Источники «Коммерсанта» в правительстве РФ сообщили, что власти хотят ограничить доходы топ-менеджеров госкорпораций и госкомпаний. Их зарплату планируют приравнять к заработку вице-премьера Михаила Мишустина — не более 30 млн рублей в год.
Эксперты считают, что эта информация озвучена не случайно именно сейчас. Перед голосованием за внесение поправок в Конституцию РФ власти решили показать людям, как они пытаются сократить пропасть между богатыми и бедными.
О том, насколько руководство госкорпораций действительно сможет приблизиться к доходам обычного гражданина РФ, — в материале ForPost.
TOP SECRET
По данным источников «Коммерсанта», власти решили оптимизировать и унифицировать уровень зарплат топ-менеджеров госкомпаний, привязав его к короткому перечню показателей эффективности (KPI).
Так, для глав коммерческих госкомпаний и компаний, где РФ не является единственным акционером, в качестве KPI будет выступать динамика выручки, чистой прибыли и рыночной стоимости компании. Для некоммерческих организаций будут утверждены отраслевые KPI.
РФ контролирует или владеет крупными долями более чем в 40 компаниях, большинство из них (34) — стратегические и включены в перечень № 91-р от 2003 года.
Если этот механизм будет закреплён на законодательном уровне, то денежное вознаграждение (зарплата, иные выплаты и бонусы) в госкомпаниях и госкорпорациях не должно быть более 30 млн рублей в год на одного руководящего сотрудника. Это три минимальных заработка вице-премьера Михаила Мишустина. Исключения возможны, но устанавливать их будет лично президент Владимир Путин.
По словам депутата Госдумы от фракции «Единая Россия» Андрея Альшевских, на данный момент даже в Госдуме не знают, какую зарплату и премию получают топ-менеджеры госкомпаний. На депутатские запросы по данному вопросу приходит отказ в предоставлении информации.
В беседе с корреспондентом ForPost Альшевских отметил, что данную информацию депутаты Госдумы пока узнают из сообщений в СМИ. По данным «Коммерсанта», «Роснефть» в 2019 году потратила на выплаты правлению 3,57 млрд рублей, «Газпром» — 1,5 млрд рублей, ОАО РЖД — 2,7 млрд рублей (включая трёхлетнее вознаграждение), «Транснефть» (правление и совет директоров) — 2,34 млрд рублей, «Аэрофлот» (правление и совет директоров) — 2,14 млрд рублей, наименьшие расходы на правление у «Россетей» — 273 млн рублей.
Получается, что госкорпорации, которые, в том числе, существуют на средства налогоплательщиков, «засекретили» заработки топ-менеджеров. Хотя такого права у них нет. Люди, которые платят налоги, имеют право знать о зарплате руководителей предприятий, пользующихся средствами федерального бюджета, сформированного и на средства налогоплательщиков.
«Когда частная компания не разглашает заработки своих топ-менеджеров — это одно. Другое дело, когда речь идёт о госкорпорации, которая пользуется господдержкой. Государство неотделимо от средств налогоплательщиков. Поэтому зарплаты топ-менеджеров госкорпораций и госкомпаний должны быть открытыми. Но правовые нормы работают только в том случае, когда они поддерживаются влиятельными политическими акторами (институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других, — прим.). Влиятельность директоров госкорпораций на порядок выше рядового налогоплательщика, поэтому получить информацию об их заработке невозможно», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost политолог Дмитрий Орешкин.
Читайте также: Занимательная статистика: почему у жителей Крыма в кошельках ветер гуляет
Разница в два нуля
По его мнению, сейчас разница в зарплатах топ-менеджеров госкомпаний и рядовых россиян составляет примерно два порядка. Если гражданин получает в месяц 50 тыс. рублей, то топ-менеджер — 5 млн рублей. Орешкин подчеркнул, что это оценочное суждение, так как данная информация для широкого круга людей засекречена, что неправильно.
«Разница в доходах между топ-менеджером госкомпании и представителем среднего класса огромная. С позиции топ-менеджера, средняя зарплата по России и доход в 150 тыс. рублей представителя среднего класса не имеют принципиальной разницы. С высоты своих доходов он не видит ни тех, ни других. Отчасти поэтому со стороны топ-менеджеров существует пренебрежение к простым гражданам. Деньги портят людей», — выразил своё мнение в беседе с ForPost доктор экономических наук (НИУ ВШЭ) Сергей Смирнов.
Он отметил, что регулировать зарплаты топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций необходимо. Но к этому вопросу нужно подходить с умом. Некоторые эксперты уже отметили, что контроль со стороны государства над доходами топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций может негативно сказаться на их деятельности на международном рынке. Аналитики считают, что регулирование сверху может разрушить их стоимость и нарушить права других акционеров.
«Эта опасность, как мне кажется, сильно преувеличена. Кандидаты на должность топ-менеджеров всегда найдутся», — считает Смирнов.
С ним согласен и депутат Госдумы Андрей Альшевских. По его мнению, регулирование со стороны государства может сильно ударить по карману иностранных топ-менеджеров, которые работают в госкомпаниях. Есть риск, что они откажутся сотрудничать на таких условиях, например, с «Роснефтью» или «Газпромом». Альшевских уверен: опасаться оттока зарубежных специалистов не стоит. В России всегда можно найти им достойную замену.
Политолог Дмитрий Орешкин, в свою очередь, считает, что без иностранных лоббистов нашим госкомпаниям будет крайне сложно продвигать выгодные для России проекты.
В качестве примера он привёл экс-канцлера Германии Герхарда Шрёдера, который помогал в продвижении «Северного потока 2» — проекта по строительству экспортного газопровода из России в Европу через Балтийское море. С 2017 года Шрёдер является председателем совета директоров «Роснефти». Таким топ-менеджерам нужно платить зарплату в несколько миллионов евро, при нынешнем курсе рубля это больше 30 млн рублей. Орешкин уверен, что предлагаемые ограничения по зарплате топ-менеджеров могут привести к уходу зарубежных лоббистов из крупных отечественных госкомпаний. Без их услуг России пока не обойтись.
Читайте также: ВЭФ и Греф
Политический жест россиянам
Доктор экономических наук Сергей Смирнов отметил: федеральное правительство должно понимать, что ограничения в доходах топ-менеджеров должны быть естественными.
«Иногда складывается ситуация, когда госкорпорация «N» работает себе в убыток, но менеджеры получают вознаграждения. Эта ситуация парадоксальна, и её быть не должно. С другой стороны, если госкомпания получила хорошую прибыль, то почему в данном случае топ-менеджеры должны получать 30 млн рублей, а не 300 млн рублей, если для этого есть ресурс. Поэтому в учёт должны браться экономические показатели, а также какую долю мирового рынка удалось завоевать госкорпорации «N» за год», — пояснил он.
Читайте также: Сечин и Алекперов, несмотря на санкции Путина, увеличили поставки дизеля для украинских танков
Поэтому, уверен он, данное решение властей — политический жест, как, например, обсуждение введения новых льгот для пенсионеров, восстановление индексации пенсий работающим пенсионерам перед голосованием за поправки в Конституцию.
«Это совпадение не случайно. Во-первых, вице-премьер Михаил Мишустин хочет показать, как он борется с социальным неравенством. Во-вторых, в Белом доме понимают, что эта инициатива встретит сопротивление со стороны главы «Роснефти» Игоря Сечина и председателя совета директоров «Газпрома» Алексея Миллера. Однако они не будут обращаться с жалобами к Путину перед голосованием за поправки в Конституцию. Поэтому для обсуждения данной темы в правительстве выбрали правильный момент», — считает Орешкин.
Прогрессивный налог нивелирует социальное неравенство?
Депутат Госдумы Андрей Альшевских считает, что настало время для введения прогрессивной шкалы налогообложения. Чем больше зарплата, тем выше налог. Таким образом, считает депутат, будет восстановлена социальная справедливость.
«Мы должны двигаться в сторону прогрессивной системы налогообложения, так как попытки со стороны государства регулировать доходы топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций ни к чему хорошему не приведут. Уже были негативные примеры вмешательства государства в экономику. Рынок сам себя отрегулирует», — уверен Альшевских.
Политолог Дмитрий Орешкин также считает, что пришло время избавиться от плоской системы налогообложения, которая вводилась на 10 лет для поддержки и развития бизнеса. Раньше в стране развивать бизнес было рискованно. Человек мог вкладывать ресурсы, силы в развитие компании, которую у него могли отобрать в считанные дни. Эти риски компенсировались большой премией. Её удалось выплачивать благодаря введению плоского дохода.
Читайте также: Глава «Роснефти» назвал причину роста цен на бензин
«У нас сырьевой характер экономики. Те, кто работает в нефтяных и газовых компаниях, получают значительно больше, чем люди, чей труд задействован в других сферах. Поэтому было бы разумно вернуться к обсуждению по снятию этого плоского налога. Он был нужен, когда была задача продвижения частного бизнеса вниз. Сейчас этот бизнес огосударствленный, конкуренция уничтожается, появилась монополия. Раз у тебя монопольное преимущество, то не должно быть экстра-плюса в виде налога в 13% на доход физических лиц и т. д.», — считает Орешкин.
Он опасается, что при введении прогрессивного налога такие топ-менеджеры, как Миллер и Сечин, останутся в стороне. Налоговое бремя тяжким грузом ляжет на плечи малого и среднего бизнеса, который сейчас переживает не лучшие времена. Политолог считает, что топ-менеджеры «как-то выкрутятся» за счёт политического ресурса, которого нет у представителей среднего класса.
Доктор экономических наук Сергей Смирнов уверен, что прогрессивный налог не восстановит социальной справедливости между богатыми и бедными в нашей стране.
По его мнению, при существующей системе налогообложения топ-менеджеры госкомпаний платят значительно больше налогов, чем обычные граждане из-за «большого объёма потребления». Руководители госкорпораций живут в дорогих загородных домах, передвигаются на машинах представительского класса. Следовательно, с этого элитного имущества они заплатят больше налога, чем рядовой гражданин, который имеет в собственности только отечественный автомобиль и небольшую квартиру в многоэтажке.
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
Ключевое слово ХОТЯТ....как и будет, рассмотрим, поддержим, и т.д........
А сами "Топы" это дадут сделать? Очередная сказка перед "голосованием"
Хотеть Правительство РФ должно одного - возврата ресурсно-добывающих секторов экономики в собственность государства... а как они это сделают - пусть предоставят поэтапный план, подписанный заинтересантами.
Тогда я поверю в их намерения)
Хотеть-не вредно, как говаривал мой однокурсник.
KPI - key performance indicators. Ключевые индикаторы эффективности. Какие ..... короткие перечни эффективности........ не понимаете в менеджменте, не пишите чушь. Это первое. Второе - за какие заслуги платить бонусы топ-менеджерам, в том числе и иностранным, если от них одни убытки, только ходят и просят денег из бюджета. Где прибыль????!!!!! И еще, вот когда запустят Северный поток-2, выйдет на рентабельность, вот тогда и платите Шредеру бонус. А то ....... не сделано и неизвестно когда закончат и запустят, а бабло в карман кладет регулярно и жирно.
А жен и детей-орденоносцев приравняют?
Для начала надо внести в Конституцию поправку( восстановив трактовку Конституции 1977года).
+1000%
...И с этого же времени стратегическая информация о нефтяных ресурсах России, которая раньше, с большим трудом и риском, добывалась германской разведкой для канцлера Шрёдера, а также разведками стран НАТО для своего руководства, теперь поступает ему каждое утро за чашкой кофе.... Думаю, что и у НАТО теперь с этой информацией проблем поменьше....
Читать здесь: ССЫЛКА