянет к традициям наших предков, которые взаимодействовали с природой, и за многие века эта связь была утрачена. Сейчас люди в условиях городов и мегаполисов на подсознательном уровне чувствуют, что эта подпитка природы им нужна. Соответственно, они идут кто в лес, кто в парк с детьми – взаимодействуют с растениями, с землей и напитываются этими энергиями», – рассказывает она.
В этом процессе, добавила собеседница, важна роль проводника. Ее Лариса Абушаева видит в «сонастройке человека с природными ритмами и энергиями», чтобы разгрузить уставший от постоянных задач мозг и душу.
«Важно, например, взаимодействовать со стихией огня и воды. Поэтому мы, где можно, в дороге разводим костер, ходим к родникам, горным рекам, да просто ходим босиком по траве. Получается такая терапия природой», – отмечает Лариса Абушаева.

В том, что природа – лучший лекарь не только для души, но и для тела, сомнений у собеседницы нет. Мир целебных крымских трав женщина знает давно и хорошо.
«Я знакомлю людей на прогулках с растениями, они ближе соприкасаются с этим удивительным миром. О многих травах некоторые вообще ничего не знают и специально для этого идут в походы со мной», – рассказывает Лариса Абушаева.
Желание тишины
Глубинные корни тяги к природе подтверждает и современная психология. Неосознанно проявляется это даже в том, как люди стремятся украшать свое жилье цветами и прочими природными элементами, отмечает психолог Яна Дригваль: «Это потребность на генетическом уровне».
Желание же выехать на природу специалист объясняет еще и постоянным присутствием в городах интершумов, которые хотя и привычны нам, но не естественны.
«В городе все равно есть какой-то ритм, напряжение, движение, постоянные окружающие шумы. Хоть нам с рождения это привычно, но это не природное и не естественное. Поэтому прогулка по лесу в тишине для нас как медитация, мы возвращаемся к своему естеству», – объясняет природный феномен Яна Дригваль.

Кроме того, добавляет специалист, это возможность на время забыть о своей роли в цивилизованном мире. Среди заядлых походников могут быть люди совершенно разных профессий, интересов и социального статуса – природа нивелирует все различия и снимает привычные маски.
«Это такой зов предков, возвращение к чему-то древнему, как жили задолго до нас первые люди», – заключила Яна Дригваль.
Полина Ласькова
