В конце июля 2023 года губернатор Севастополя Михаил Развожаев в очередной раз очертил радужные перспективы без преувеличения легендарного севастопольского предприятия – Севморзавода.
Поводом для оптимизма послужила встреча главы города с руководившим на тот момент «Объединенной судостроительной корпорацией» Алексеем Рахмановым.
«То, что я сегодня услышал и увидел (во время совместного посещения Севморзавода. – Ред.), говорит о том, что в Севастополе мы начнем вновь строить корабли. Прежде всего зерновозы – балкеры от 40 до 60 тысяч тонн (по которым уже есть реальные проекты), а в перспективе может быть и больше. Потребность в них очень большая. Мощности у «ОСК» все есть, понимание, откуда возьмутся ресурсы на модернизацию и покупку необходимого оборудования, – это в том числе и средства Фонда развития промышленности», – писал губернатор на своей странице в Telegram.
Подобные перспективы чиновники разного уровня «рисовали» Севморзаводу, начиная с 2014 года. Определенные подвижки на предприятии действительно происходили: было заменено определенное оборудование, проделана большая бумажная работа, связанная с земельно-имущественными вопросами и интеграцией в «ОСК», заложены два тяжелых плавкрана.
Однако по факту предприятие до сих пор не смогло достроить ни одного тяжелого плавкрана. Более того, как ранее сообщал ForPost, недостроенный тяжёлый плавкран ПК-700 «Григорий Просянкин» решено разрезать на три части и внутренними водными путями перевести в Северодвинск для достройки на мощностях заказчика – АО «ПО „Севмаш”».
Подводя итоги рабочей встречи с Алексеем Рахмановым в конце июля 2023 года, глава города сказал: «Главный вопрос, который меня волновал как губернатора, это то, когда эти планы начнутся реализовываться. Ответ я услышал – в самое ближайшее время – осенью следующего года начнется строительство первых кораблей».
Как горожане, которым небезразлична судьба Севморзавода, относятся к этим заявлениям? Как к реальным продуманным планам или очередному пафосному хлопку в пустоту?
Поскольку получить корректные и понятные ответы от руководства Севморзавода не представляется возможным, корреспондент ForPost пообщался с осведомленным о состоянии дел на заводе источником.
Корабли в моей гавани
С момента сообщения губернатора о строительстве на Севморзаводе универсальных сухогрузных судов смешанного плавания (река–море), по словам источника ForPost, на заводе никаких проектных работ в этом направлении никто не видел и не знает.
Техническое перевооружение предприятия проводится под конкретное производство. Однако ни проекта реконструкции, ни источника финансирования пока нет. Пока есть только слова.
Для начала надо понимать, что сегодня может делать Севморзавод.
«На самом деле завод может многое. Стапели позволяют закладывать суда длиной до 110 метров типа река–море. Есть корпусообрабатывающее производство, есть трубомедницкое, есть механомонтажное и так далее», – сказал собеседник ForPost.
Однако для строительства современных балкеров требуется новое оборудование.
«Установленные на Севморзаводе линии дробеметной очистки листового и профильного металла рассчитаны на листы размером до 2200 мм. Сегодня листы идут 3200 мм. Соответственно надо эту линию полностью заменить. Газорезательные машины с панорамным управлением «Кристалл», которые изготовлены 40 лет назад, уже анахронизм.
В инкерманском цеху стоят два 50-тонных мостовых крана, их надо заменить на 100-тонные, чтобы можно было формировать блоки минимум 200 тонн. Затем их нужно доставить на стапель. Но не только доставить, но и перегрузить. Опять же нужен кран. Если мы будем говорить о балкерах, то нужен козловой кран минимум 350-тонный. Такие краны в России не делает никто», – подчеркнул источник.
Импортная составляющая
Помимо вопроса перевооружения завода «ОСК» потребуется решить крайне сложный вопрос с оснащением судов.
«Мы в России разучились делать все. До 80% всей комплектации получаем из-за рубежа: главные двигатели, вспомогательные, насосы и даже арматура. Я уже не говорю о навигационном и электротехническом оборудовании. Кто будет поставщиком всего этого?» – спрашивает собеседник ForPost.
Конечно, можно понадеяться на китайских товарищей, которые научились делать практически все.
«Но китайцы умнее нас ровно настолько, насколько их цивилизация больше нашей. Они же с нас сдерут три шкуры за свое оборудование. У нас же денег не хватит. А какая себестоимость будет?» – добавил осведомленный специалист.
И еще одни вопрос, ответ на который пока неясен: кто будет покупать балкеры Севморзавода? Сегодня с этой нишей неплохо справляется завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
По мнению собеседника ForPost, старейшее севастопольское предприятие едва сможет к следующей осени приступить к строительству балкеров.
«А вот суда типа «река–море», суда рыбопромысловые – вполне по силам Севморзаводу. Но не дают же. Почему не дали общественные катера для Севастополя строить? Наши паромы сколько лет в бухте работали. С плавдоком для калининградского завода «Янтарь» тендер не смогли выиграть. Там минимальная комплектация: насосы, электрооборудование простое, но очень много корпусной конструкции, которую у нас в Инкермане можно делать без разговоров. Не получилось. Такая политика?» – сетует эксперт.
Глеб Вадатурский
Фото автора
Обсуждение (43)
"Есть корпусообрабатывающее производство, есть ТУРБОМЕЛЬНИЦКОЕ, есть механомонтажное и так далее". Если турбомельницкое производство есть - надо строить!
На недельку... перед выборами.
А надежды, что враньё прекратится, нет?
Какая мистическая экономика может внушать надежды при спекуляции на ключевой ставке банкирами и непрерывном росте цен и спекуляции на основе - основ любой экономики: ценах на все энергоносители?
Дык на лестничной площадке можно хранить в перспективе и телевизор с холодильником, и шкаф с одеждой....! А вдруг не стырят....!
Разговаривают разговаривают - контр революция одна
Перейдут на конную тягу. Так что конной полицией и спасателями дело похоже не ограничится.
Вопросы по получению заказов и организации производства должны обсуждать и решать специалисты "Севморзавода", а не губернатор с образованием учителя истории,не способный даже добиться строительства катеров и паромов по имеющимся чертежам "Севморзавода".
"...осенью следующего года начнется строительство первых кораблей"
Во-первых, не кораблей, а судов, если не понимаете разницу - Яндекс вам в помощь. Во-вторых, плавкраны достройте, чем погрузку с моря осуществлять будете? В-третьих, где людей будете набирать - посмотрите количество вакансий в городах, где есть судоремонтные и судостроительные заводы, входящие в ОСК. Резюмирую: межпланетный судостроительный турнир в Севастополе случится не скоро.
Остапобендерщина набирает обороты...Про дирижабли, что бы перевозить плавкраны забыли...
… ни людей, ни станков, ни мозгов…
to Тина Севастополь: удивительно, что Вас там за подобный вопрос вообще не забанили))
У меня вера в возрождение завода сохраняется.
Информация с сайта ОСК (23 августа 2023):
«Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров представил кандидатуру нового генерального директора АО «ОСК» и новый состав совета директоров корпорации. Генеральным директором АО «ОСК» стал Андрей Сергеевич Пучков.
Андрей Сергеевич Пучков родился в 1977 году. В 1998 году окончил юридический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Юрист. С 2002 года работал в структуре группы ВТБ, где прошел путь от должности заместитель начальника управления до должности первого заместителя президента-председателя правления банка ВТБ».
Ранее Президент Российской Федерации Владимир Путин поддержал передачу ВТБ в доверительное управление от государства 100% акций Объединенной судостроительной корпорации. Банку предстоит привлечь инвестиции и вывести холдинг в прибыль, при этом объявленные изменения не повлияют на выполнение гособоронзаказа заводами, входящими в ОСК.
В списке предприятий ОСК значится АО "ЦКБ "Коралл". АО «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» пока в этом списке нет (возможно по техническим причинам).
«Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» значится в Перечне обществ, присоединившихся к Порядку организации защиты сведений конфиденциального характера в обществах Группы ОСК.
А кто будет строить ? Где людей, специалистов возьмут ?
Куда заведет? Туда куда советовали ваучеры вкладывать
Это не утопия, это откровенное враньё, такое же как водозабор на реке Кокозка.
Турбомельницкое производство тому свидетель.
Всю жизнь проработал в морском секторе, попав в 14 м году в страну возможностей, полностью реализовался, предложили стать сторожем на мрот.
Почему надо сменить долбанную парадигму,которой пронизано все сверху донизу?
За 23 года предательства, все устаканилось в рамках имеющихся возможностей ,заказов, под потоки построены терминалы частные и ни кто не собирается сюда " заходить"
А движение можно начать только если будет команда и бабло дадут.И то не факт.
Как там морские дронЫ дрыны и космические бпла?
Обратите внимание,что посещает первое лицо приезжая сюда - умирающий СМЗ или СРЗ?
Сами знаете какие объекты. А декларируем самый высокий уровень занятости.
Почему-то мне кажется, что чиновники в руководстве города мало что понимают в судостроении вообще и в строительстве балкеров конкретно. Кадры для судостроения есть? А учебные заведения для их подготовки? А производственные мощности и производственные площадки? А стратегия развития конкретного судостроения, начиная от проектирования и кончая потребностями в данных изделиях? Боюсь, что есть только пустопорожнее переливание из пустого в порожнее.
to Lana Wolf: В Инстаграме ещё до СВО за что-то подобное была забанена губернаторскими помощниками.
Люблю гусей дразнить.
вот да ладно,когда модерируется частное мнение о стране и политике,но многие читатели не видят разницы между трубомедницким и турбомельницким.
Балкера строить - это конечно хорошо Впрочем как и любые другие суда или корабли... Только пока все, что здесь написали (за исключением комментариев, конечно) ньювасюковщиной попахивает. Что -то такое уже было только в более мелких масштабах - я о переброске воды из Кокозки... Что вы строить собрались, если еще арифметику не выучили? Посчитайте во что выльется постройка корпуса плавкрана а потом его буксировка в Питер для установки движков (как планировалось раньше) или разрезать на три части и внутренними водными путями перевести в Северодвинск для достройки (последняя известная версия) и сравните со стоимостью заказа нового плавкрана в том же Китае. Или губернатору лавры успехов Владивостокской верфи спать не дают? Исторический хотя бы доделайте, пустобрёхи....
to Амазонка:
Хотелось бы знать в чем они вообще что-нибудь понимают.
"ПАР в СВИСТОК"!!
Турбомельницкое производство?!)))
Может трубомедницкое?)
Да уж...реально разучились делать всё. Даже значения слов не знаем уже. Скоро как у Азимова в "Основании" (не дерьмосериал современный, а книга) только кнопки нажимать уметь будем и превратим это в ритуалы без понимания процесса. А потом всё начнёт ломаться.
Завезут))), по крайней мере они в это верят. Что там где всё развалено есть спецы видимо.
Какие руководители такие и корабли Нам для полного счастья не хватает губернатора с конфетной фабрики Морзавод строит корабли ? Они что курили ?
Нельзя ничего местным поручать. Все завершённые проекты в Крыму реализованы понаехами.
"Кристалл" с ПАНОРАМНЫМ управлением - это наше всё!! И откуда "осведомлённому специалисту" известно, что денег не хватит? Это ему Силуанов докладывает? Вон "Звезду" на голом месте построили, и как-то всего хватило. Вот моё личное мнение (никому не навязываю!), что генеральная линия партии в отношении будущего нашего города свернула куда-то не туда, и пока судостроением управляют банкиры, а городом историки ничего путного ожидать не приходится. И СМЗ пока не сделают самостоятельной единицей, а не бутербродом арендодатель/арендатор и ОСК сбоку - вряд ли .
to Fiolen:
При сегодняшнем положение вещей, прежде всего с доминирующей везде "парадигмой" и такими руководителями шансов возродится у Севморзавода практически, К СОЖАЛЕНИЮ, нет... Передача в управление Банку тому подтверждение...Не должен пироги печь сапожник...Восстановить Севморзавод, как кстати и многие другие градообразующие предприятия может ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВО, преследуя при этом Государственные цели и интересы, а не Банк и другие, преследующие цель только выгоды и прибыли...
Транспорт на дизельном топливе своим выхлопом сильно загрязняет окружающую среду. Может это к лучшему. Таким образом природа защищается.
Думаю стоит начинать с постройки пассажирских катеров и паромов. В рассказы и прожекты про 100 тысячные балкеры даже дети не поверят. Утеряны компетенции, а главное- мысли и заявления должностных лиц оторваны от реальности. В такой ситуации невозможно сформировать подходы к решению сложных вопросов, все заканчивается пустой тратой миллиардов.
Информация из разряда МирДверьМяч. Лучше обсудить возвращение дани милохина в РФ или появление ани лорак на нтв. Никогда никакого балкера смз не построит. Китай ? Посмотрите s&p оферты по покупке судов - только не китайской постройки, китайский новый пароход сгнивает за 5 лет + ведет валы на гд и пр...и пр...., японцы / корейцы там очередь на 10 лет вперед. Губеру надо взять в свои руки строительство жб укрытий для военной авиации по всей РФ, так как этим никто не занимается, кроме шиномонтажников. На стоимость одного сохраненного самолета от удара братских бпла можно купить 10 балкеров на базаре, которые проработают лет 10-15 минимум и которых хватит для вывоза всего имеющегося зерна.
"Покорми собак и ничего не трогай"
Видимо невидимо
Правильно. Некому на данный момент. Их надо подготовить а потом еще заставить работать за 15 - 20 тыс рублей. Реально ? Не думаю.
to Андрей Wind:
хоть раз руководители конфетных фабрик озвучили какие цеха работают в каком состоянии доки находятся и в каком состоянии находятся доковое оборудование я уже про специалисто молчу
Верно, потому что они пользуются украинскими водительскими удостоверениями.
Завод нужно восстанавливать для военных нужд.Ничто не мешает начать это со строительства зерновозов...
А разве кто-то мешает Вам верить? Только реальность Ваша "вера в возрождение завода" не изменит. Раньше рабочих готовили севастопольские ПТУ. А что сейчас? А мастера? Инженеры? Кто будет учить? Кто передаст опыт? В Союзе на продавца учили, причем, отдельно на продтовары и промтовары. И после 8 класса на продавца промтоваров учиться не брали, только на продтовары. А тут не торговля по ассортименту. Кто будет учить строить суда?
Может губернатору розовые очки снять, и закончить бросаться в крайности, то подводные дроны, то зерновозы ….лучше пассажирские катера отремонтировали, причалы и в городе порядок навели кругом срач и мусор, а ведь когда то и катера ходили, и морских маршрутов больше было, и чистота в городе была. Вам господин губернатор по чаще по городу пешком ходить нужно, и для города бы было больше пользы и для Вашего здоровья, только не в розовых очках!!!!
Перед тем, как начать строит суда, нужно построить верфи.
СМЗ же со времен Октябрьской революции был заводом не судостроительным, а судоремонтным. Судостроение же было в Николаеве.
Если кто в курсе, подскажите пожалуйста, есть ли сейчас у СМЗ мощности для постройки судов хотя бы на 10 тыс. тонн? Это я к тому, что строить собрались не много, не мало, а:
Почитал комментарии, люди не верят словам,а где дела?
Постройка судов начинается с заказа. А кто заказчик- будующий судовладелец?
С проектом тоже справятся ,если захотят в ОСК.Регистр свой имеется.
Стапель на заводе пока не застроен,даже кран стапельный вроде виден.
Вполне возможно нарежут железо и соберут корпус. А дальше надо насыщать, силовую установку кто и откуда получать будет - Китай?Электроборудование и прочии дельные вещи где будем брать?
А там доступно все импортное и лицензионное от наших в не далеком прошлом партнеров, т.е под рестрикциями.
Да и откуда специалистов брать? Дать зп выше чем у курьеров,возможно потянуться
Пригласят Рамшана и Джемшута
Все больше напминает страшную сказку невозможно восстановить севморзавод из за отсутствиезаказов. Теперь по новой! А деньги где брать будут на платных туалетах в бюджет наберется?
Главное так расчитывали на наплыв туристов чтобы пополнить бюджет города. А большинство не едут сюда
На прошлой неделе в новостях Крыма прочитал маленькую статью о том, что бизнесмен из Судака, занимавшийся ранее прокатом на моторках, создал электро катамаран, который был допущен всеми полагающимися ГОСструктурами к эксплуатации и благополучно растет в бизнесе. Его работами заинтересовались и сами госструктуры и даже из не морских регионов.
Это я к тому, что тот, кто хочет и умеет думать и работать, тот достигает успеха и признания не только в денежном выражении.
И кстати. А почему бы не попробовать решить вопрос водного передвижения в масштабе города созданием эдакого водного "катамаран-такси" на этом примере и его участии? Говорю как об идее, поскольку не специалист, а на месте напрячь думающие головы (но не "говорящие" и не "...Берта Мария ...") и приложить умеющие руки?
вопрос со строительством похоже решился сам собой в стиле или шах или ишак.