Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США, сообщает пресс-служба правительства.
«Постановление об этом подписано. Речь идет о вывозе обогащенного урана в США или по внешнеторговым договорам, заключенным с лицами, зарегистрированными в юрисдикции США», — говорится в сообщении.
Исключение составляют поставки по разовым лицензиям, выданным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Решение принято по указанию президента России Владимира Путина в ответ на введенные США санкции.
В сентябре Путин предложил подумать над «определенными ограничениями» поставок никеля, урана, титана и других позиций на внешний рынок. Он подчеркнул, что вводить такие ограничения «себе во вред», но если они не несут негативных последствий для России, то правительству об этом стоит задуматься.
Президент США Джо Байден в мае подписал закон, который запрещает импорт российского урана. Документ был принят обеими палатами американского конгресса. Запрет призван «укрепить энергетическую и экономическую безопасность», указывали в Белом доме. Ограничение будет действовать вплоть до 2040 года, но до января 2028 года Минэнерго по согласованию с Госдепом и Минфином сможет выдавать разрешения на закупку урана из России, если нет других источников поставок.
По данным Bloomberg, Россия поставляет в США примерно 20% обогащенного урана, используемого в качестве топлива для американских АЭС, что делает ее главным иностранным поставщиком для американского рынка. Эти продажи приносят Москве около $1 млрд ежегодно, отмечает агентство. Замена поставок из России может оказаться сложной задачей и сопряжена с риском повышения стоимости топлива примерно на 20% (до более чем $200 за фунт), отмечает агентство.
Сейчас уран торгуется недалеко от годовых минимумов: на бирже COMEX ноябрьский фьючерс на закись-окись урана (U3O8) котируется по $79 за фунт. В сентябре, когда Владимир Путин только предложил ограничить экспорт урана, его цена выросла на 0,8%, но затем продолжила падение на фоне того, как опасения дефицита сырья постепенно рассеивались. Еще в начале года цена урана в моменте доходила до $109,85 за фунт, с тех пор котировки опустились почти на 30%.
Когда стало известно о российских ограничениях, цены на уран выросли: по данным компании UxC, фьючерсы с поставкой в ноябре 2025 года подорожали на $4 до $84. «Многие продавцы пока воздерживаются от предложений на рынке, оценивая последствия», — рассказал Reuters глава UxC Джонатан Хинце.
После запрета импорта урана из России США, судя по всему, продолжили получать российское сырье, только через Китай, отмечал аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.
«Российский уран пока постигла судьба прочих российских энергоносителей. В цепочку поставок ловко встроился Китай, который в 2022 и 2023 годах резко нарастил импорт урана из РФ, а теперь бьет рекорды по экспорту этого же сырья в США … Если все пойдет так же, как с российским нефтегазом, то серьезных разворотов на рынке на этом фоне мы можем так и не дождаться», — писал он в аналитической записке.
США могут справиться и без российского урана, но у сторон есть все стимулы наладить поставки в обход ограничений, соглашается управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский: «Частично поставками из других стран российский уран, вероятно, можно будет заменить, так как, помимо России, уран в США поставляют казахстанские, узбекистанские, французские и канадские компании, однако, например, казахстанский Казатомпром часто связывают с российским Росатомом, поэтому в теории, учитывая сохраняющуюся зависимость США от российского урана, ограничения на поставки можно будет обойти, так как речь идет о снабжении стратегически важных предприятий и банально об очень больших деньгах».
Заменить российский уран все же будет довольно сложно, говорит аналитик ИК ВЕЛЕС Капитал Василий Данилов: «Несмотря на то, что на Россию приходится лишь около 5% добываемого в мире урана, наша страна контролирует 40% мировых обогатительных мощностей. Это означает, что быстро заместить Россию на глобальном рынке урана невозможно, однако тот факт, что основные запасы урановых руд находятся за пределами нашей страны, теоретически позволяет создать дополнительные мощности в целях замещения российских».
В возможности быстрого замещения российского сырья не верит и Жарский, поэтому ограничения на поставки урана все же могут повлиять на цены. «Это автоматически увеличивает спрос из других источников, где того же урана еще не успели произвести в том количестве, что требуется рынку. Более того, речь идет о сложном элементе, значительных инвестициях и наличии специальных технологий, поэтому быстро заместить производство урана не получится. Соответственно, повышение цен будет влиять на российских производителей, которые занимаются экспортом, это в основном подразделения Росатома, такие как ТВЭЛ», — указывает эксперт.