О том, что дела на Севморзаводе обстоят не лучшим образом, ForPost за последние годы писал не один раз. Красноречиво о положении предприятия говорят заголовки наших последних публикаций:
С Севастопольского морского завода массово увольняют рабочих, Севморзавод провалил строительство тяжелых плавкранов, Недостроенный Севморзаводом плавкран разрежут на части и вывезут из города, Сколько земли хотят забрать у Севморзавода под застройку, Куда заведёт Севастополь балкерная утопия Севморзавода.
Складывается впечатление, что живой Севморзавод больше не нужен. В России достаточно рабочих морских заводов, которые в той или иной степени удовлетворяют потребности страны в кораблях и судах. Нехватку берут за границей, сегодня понятно какой.
Однако бывшие представители топ-менеджмента предприятия, с которыми пообщался ForPost, заверяют, что у завода остаются «козыри», способные побить все преимуществе успешных верфей России, в основном сконцентрированных в холодных регионах страны.
В чем сила?
В судостроении существенная часть затрат приходится на энергетику.
«Возьмем, к примеру, «Северную верфь» - великолепный завод в Санкт-Петербурге. Он сейчас делает огромный крытый эллинг, внутри которого будут строить боевые корабли. Аналогично делают в Северодвинске, в той же Финляндии, Швеции. Это связано с климатическими условиями. Сварочные работы можно делать при определенной температуре, не говоря уже о покрасочных, отделочных работах и прочее. У нас условия идеальные, мы фактически круглогодично можем работать на улице. Содержать крытые отапливаемые цеха – это неимоверные затраты. А если учесть затраты на обслуживание и содержание этих цехов, дополнительный персонал – сумма астрономическая. В этом плане мы гораздо конкурентоспособнее», - сказал собеседник ForPost.
Уровень оплаты труда в Севастополе также ниже, чем на Севере, что, естественно, сказывается на стоимости конечного продукта.
«У нас нет наценок на заработную плату, которая есть в серверных районах. Там заработная плата в два раза выше нашей. А это же все ложится на себестоимость», - добавил бывший топ-менеджер предприятия.
Еще одно преимущество Севастополя – незамерзающие бухты.
«Нам не надо содержат ледоколы, буксиры, чтобы можно было в зимний период осуществлять необходимые операции технологические. У нас условия для судостроения и судоремонта идеальные», - подчеркнул собеседник ForPost.
Отдельная тема – близкая клиентская база. Черноморский флот и региональное гражданское судоходство. Второе направление в Севастополе по понятным причинам пока не сможет обеспечить завод заказами, однако обслуживать военные корабли и суда – это прям как доктор прописал.
«Гораздо дешевле ремонтировать корабли на месте. Конечно, не все сегодня завод в состоянии выполнить. Но база-то есть. Надо модернизировать, это относительно не такие большие затраты, добрать специалистов. Зато преимущества какие», - добавил один из бывших топ-менеджеров Севморазвода.
И здесь все зависит от конкретных людей, которые могут как дать заводу второй шанс, так и отправить его в небытие.
«Президент России после встречи с губернатором Михаилом Развожаевым дал соответствующие поручения по Севморзаводу, речь прежде всего шла о загрузке предприятия заказами. С того времени пальца о палец никто не ударил», - сетует собеседник ForPost.
Конечно, пока идет специальная военная операция, все эти преимущества отходят на второй план. Как известно, ночью 13 сентября Украина нанесла удар по военным кораблям, которые находились в сухих доках Севморзавода. К счастью, тогда сухие доки не получили критических повреждений.
Однако рано или поздно боевые действия закончатся, и тогда явные преимущества старейшего севастопольского предприятия вновь выйдут на первый план.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (32)
Почему и когда.
М.Развожаев понтон сварить "не может" почти два года - замену временную для аварийного Инкерманского причала, как яко бы собирался сделать в 2022.
Мное очень нравиться уровень квалификации эксперта.....бывший представитель топ мэнэджмэнта предприятия.....Фамилию в студию....дабы дурь оного видна была...Турки построили док для Атомфлота за 4.5 млрд руб, наши только на уровне конкурса менее чем за 8 не падали, сюда умножай на 2 как мин для получения конечной цены. Вот и все лирика и физика. А тут....незамерзающие бухты....и низкие зарплаты.....да точно преимущества. Умер Орджо, как форты Крондштадта, потому что нет в нем больше необходимости.....пал так сказать под нашествием строительных варваров.
"Даже с ворохом нерешенных проблем предприятие обладает колоссальным потенциалом в сфере судостроения и судоремонта."
Совершенно не используемым потенциалом...
После этого заявления был быстро, тихо и без проблем с регистром, финансированием и проектами отремонтирован причал для коммерческих катеров в открытом море у Золотого пляжа....
В ОСК сейчас рулит ВТБ. Что банкиры понимают в судостроении не представляю Севморзавод может и даст фору, но только после капитальной реконструкции, замены старого оборудования, станков на новое. А это огромные деньги. Избавляться надо не от рабочих, а от топ менеджеров и ненужных людей в кабинетах которые ничего не делают..
А как обстоят дела с молодыми кадрами??? Ну сварщиков, токарей, фрезеровщиков ... судовых, СПТУ 3, СПТУ 13 выпускают??? Цеха восстановить и туда железо завезти не трудно, а кто на нём работать будет??? Судостроительный техникум существует??? Кто знает
to OTTON: Не трудно, но и этого не сделано. Для завода и для "марины" ведь разное "железо" нужно. Вот и не спешат, Царская, вашу, пристань...
"Конечно, пока идет специальная военная операция, все эти преимущества отходят на второй план."
У кого-то на первом плане культурный кластер, а не ремонт военных караблей
Строительство флота гражданского и военного находиться на уровне очень низком. Раньше строились и ремонтировались корабли по всему крыму. Севморзавод или Залив в керчи. Возможна постройка и ремонт- модернизация всего. Пилили 30 лет флот СССР и теперь вспомнили буржуины эфектные менегеры с яхтами. Без национализации основных отраслей промышленности не будет толка.
Понимание "бывших топ-менеджеров", это как откровения экс политиков, у них один недостаток - они бывшие, проблема как к этому пониманию принудить действующих.
И наш "генплан" - на второй план отходит, скоро десять лет. А "развитие города" идёт пока своим особым чередом. "Кого надо туфля" - никуда не "отходит".
Через девять лет, уже во время боевых действий что-то доходить начало? Неужели? Уникальная незамерзающая бухта, возможность круглый год работать с кораблями...ну-ну. Так глядишь дойдёт что и Севастополь не курорт, а военная база флота. Может быть. Главное чтоб поздно не было.
Сейчас и правда кадры решают всё. Но есть ньюанс.
to UINSHEDOW: Это да, нынешние кадры и порешали почти все заводы, для их возрождения нужны совсем другие, да вот где их брать, да и как это возможно при существующей "вертикали власти".
…. ни мозгов…. ни станков, ни сварщиков….ни заказов…
К сожалению складывается впечатление, что судостроение и судоремонт в Севастополе приговорены...
to OTTON:
Сходите в телеграмм губернаторский,там он бодро награждает преподователей колледжа,все женщины,все строители судов.
Никакого потенциала,кроме набережной в закрытом кондоминимуме эти люди не видят.
В частности социолог Мамтуров.
Там кстати все хорошо огорожено, убрать мужика с длинным рублем и засыпать тунель с Рабочей и все элитка.
Вся политика государства в отношении Севастополя сводится вообщем то к перекладки плитки.
Такие как Развожаев и Иено не только СМЗ подымут но и космодром построят
to Turn: Это если им срок соответствующий дать, ну и норму они там выполнять будут, что бы пайку получать нормальную.
Похоже уже начали... в подземном переходе
Что за оскорбление бывших инженеров- корабелов?
Да разве уровня судостроительного техникума, тем более нашего хватит для работы с современными станками? Да я бы выпускникам таких техникумов даже кувалду и зубило побоялся бы дать. Только веник и совок. Лет через 5, если себя хорошо проявит, то можно и напильник дать. Но не больше. Вот и приходится в Турции понтоны покупать.
А так: при СССР преподавателями в этих ПТУ (а также в судостроительном техникуме, и СПИ по профильным специальностям) были бывшие работники СМЗ. В СПИ шли инженеры, в судостроительный - мастера. А в ПТУ преподавали бригадиры да непосредственные работяги бывшие. Работа то там тяжелая, вредная. Вот и работал там для примера сварщик лет до 45-50, пока здоровье позволяло, заодно и разряд получал приличный, а потом - молодежь учить шел. Подчеркну, все то же самое было и в техникуме с институтом, просто там был уровень на голову-две выше.
Ну а сейчас бывших сварщиков в СМЗ нет, потому как самого СМЗ нет (то, что есть, то не СМЗ при всем уважении, там народу меньше, чем при СССР в одном цеху было). Потому и преподавателям взяться неоткуда.
Вы уже показали свой импотенциал, когда 2 предпринимателя Яшмовый облагородили. Так что не надо в уши людям дуть. С собой в сортире поговорили пока никто не слышит и успокоились.
Пока суть да дело, надо вернуть плановую экономику, и ввести уголовную ответственность за срыв восстановительных работ. Не справился - в тюрьму. Так было при Сталине, и заводы строили в кратчайшие сроки. За 9 лет не построили ничего для промышленности. Зато для танцоров места много, будем петь и плясать?
как уже надоели эти пустые разговоры!
Бывшие представители топ-менеджмента и довели завод до нынешнего состояния. Из прочитанного понял, что собеседник не понимает разницу между судостроением и судоремонтом! Отапливаемые эллинги для постройки крупнотоннажных судов? Ледоколы? Пусть этот специалист съездит в Питер на экскурсию на любой из судостроительных заводов: Балтийский, Адмиралтейский, Севморверфь. Хоть собственными глазами увидит процесс постройки крупнотоннажных судов.
Из статьи следует, что подлодка не скоро выйдет из ремонта.
Что сказал мантуров? Там будет супер компактный завод, а остальное - под застройку,значит так и сделают люди с Ленина,2.
"...Даже с ворохом нерешенных проблем предприятие обладает колоссальным потенциалом в сфере судостроения и судоремонта...".
Сейчас? Не верю. И никто вменяемый не поверит.
Потенциал то есть. Дальше что?
Вот аргументы:
1) Незамерзающая бухта. Хорошо? Еще бы! Но кому хорошо? Топ-менеджеру СМЗ - хорошо, не нужно тратиться на мелкий ледокол, а может и два. Городу - не очень хорошо, это минус два-три десятка рабочих мест.
2) Низкие зарплаты. Хорошо тому менеджеру? Конечно! А работягам горб наживать за 40, когда в Питере платят 100 - оно хорошо?
3) Ремонт и судостроение близкие к клиентской базе. Да вообще замечательно! Но - после войны. Во время войны - вон поставили на ремонт два корабля, и что имеем? А что до именно судостроения, а не ремонта - то это и вовсе епархия Николаева, а не Севастополя. Да, там развалины от верфей за 30 лет, а после штурма города, который неизбежен, не через год, так через пять - и их не останется. Но в Севастополе судостроительных верфей нет уже минимум лет 80, с конца ВОВ. Т.е. что там с нуля строить судостроительный завод, что тут. А выйдет реально - что те же северные заводы в Питере - уже есть, уже работают, а перегнать корабли стоит совсем не столько, сколько построить верфи на Черном море, и неважно уже, в каком именно городе.
Ну и в итоге, какие плюсы?
Поймите правильно, я за СМЗ. Но он банально в том виде как есть не нужен. Там за время "украинства" даже административные корпуса сгнили. 23 года без отопления, ладно летом, но зимой, в дождь и сырость? А цеха я лично видел на практике в 1988-м: ворот нет, крыша течет, окон нет. Под ногами по щиколотку вода вперемешку с мазутом. Добавьте к этому еще 30 лет разрушения, и недавние удары ВСУ по заводу, и получаем, что от завода осталось место да название. Восстановить его - это как примерно после ВОВ его восстановить, тут нужен Сталин. При нынешней власти надеяться на это банально глупо!
Недавно опубликовали, что на зависшие рупии за нефть индия построит для РФ порядка 170 сухарей хэндисайз до 2027 года, в том числе класса Л1 для смп. Цена строительства в 2 -3 меньше чем на верфях РФ. Ну и где тут Орджо ?