Новости Севастополя

Реализация проекта по берегоукреплению территории Херсонеса, предложенная специалистами киевского института водных проблем и мелиорации, может стать первым шагом к уничтожению древнего городища заповедника

Реализация проекта по берегоукреплению территории Херсонеса, предложенная специалистами киевского института водных проблем и мелиорации, может стать первым шагом к уничтожению древнего городища заповедника

В крымском поселке Кацивели, где расположено Экспериментальное отделение Морского гидрофизического института НАН Украины, прошел семинар-совещание «Морские берега Украины». На котором ученные России и Украины обсудили наиболее актуальные вопросы состояния морского побережья: от проблем его застройки до разработки комплекса мер по оздоровлению ситуации в прибрежной зоне.



В числе прочих был заслушан доклад сотрудника Института водных проблем и мелиорации НАН Украины (Киев), кандидата технических наук И.В. Войтовича. Войтович с группой коллег разработали проект по берегоукреплению древнего городища в Херсонесе, который и был зачитан собравшимся в Кацивели.

Проектные изыскания киевлян вызвали среди ученой публики скорее состояние шока, нежели восторга. Что предлагает киевский институт?

Протяженность береговой полосы главной территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» составляет 1200 м. На трех участках, протяженностью 588 м берег подвергнут наиболее интенсивному воздействию со стороны моря, что в свою очередь привело к образованию гротов и карстовых пустот. Для того, чтобы сбить силу волны и максимально снизить ее воздействие на берег, киевские проектировщики предлагают вдоль берега, в его подводной и надводной части, соорудить каменную насыпь, так называемый, банкет-пояс.

Из доклада.

«Берегоукрепительные работы начинаются с сооружения каменной наброски и банкет-пояса.

Доставка каменной наброски будет осуществляться морем с использованием барж. С помощью плавкрана выполняются работы по укладке на дно равняющего слоя, потом тетраподов, крупных камней и заполнителя. Работы выполняются на глубине с выходом наброски на проектную отметку над уровнем моря и далее до клифа (уступов прибрежной скалы). Пустоты, гроты, что расположены ниже уровня моря, заполняются камнем размером 20-40 см с установкой металлических труб диаметром 80 мм для подачи бетонной смеси при выполнении подводного бетонирования. Бетонная смесь под давлением бетононасоса подается сначала в зоне клифа. При этом гроты заполняются полностью. Раздельным бетонированием готовится основа под защитную стенку в зоне расположения ниш ниже уровня моря.

После укладки каменной наброски в прибрежной зоне, на ней, вдоль всего побережья, укладывается дорожное полотно с мелкого камня и щебня для подъезда техники и доставки материалов для строительства опорной стенки.

…Представленная конструкция защитной стенки, которая состоит из бетонной части высотой до трех с половиною метров и толщиной от 0,8 до 1,0 м и каменной кладки с блочного плотного известняка.

…Фронтальная часть выполняется с наброски тертаподов массой по 5-6 тонн и высотою 2,1 м. Толщина насыпи с тетраподов равняется их полуторной высоте. Пустоты между тетраподами заполняются камнем диаметром 1-1,5 м.

 …Для выравнивания дна моря предусмотрена укладка слоя толщиной 0,5 м, состоящего из рваного камня массой по 15-100 кг.

…Для мысовой береговой части опорный пояс крепления выполняется из более массивных тетраподов массой в 8 тонн

О существовании проекта по берегоукреплению, представленного И.В. Войтовичем на семинаре в Кацивели как прошедшего ряд необходимых экспертиз и согласованного в ряде головных ведомств документа, как ни странно, но специалисты Херсонеса не знали. Мало того, в разговоре выяснилось, что Войтович перед поездкой в Кацивели был на Херсонесе с одним из авторов проекта, но ни словом не обмолвился о предстоящем докладе в Кацивели.

Со слов заведующего отделом древнего городища Станислава Григорьевича Рыжова выяснилось, что два года назад Херсонес Таврический заказал проект по берегоукреплению. Главным заказчиком работ выступило управление капитального строительства городской администрации. Тендер на разработку проекта выиграл Институт водных проблем и мелиорации НАН Украины (Киев). Войтович выступил главным инженером проекта.



-- Хочу уточнить, -- сказал в разговоре с журналистом Рыжов, -- что берегоукрепительные работы в заповеднике необходимы, но не такие, как это предлагают авторы проекта.

За всю историю Херсонеса, а это около 2,5 тысячи лет, в результате природных процессов, море забрало около 25 м суши. То есть, часть древней застройки ушла под воду. Она еще ждет своего исследования.

Прибрежная зона главной территории заповедника подвержена интенсивному разрушению со стороны моря. Глина и известняк, главные породы, из которых состоит берег, вымываются водой, выдуваются ветром. Поэтому Херсонес и заказал в 2009 году проект по берегоукрепительным работам.

Наши рекомендации проектирующей организации выглядели следующим образом.

На трех наиболее проблемных участках протяженностью 588 м, на расстоянии 50 метров от берега предлагалось затопить бетонные плиты и выложить своего рода волнорез, который будет сбивать силу волны. Вся эта конструкция должна быть спрятана под водой. Работы должны вестись исключительно с применением плавтехники, специальных платформ и плавкранов. Пустоты и гроты в береговой линии необходимо заполнить специальным раствором и декорировать под естественный вид, чтобы даже визуально отреставрированные участки не выделялись на общем фоне.

Надо ли говорить, что все это должно вестись бережно, с учетом сохранения ландшафта, его вида и состояния.

Никаких дорог вдоль берега, каменных насыпей и бетонных стенок мы не заказывали. Все, что было изложено в проекте и озвучено Войтовичем, нам не известно и со специалистами Херсонеса не согласовано.

Генеральный директор Национального заповедника «Херсонес Таврический» Леонид Михайлович Жунько также подтвердил, что о проектной заявке киевлян слышит впервые.

-- Было бы вполне закономерно и корректно, -- сказал он,-- если бы на семинар в Кацивели, где зачитывался столь важный для Херсонеса проект, были приглашены и наши специалисты. Не знаю, по каким причинам от нас скрыли обсуждение разработки киевлян на семинаре-совещании, но хочу сказать, что реализация любого проекта на территории заповедника будет вестись в рамках сохранения исторического и культурного наследия нашего города.



Людмила БОРОВСКАЯ, газета «27-й Регион»

 

2691
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (8)

Profile picture for user свой человек
357
свой человек

Совсем киевляне обалдели!

Profile picture for user Jemby
3091
Jemby

"два года назад Херсонес Таврический заказал проект по берегоукреплению. Главным заказчиком работ выступило управление капитального строительства городской администрации".

Странно, согласно строительному законодательству, перед началом проектирования заказчиком (УКС и Херсонес) совместно с проектировщиком, выигравшим тендер, должно было быть разработано задание на проектирование, согласовано и утверждено. Выполненный проект должен соответствовать заданию и тоже подлежит согласованию, экспертизе и утверждению.
Совершенно непонятно в какой стадии находится разработка проекта? В любом случае согласование Херсонеса ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Profile picture for user usb
3448
usb

Как считали - веселились, подсчитали - прослезились....

Profile picture for user Коффеин
460
Коффеин

под шумок еще и пару домов себе построят

Profile picture for user Добрынич
676
Добрынич

Ключевая фраза: "обсудили наиболее актуальные вопросы состояния морского побережья: от проблем его застройки..."
Зачем им Древнее городище? Ждите Нового....

Profile picture for user НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫЙ
697
НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫЙ

...новый гендиректор знает как надоть исполнять...

Profile picture for user baba klava
178
baba klava

главное - подороже, чтобы кое-что к лапкам прилипло...

Profile picture for user Lucy
520
Lucy

На самом деле, прежде чем заказывать проекты берегоукрепления,необходимо провести тщательные научные исследования - литодинамические, гидродинамические, и у нас в городе, а не где-нибудь в сухопутном Киеве, расположен Морской гидрофизический институт, который мог бы такие исследования произвести! Это минимум три года наблюдений,замеров и т.д. А потом уже проект. Такая это "наукоёмкая" проблема. Вполне может получиться так, что эти волноломы приведут к обратному эффекту! Не надо ориентироваться на опыт пустынных берегов Аравийского полуострова. Нужно изучать, наблюдать, семь раз отмерять. Но куда как проще "опустить под воду несколько бюджетных миллиардов". Это всем нравится. Презираю эпоху, в которой живу, потому, что она презирает науку.

Главное за день

«Пионер» довёл СевГУ до суда

Пока научно-исследовательское судно бороздит морские просторы, СевГУ и «ОСК-Технологии» спорят о недополученных при строительстве миллионах.
18:00
0
143

Ответ за Форос: Россия поразила военные объекты Украины

Как ВС РФ отреагировали на террористическую атаку по мирным жителям Крыма.
12:50
0
1773

Крупная украинская АЗС не спешит расставаться с севастопольскими активами

Подсанкционный концерн владеет недвижимостью в российском Севастополе с 2016 года.
09:07
5
2518

Золотой пляж и соседний лес получили своего хозяина на ближайшие 20 лет

Арендатор обещает сделать пляж гордостью города.
08:00
17
2834

ВСУ пытается атаковать Качу

Губернатор Михаил Развожаев объяснил громкие звуки в Севастополе.
21:20
1
4654

Когда бензин вернётся на крымские заправки

В регионе топливо продолжает оставаться самым дорогим по ЮФО.
18:30
15
6944

Туризм

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
1
10095

Где в Крыму ждут туристов с животными

Отели просят доплаты от 500 до 10 тысяч рублей за питомца в сутки.
12:34
0
1268

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
8144

Новый парк у пруда в столице Крыма «опаздывает» к жителям на пару месяцев

Изменится ли досуг местных после отбытия строителей?
15:26
2
752

Смертельная канатная дорога: арестованы директор и главный инженер

По факту гибели трёх человек на Эльбрусе было возбуждено уголовное дело.
12:25
0
1626