Гонка суверенитетов как способность решать государственные и экономические задачи — это теперь общемировой тренд. Однако, если Запад решает вопросы своего суверенитета чаще за счёт уничтожения противников, то развивающимся экономикам предстоит побороться за новые рынки.
Этот тезис следует из интервью советника президента РФ по экономике Максима Орешкина, которое он дал изданию «Эксперт».
Разные подходы
«Экономики Глобального Севера — США, Япония, ЕС — потихонечку теряют свою роль, свою значимость. Ведущей экономикой стал Китай, крупнейшей экономикой Европы стала Россия, которая уже дышит в спину Японии в гонке за четвёртое место», — отметил Орешкин.
При этом он обратил внимание и на разность подходов к освоению мирового экономического пространства.
В частности, в данном случае речь идёт об освоении новых быстрорастущих рынков в Азии, за исключением Китая и Индии, а также в Африке.
«США, как только закончат каннибализацию своих европейских партнёров, убив европейскую химию, автомобилестроение и другие отрасли, то есть когда этот источник роста для них закончится, сконцентрируются на азиатских рынках. Очевидно, что и для крупных стран, таких как Россия, важно делать на растущих рынках акцент, потому что наша активность даёт больше возможностей российским компаниям», — пояснил он.
Читайте по теме: Не нужен мне берег турецкий, или Зачем Путину Африка?
Новые направления
После февраля 2022 года Россия стремительно переориентировала потоки экспортных энергоресурсов с Запада на Восток и, по сути, практически восстановила полностью то, что было утрачено на западном направлении после введения санкций.
Но, естественно, только этим дело нашей страны закончиться не может. И уже сейчас Россия активно обращает внимание на Африканский континент, который в ближайшее время станет самым быстрорастущим рынком на планете.
Поэтому неспроста минувшим летом в Санкт-Петербург по приглашению РФ приехали представители многих африканских государств, чтобы обсудить вопросы сотрудничества с нашей страной.
Подробно о том, что сказал президент РФ Владимир Путин на этом первом в истории форуме «Россия — Африка», читайте здесь.
Если брать чисто экономический аспект российско-африканских взаимоотношений, то, по мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, Чёрный континент стоит рассматривать не только как рынок сбыта российской продукции, но и как инвестиционную площадку.
И тут, конечно, России ещё предстоит побороться за Африканский континент с главным конкурентом — Китаем.
«Китай уже самый крупный инвестор в африканских странах. Но инвестируют они очень осторожно: покупают рудники, права на освоение полезных ископаемых и так далее, при этом предпочитают полностью контролировать собственные вложения», — отметил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Константин Селянин.
Читайте по теме: «К чему мы хотим прийти»: Путин о новом мире глазами России
Первые шаги
Что же касается России, то наша страна пока делает первые шаги в направлении Африки.
Например, вчера глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что возглавляемое им министерство рассчитывает с 2025 года запустить программу господдержки для поставок в Африку продукции российского машиностроения. Причём, скорее всего, это будет делаться на условиях лизинга.
По словам доктора экономических наук Иосифа Дискина, появление подобной господдержки вполне логично:
«Я давно уже говорю, что России нужно смотреть не в сторону западных рынков, а в Африку и Латинскую Америку. Именно это сейчас и начало происходить. Тем более, что российские станки и оборудование имеют конкурентные преимущества для африканцев. Во-первых, потому, что оно не требует высококвалифицированного обслуживания. Во-вторых, оно обладает высокой надёжностью, потому что изначально разрабатывалось для эксплуатации в сложных условиях, а поэтому не выйдет из строя через пару месяцев после поставки».
Читайте по теме: «Америка проиграла России — вот, что значит визит Путина в ОАЭ»
Не без рисков
К слову, китайцы неспроста так осторожно инвестируют в Африку, ведь многие её государства экономически развитыми не назовёшь. С этой точки зрения поставки российского оборудования в лизинг — хороший способ минимизировать риски, так как право собственности в лизинге переходит только после полной оплаты поставленного товара.
«Кроме того, это выгодно обеим сторонам. Африканцам не нужно искать сразу большие суммы, чтобы оплатить российскую продукцию. А российским поставщикам это выгодно потому, что лизинговые платежи гораздо выше обычной оплаты. Иными словами, отечественное машиностроение таким образом получит не только новый рынок сбыта, но и сможет больше заработать», — пояснил экономист Иосиф Дискин.
В то же время всё это, по мнению экономиста Константина Селянина, сработает, если африканцы действительно будут добросовестно расплачиваться с Россией.
«Но наша страна уже простила Африке в общей сложности 23 млрд долларов долгов и продолжает это делать. Если наши африканские партнёры не будут платить по лизинговым контрактам, дело может окончиться очередным списанием долгов», — высказал мнение эксперт.
Напоследок отметим, что экспорт российского машиностроения — это лишь одна частность в развивающихся российско-африканских отношениях.
Ранее, например, сообщалось о том, что на Чёрный континент будет поставляться продукция российского автопрома.
Кроме того, речь может идти и о строительстве энергетической, транспортной и иной инфраструктуры, что ускорит экономическое развитие и позволит упрочить позиции России в Африке.
Читайте по теме: В мире начинается глобальный торг за Россию
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
...Я давно уже говорю, что России нужно смотреть не в сторону западных рынков, а в Африку и Латинскую Америку...
России нужно не бегать по совету вот таких вот прозападенских экспертов и кого то догонять, что то искать по всему миру, а создавать свою самодостаточную, независимую даже от Африки национальную экономику...также свои мощные Армию и Флот...Пускай они за нами бегают...
to DWDubstep:
БУДЕТ ! И будет крах СшА и европы, но это уже как бонус..."Воз" уже начал движение...
Я бы начал с гвоздей!
Суверенитет подразумевает передачу и распределение полномочий внутри государства, а также внешнюю автономию государств.