Подсудимые теперь могут отправиться на спецоперацию, не дожидаясь приговора по возбуждённому уголовному делу. Соответствующие поправки в УК РФ в трёх чтениях одобрили депутаты Госдумы при поддержке Кабмина.
Суть изменений
Скорректирована, в частности, 78 статья УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности», сказано в пояснительной записке к законопроекту. Теперь на стадии судебного производства у подсудимых появилась возможность заключить контракт с Минобороны РФ и отправиться на спецоперацию.
В этом случае уголовное дело прекращается:
«Одновременно с этим в нормы уголовно-процессуального законодательства вносятся корреспондирующие изменения, которые регламентируют основания и порядок принятия судом решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании ходатайства командования воинской части (учреждения), об отмене меры пресечения, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении указанной категории обвиняемых (подсудимых). Кроме того, аналогичный правовой механизм предлагается распространить на осуждённых, приговор в отношении которых был постановлен, однако не вступил в законную силу, в том числе на стадии апелляционного производства по уголовному делу», — сказано в тексте.
Ранее этот вопрос «на законодательном уровне отрегулирован не был», уточняется в пояснительной записке. Сейчас возможность заключить контракт о прохождении военной службы в зоне СВО есть у обвиняемых, находящихся под следствием, а также осуждённых. В случае призыва или подписания договора их уголовное дело приостанавливают. Контракты не заключают только с осуждёнными за призывы к терроризму и экстремизму, шпионаж, потерю документов с гостайной, дискредитацию Вооружённых Сил РФ, педофилию и сексуальное насилие.
В Кабмине РФ так прокомментировали новую законодательную инициативу:
«Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе договору о Евразийском экономическом союзе. Реализация положений законопроекта не повлечёт возникновения финансово-экономических последствий и не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы РФ».
Один из инициаторов внесённых поправок в УК РФ — председатель думского комитета по обороне Андрей Картополов. На пленарном заседании Госдумы он напомнил о подвиге участников спецоперации из спецконтингента под Авдеевкой, которые «проползли по трубе несколько километров и вышли в тыл к противнику».
«Так вот, большую часть этой группы составляли военнослужащие подразделения "Шторм Z". Я думаю, не надо вам объяснять, что это за подразделение», — приводит RTVI слова Картаполова.
Учитывая это, генерал запаса настаивал на том, чтобы подсудимым также дали шанс отправиться «на фронт».
Реакция гражданского общества
Подобного рода законодательные инициативы неоднозначно воспринимаются гражданами и экспертным сообществом. Например, некоторые россияне были шокированы тем, что Владислав Канюс, который в январе 2020 года жестоко убил студентку Веру Пехтелеву и был приговорён к 17 годам колонии строгого режима за совершённое преступление, 8 ноября 2023 года был помилован.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков тогда эту ситуацию прокомментировал так:
«Для помилования существует определённая процедура, мы неоднократно о ней говорили. Это признание вины самим осуждённым, это решение сначала на уровне ФСИН, потом на уровне региона, потом на уровне федерального округа, потом центральная комиссия, потом документы представляются президенту. Это один путь. Есть второй путь, когда осуждённые, в том числе и по тяжким статьям, искупают кровью своё преступление на поле боя. Искупают кровью в штурмовых бригадах, под пулями, под снарядами».
Вину кровью также искупили Андрей Быков и Вячеслав Рябцев — участники Цапковской организованной преступной группировки. Они помилованы через СВО.
Далеко не все амнистированные бойцы из числа спецконтингента начали жизнь с чистого листа. В начале сентября ранее судимый участник СВО Владимир Александров вернулся из зоны боевых действий и убил 11-летнюю девочку в Нижнем Тагиле. По данным телеграм-каналов, мужчина выразил желание вновь отправиться на СВО.
В конце августа стало известно о том, что дважды судимого экс-бойца СВО Артёма Бучина подозревают в двойном убийстве в Пермском крае, сообщает РБК.
Также вынесен первый пожизненный приговор человеку, который был помилован через участие в СВО, вернулся в мирную жизнь и снова совершил преступление. Это экс-боец ЧВК «Вагнер» Григорий Стариков, который, по данным следствия, убил трёх человек.
«Стариков последние три года страдает органическим расстройством личности, а на СВО получил осколочное ранение, которое вызвало разрушение суставов опорно-двигательного аппарата. <…> Суд в качестве смягчающих обстоятельств учёл участие Старикова в боевых действиях по защите Отечества, его заболевания, наличие наград ЧВК “Вагнер” и медали “За отвагу”, а также противоправность поведения потерпевших. Это первый известный случай пожизненного приговора вернувшемуся в Россию участнику СВО», — сказано в тексте РБК.
Наделало много шума и убийство 64-летней Валентины Фёдоровой, победительницы конкурса «Лучший учитель России». Женщину зарубил топором неоднократно судимый мужчина, который летом 2023 года вернулся из зоны СВО в якутский посёлок Кутана Сунтарского улуса и жаловался на то, что его не чествуют как героя.
Люди негодовали: «Как так? Убийца отслужил полгода по контракту, вернулся домой, когда как мобилизованные находятся на “переднем крае” до победного конца?».
Ответ на этот вопрос был найден в пояснительной записке к законопроекту о возможности отправлять подсудимых на СВО:
«Согласно данным изменениям для перечисленных категорий лиц обстоятельствами, влекущими освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, погашение судимости, являются:
- награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;
- увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а», «в» или «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Указанные нормы могут быть реализованы в отношении подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу, а также применительно к осуждённым, отбывающим наказание, в ходе исполнения приговора и последующего за этим периода непогашенной судимости».
Также ранее стало известно о том, что программа набора «Шторм-Z», по которой заключённые находились на передовой только полгода, свёрнута. Сейчас, по данным различных инсайдов, действует программа «Шторм – V», по которой контракт с добровольцами из колоний подписывается до окончания спецоперации.
Эту информацию ForPost ранее подтвердил депутат Госдумы Максим Иванов, который защищает права участников СВО из спецконтингента:
«Контракты уже заключают на более длительный срок. Если контрактников хватит, то, наверное, эта работа будет немного сокращена. Если их не будет хватать, то на передовую продолжат отправлять заключённых, изъявивших желание смыть грехи кровью».
Роберт Вочовский
Обсуждение (6)
Гениально! Это покруче средневековой индульгенции. И так дела далеко не всегда возбуждаются, а теперь ещё и до суда над преступниками дело доходить не будет... Заодно через годик можно будет смело докладывать о "значительном сокращении преступности". Благодаря, разумеется, исключительной работе "соответствующих органов". И о том, что преступников просто перестали судить, все забудут.
Может, тогда их лучше сразу отпускать? Или вообще не арестовывать? Зачем зря время тратить?
Нарушил закон - не поймали , можно нарушать дальше, пока не поймают.
Поймали - получи сомнительную индульгенцию в виде СВО.
Интересно, как много у нас таких могут отправлять воевать в течение года?
А мне вот интересно что за политико-моральное состояние будет в армии с этим пополнением, наверное оно возрастет, беспрекословное выполнение распоряжений командиров повысится до небывалых высот, вероятность случаев дезертирства упадет до нуля, чувство локтя станет еще более прочным, как же ж - тебя прикрывает такой опытный товарищ...?
Верещагин,
Ежели там ввести приказ за неподчинение расстрел на месте, то повысится.
А в реальности сложно судить с дивана как там с этим на самом деле, надо там быть.
Мало того, могу предположить что и там в разных подразделениях отношения между бойцами, бойцами и командирами могут отличаться.
val.prasolov,
С дивана конечно, особенно если еще и не служил.., вот только "приказ расстрел на месте" может спровоцировать другой "расстрел", которые уже случались, тем более у людей которым терять нечего, а мораль у них утеряна давно (если была). Почему то даже в самые сложные времена, даже в начале Великой Отечественной в СССР осужденных не призывали, только амнистированных, т.е. в начале человек признавался отбывшим наказание (и это исключительно не за тяжкие преступления!) становился полноправным гражданином и только потом призывался, а не так как сейчас наказание в тюрьме или лагере заменяется -"наказанием" на фронте. Это даже по сути аморально потому что защищать Родину приравнено к "отбывать наказание"! Дисциплинарные роты и батальоны того времени совсем по другому профилю, там были люди совершившие преступление уже будучи военнослужащими и им именно в дисциплинарном порядке предлагалось его искупить, да и то не всем, а только проявившим малодушие или преступную халатность, а сознательно способствующие врагу такого права лишались - для них только высшая мера.
Верещагин,
Я служил, а вы?