Розничные цены на бензин в 2021 году могут вырасти на 14%. Об этом правительству сообщили в Независимом топливном союзе (НТС), пишут «Известия».
При этом, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цены на бензин на АИ-92 и АИ-95 с 1 декабря 2020 года по 17 марта 2021 года выросли более чем на 18,5%.
Ранее Счётная палата сообщала, что России грозит повторение топливного кризиса 2018 года, когда за январь-май цены выросли более чем на 7,5%, что вынудило правительство снижать акцизы и выходить на переговоры с игроками рынка.
За комментарием о вероятности такого серьёзного роста цен и способе решения проблемы ForPost обратился к независимому экономисту, аналитику по нефтяному сектору Нареку Авакяну. По его мнению, повторение кризиса вполне реально.
«К сожалению, такое возможно, учитывая печальный опыт трёхлетней давности. Ситуация такова, что производство бензина в нашей стране невыгодно из-за всех налогов и акцизов и с учётом того, что цена на нефть, особенно в рублях, очень сильно выросла. Если правительство не договорится с нефтяниками о том, чтобы отпускные цены на бензин были снижены, я боюсь, что нового топливного кризиса не избежать», — сказал аналитик.
Он объяснил, что для хотя бы нулевой рентабельности в текущей ситуации заправки будут вынуждены повышать цены, потому что «всем надо на что-то жить и кушать». Авакян отметил: такие высокие цены формируются в том числе из-за того, что государство хочет получать большие деньги от топливного сектора.
«Не только с сектора, но и с потребителей — тех, кто покупает бензин. Если вы в курсе, акцизный налог сейчас составляет две трети стоимости бензина. Рост цены связан ещё и с тем, что нефтяные компании не хотят отдавать нефть перерабатывающим заводам (НПЗ) по каким-то скидкам. И даже собственным НПЗ они всё равно продают нефть по мировым ценам. Если по-простому, то вас обдирают, и смиритесь с этим... Если сложней, то система у нас неэффективная: государственная и налоговая. Она предполагает, что платить нужно больше, а отдача от этого меньше», — пояснил Авакян.
Эксперт отметил, что остановить рост возможно. Для этого необходимо снизить акцизы на бензин и договориться с нефтяниками, чтобы они продавали нефть внутри страны не по мировым ценам.
Читайте по теме: Только федеральные власти могут сдержать цены на бензин в Крыму
Семён Гринберг
Обсуждение (4)
Сначала надо наполнить внутренний рынок, а излишки - продавать. А когда наоборот - то получается как выходит, не по хозяйски! Здесь все проблемы кроются, чего "велик" изобретать!
to Mir vsem: А если кроме топлива и иных природных ресурсов нам торговать особо нечем, а внутри мы ничего даже из ширпотреба не делаем, то где брать деньги на закупку этого "импортонезамещенного"?
Ничего нам не грозит.
Это капитализм. Так и должно быть.