Современные российские школьники предпочитают уходить со школьной скамьи после 9-го класса - в сферу среднего профессионального образования. Севастополь в этом вопросе не стал исключением.
Ещё в 2023 году министр просвещения РФ Сергей Кравцов докладывал президенту страны, что в колледжи после 9-го класса уходит 65% школьников. Половина из которых выбирает технические специальности.
Те же цифры озвучивались в 2024 и 2025 годах.
Примерно такая же ситуация и в Севастополе. По данным департамента образования, порядка 50% выпускников 9-х классов выбирают поступление в средние профессиональные учреждения.
Так, в мае этого года из 5047 девятиклассников в 10-е классы вернулись 1958 школьников. Правда, эта цифра не окончательная, ещё несколько дней классы комплектуются. Но вряд ли за это время ситуация кардинально изменится.
Способствует сохранению тенденции и государственная политика в сфере образования — в частности, активное развитие совместно с Союзом промышленников и предпринимателей проекта «Профессионалитет». Оказавшаяся сегодня практически не занятой ниша рабочих специальностей стала крайне востребованной.
Что движет вчерашними школьниками и о чём это говорит нам, взрослым, ForPost выяснял у участников образовательного процесса.
Жизненный путь
В профессиональной среде, как оказалось, на выход девятиклассников смотрят по-разному. Некоторые — с пониманием.
Окончание только девяти классов сегодня нормальная и даже более выгодная история с точки зрения будущего ребёнка, убеждена учитель географии Евгения Радченко.
«В 10-й класс идут те дети, которые ещё не определились и не знают, чего хотят, или дети, которые ещё не „выросли”. Но я всегда советую родителям, если ребёнок уже определился с будущей профессией, забирать его из школы. К тому моменту, когда детишки только закончат школу, он уже получит специальность и сможет поступить в высшее, если захочет», — пояснила она.

Правда, добавила собеседница, в момент выбора девятиклассники ещё не понимают, что колледж и техникум — это тоже институт принуждения, где им придётся так же посещать занятия, соблюдать режим и дисциплину.
Зато с выбором будущего профессионального пути помогают определиться профильные классы — «к 9-му классу они уже знают, чего хотят».
«Сейчас даже в колледже можно получить первичное юридическое или IT-образование. Ребята об этом знают и сами об этом говорят», — уточнила Евгения Радченко.
Иной взгляд на вопрос у психологов. В большинстве случаев, полагают они, детям сложно сориентироваться и сделать профессиональный выбор в 9-м классе (да зачастую и в 11-м тоже). Они ещё растеряны и находятся в стрессовой ситуации.
«Как раз есть ещё два года и есть время немножко подумать — и после 11-го класса больше возможностей появляется», — отметила эксперт.
В то же время нередко инициаторами ухода из школы после 9-го класса становятся родители, которые относятся к последним классам как бесполезному проведению времени, подтверждает психолог Ирина Александренко,
За этим, полагает она, как правило, скрывается беспокойство родителей о том, что ребёнок к моменту совершеннолетия окажется неустроенным в жизни, не сможет ещё самостоятельно зарабатывать на жизнь.
С одной стороны, такой прагматичный подход сам по себе, возможно, не плох. С другой — тревожность родителей сталкивается с ментальной неготовностью ребёнка к переходу во взрослую жизнь.
Впервые такое явление описал в своей книге «Мужчины, которые так и не выросли» (1983) американский психолог Дэн Кайли. Он получил название синдром Питера Пэна.
«Сейчас пересмотрели вообще возрастные нормы, когда у детей полностью формируется головной мозг, и он может взвешенно приниматься решения как взрослый человек. Если раньше мы говорили про 19-20 лет, то сейчас это 23-25 лет», — пояснила Ирина Александренко.

Бывает, что и сами школьники хотят уйти после 9-го класса вслед за большинством своих одноклассников. Но главным стимулом становится страх перед выпускными экзаменами, считает практикующий психолог Яна Дригваль.
«Слишком много психологического нагнетания, страха по этому поводу. Пугает и сама форма, в которой проводится ЕГЭ, — достаточно напряжённая обстановка, контроль. Кто-то об этом рассказывает, пересказывает и всё это в итоге обрастает такими мифами и легендами, что пока дойдёт до адресата, уже превратится в страшилку», — пояснила эксперт.
Выше планку!
Ещё одна причина, почему школьники стремятся побыстрее выйти из школьных стен, — чуждость им образовательного процесса, где они всем должны и обязаны.
Однако для того, чтобы чего-то достичь в жизни, нужно формировать в ребёнке стремление преодолевать трудности и поднимать планку собственных достижений, считает доктор педагогических наук, автор курса «Мудрый родитель» и основатель образовательного центра «ИРИЦА» Юрий Ирица.
Конечно, бывает, признаёт он, что посредственный ученик вдруг раскрывается с совершенно иной стороны в колледже. Это действительно может происходить, потому что в новой среде ребята получают возможность сформировать о себе новое представление в новых условиях и с новыми учителями без школьных ярлыков и сомнительного бэкграунда.
Но нужно понимать, что такое представление во многом навязано распространённым мифом о том, что «плохая успеваемость в школе — это печать одарённости». По факту же процент таких случаев низкий, так как далеко не в каждом ребёнке удаётся вовремя распознать его спящую гениальность, констатирует собеседник.
Поэтому лучше делать ставку не на случайность, а на желание трудиться и высшее образование, потому что тот стиль мышления, что дают там, невозможно получить в среднем звене.
«По моему представлению, большинство детей, которые уходят из 9-го класса, в массе своей никуда никогда не „выстрелят” и не взлетят. А у человека, который найдёт в себе силы дойти до 11-го класса, с высокой вероятностью в голове уже сформирована планка, что надо идти выше, дальше, достигать. Поэтому нужно формировать в ребёнке желание, чтобы он сам себе поднимал планку выше. Не вы, как родитель, ему её устанавливали, а он сам хотел», — считает Юрий Ирица.
Полина Ласькова
Фото нейросеть Freepik| Арина Розанова, Алексей Лохвицкий, Татьяна Воробьёва
Обсуждение (47)
Глупая статья, а спросить у тех, кто уже ушел никак? Там совсем другие мотивы!
Vaskes,
да главный мотив страх не сдать нормально ЕГЭ. Вот родители и пихают детей побыстрей в ПТУ (как бы красиво они сейчас не назывались), дабы чадушко поскорей слезло с шеи. Т.к. понимают, что престижные институты им не светят и два года школы действительно напрасная трата времени. Далеко не все желают вкладываться финансово в образование своих детей
komandor,
Минимум 1\3 продавцов на рынке 5 км с в\о. А то и с не одним. И что?
Norder,
это говорит о том, что при выборе профессии нужно было думать головой. А то у нас то тысячи голов экономистов, то тысячи юристов, то программистов - в зависимости от моды на профессию. То, что работодатель будет выбирать лучшего и самого талантливого при таком переизбытке никто не думает. А если мозгов в голове нет, то, даже получив диплом, будешь торговать на рынке. Диплом о высшем образовании никогда не был гарантией наличия мозгов и знаний в голове
komandor,
Совершенно верно. Дополню. Из этой "тысчи" и одного толкового сотрудника выбрать бывает сложно.
Norder,
Как сказал Г.Греф? " Нашему государству образованные не нужны, ему нужны послушные! Управлять у нас есть кому!" В государстве у каждого генерала свой внук, у министра,директора завода свой сын, а катать тачку с мусором можно с образованием 3- класса!Поэтому и катится страна в пропасть!
еще одна мама …,
Вот проблема, мы хотим молодого но уже с опытом и толкового сотрудника, но подойдёт кум,сват брат и попросит возьми моего оболтуса и Вы возьмёте(трудно отказать)! А Вы не пытались научить сотрудника работать по Вашим требованиям?Нет не обучаемых людей! Даже зайца можно научить курить!
Gelet,
Вы прочитали мой комментарий невнимательно. В каком месте Вы увидели "молодого, но уже с опытом"? Я пишу от толковом, т.е. об обучаемом. Я на опыт никогда не смотрела, обучить можно всегда, если у претендента есть ум и желание уиться.
Так понятно?
Отказать очень просто - объяснить, что чадо (брат, сват, жена, любвница) будут полноценно работать за ту же зарплату, что и все остальные.
У меня, кстати, чьи-то дети, жены и любовницы работают постоянно. Многие руководители своих близких просили взять. Именно потому, что я учу работать. Но работают они на моих условиях - также как все остальные подчиненные.
еще одна мама …,
Вам из "тысчи" выбрать сложно?Я искренне рад когда попадаются такие руководители как Вы! Но в большей степени как то наоборот!
полностью согласен
komandor,
Да. Есои наши с 7 класса твердо знали, кем хотят стать, то оба пошли в 10й, а не в ПТУ (как бы красиво и по-модному их сейчас ни называли).
А чтобы сдать ЕГЭ на 90+, нужно учиться все 10 лет и заниматься с репетиторами в 11м, ибо ни одна школа 90+ не дает. Т.е. родителям вкладываться в образование своих детей.
komandor,
вобще-то техникум, как бы он теперь невался, после 9-го класса, это шанс поступить в ВУЗ без сдачи ЕГЭ, и этим многие пользуются.
komandor,
Ничего подобного. Еще в конце 90-х мои родители смекнули, что нефиг сидеть в школе еще два года, а можно уже хоть какую-то профессию получить и отправили меня в техникум. Уже в 2005 году я окончил ВУЗ,имел 3 года стажа работы, потому что в ВУЗе учился на заочном и работал, когда моим одноклассникам еще целый гол нужно было учиться на 5-том курсе. А я за этот год получил еще и образование магистра. Теперь зарабатываю довольно выше среднего и на свою жизнь и образование не жалуюсь!
Поэтому и сейчас считаю, что нечего сидеть в школе эти два ненужных года!
Ваш Юрий Ирица хоть и дохтур наук, а русского языка не знает, лепит иноземщину. Позорище!
litkon,
Позорище в чем? В богатом словарном запасе?
Все просто со 2 класса начинают клевать мозг уходить из школы после 9 класса, раньше ПТУ 2 года рабочий готов,сейчас мусолят 3 года 10 месяцев и что в итоге ???? Да ничего работать негде((((
Пройдут колледж или техникум. Со временем возникнет вопрос получения высшего образования в университете. Результатов ЕГЭ не будет. Для поступления придётся учиться на подготовительных курсах. В чём тогда выгода?
sergey-ka,
Ни в ч5м. Из нашего класса в 9м ушли 5 человек, один вернулся в 10й. Трое ушли в лицей при СевГУ, один учится дома, прикрепившись к московский онлайн-школе.
Те, у кого есть цель получить ВО, идут в 10й.
Я тоже ушёл в ПТУ,получил профессию,она мне помогла выжить в 90-е. И сейчас меня ценят в моей организации.Так что колледж не всегда плохо,и не всегда оттуда выходят маргиналы.
Бугор,
сейчас далеко не 90-е. Совершенно другие реалии, совершенно другие требования. Но, совершено с Вами согласен, что раньше ПТУ выпускали хороших специалистов. Даже в 90-е еще не упал уровень обучения профессиям. Знаю настоящих мастеров своего дела, окончивших ПТУ. Но, это люди моего возраста и старше. То, что сейчас выпускают ПТУшки - позорище рукожопое
komandor,
а что наш СевГУ например выпускает, как назвать ? большинство выпускников ВУЗов тыкаются и мыкаются с дальнейшим трудоустройством, а слесари и сварщики ,судя по вакансиям, нарасхват и з/пл поболее, чем у врача или учителя с вышкой (((
Uta,
"заборостроительный" уже не первый десяток лет не котируется у работодателей от слова "совсем". Сейчас это недоразумение ВУЗом называть неприлично. Но, слесари и сварщики из современных "колледжей" также выходят рукожопыми. Увы. Потому и нарасхват - где ж найти нормального? Мастера вымирают постепенно. Молодняк не стремится к совершенству, делают по принципу "и так сойдёт"
komandor,
но если не станет хотя и рукожопых, но как-то учившихся, то мы будем в ещё большей жо..
komandor,
Будущее мастерство появится при желании. Образование не всё даёт для профессии.
Norder,
вот только желания особо не видать
Uta,
спорно. Мне вот не хотелось бы жить в доме, построенном рукожопами, и постоянно ждать когда он развалится; ездить на машине сделанной рукожопами и постоянно бояться, что она внезапно выйдет из строя; прийти в ресторан и есть еду приготовленную рукожопами, надеясь не отравиться.
komandor,
ПТУ раньше давали начальное профессиональное образование НПО, сейчас среднее профессиональное образование СПО, сравнивать наши старые добрые фазанки с новомодные колледжами не совсем корректно, разный уровень дипломов. После окончания колледжа или техникума можно продолжить обучение в вузе. При поступлении во многие университеты на базе СПО не требуется ЕГЭ — абитуриентам необходимо сдавать внутренние вступительные экзамены, формат которых зависит непосредственно от выбранного вуза. Ещё не всё потеряно, было-бы желание, а если у человека такое есть, а также есть цель, то получив таким образом образование осознанно он уже вряд ли пойдёт на рынок продавцом.
Uta,
Инженером назвать. Наши никто не мыкается, наоборот - перебирают.
Профессию нужно выбирать и учиться так, чтобы потом иметь вес на рынке труда.
Вот своих детей учите любой профессии, пожалуйста, =- какой Вам захочется (хоть слесарем, хоть сварщиком) .
komandor,
Да. Если в украинские времена я брала на работу студентов 4-5 курса, и они оканчивали ВУЗ, уже работая, то сейчас без диплома я никого взять не могу.
komandor,
Вы отстали от жизни. Выпускники Ядерного очень даже котируются. Но учиться там тяжело.
Остряки,
Да. Именно поэтому сейчас туда и идут - чтобы не сдавать ЕГЭ. Но эту дорожку уже прикоыли.
еще одна мама …,
Ядерный, что тоже теперь в Заборостроительном? чудны дела твои, господи😮
к счастью, уже достаточно много лет кадровым вопросом не занимаюсь. А ребенок по гуманитарной линии пошел, так что, да, отстал видимо
Остряки,
я в свое время и ПТУшку закончил и ВУЗ (хотя не фиг было слушаться родителей, в жизни ни то ни другое вообще не пригодилось). Тогда в ПТУ уже давали СПО - точно помню
komandor,
Они приборостроительный был. И КЭК специалистов выпускал грамотных. Да и у нас конкурс был такой, что после 20 человек на место количество поданых заявление вывешивать перестали.
СевГУ состоит из несколькх институтов.
komandor,
Да. Были вечерние школы.
еще одна мама …,
Это они "галошу" прихватили от жадности? объединение не всегда хорошо сказывается на уровне обучения. Надеюсь, то, что раньше было СВВМИУ, не развалят окончательно.
СПИ был в свои лучшие времена обычным крепким провинциальным институтом. Выпускали вполне достойных специалистов, в основном, для предприятий города. Сейчас гордо называясь "университетом" превращаются в чёрт те что. Лишь бы бабло стричь. Просто прихватив несколько других учебных заведений города плюс наплодив массу факультетов с сомнительным уровнем обучения не станешь уважаемым университетом. Очень сомневаюсь, что они, к примеру, хороших врачей выпускают. И какая была необходимость объединять с бывшей СПИшкой Морской колледж? С какого бока университет (!) относится к среднему проф.образованию?
Я, конечно, понимаю, что если Ваши дети учатся в бывшей СПИшке, то Вы будете до упора доказывать, что этот "университет" круче МГУ, МИФИ и Бауманки вместе взятых )) Кстати, в былые годы Ваш ребенок явно поступал бы в "галошу", если уж по душе ядерная энергетика, уж точно не в "заборостроительный". Не сочтите за хвастовство (для меня просто показатель уровня этого института) - я в СПИ в свое время поступил не особо напрягаясь. Просто, чтобы показать одной девочке, что я лучше конкурента, который туда не поступил (да, дурная молодость). Но, учился в другом, куда для поступления нужно было пошевелить извилинами.
komandor,
Вы понимаете плохо. Я совершенно не доказываю, что он "круче". Мне вообще до других институтов дела нет. Наш ребенок поступал туда, где была его специальность. Была она в "Галоше" или нет, сказать не могу. Не интересовалась тогда. Мы не планировали учить детей в Севастополе, но жизнь не всегда идет по нашему плану.
Что касается Вашего поступления, мне до него дела нет тоже.
Повторю: я поступала на специальность, на которую после конкурса 20 человек на место количество поданных заявлений вывешивать перестали. При этом был факультет ТПТМ (потом ТАМП), где на отдельные специальности постоянно был недобор.
выпил украл сел
учился в школе, калладж - продавец
учился в школе,еге, вуз - продавец
это шутливая версия, а может родители детятям говорят- не потянем, сокращай путь к заработку. Да еще из всех труб иерехонских -не хватает рабочих рук,сантехники по 150 к запросто....
d dd,
а вот вернут как в СССР, для работы в торговле обязательное профильное образование.....
куда все нынешние торгаши денутся?
суржик,
В дорогой торговле так и есть.
Потому что растят идиотов. Нет никакого стремления к какой-то цели. Думают, что если уйдут со школы, , то и так смогут стать продавцами, мойщиками, заправщиками, официантами и так зарабатывать, а потом как нибудь найти что-нибудь лучше иди удачно выйти замуж, да и родители помогут... Раньше начальное профессиональное образование можно было получить в средней школе, а сейчас?
И снова здравствуйте,
Я учился до 8 класса в 22 СШ, заканчивал 4 СШ у нас не было начального профессионального образования.
Остряки,
Когда я учился это было исключение, а не правило, были школы которые давали профессиональное начальное образование, но их были единицы в городе, помню только одну такую .
Остряки,
Был Учебно-производствнный комбинат - УПК, в котором мы занимались полностью один день в неделю. Учились профессии: швеи, радисты, телеграфисты и т.д. У мальчиков были водители точно.
"К тому моменту, когда детишки только закончат школу, он уже получит специальность и сможет поступить в высшее, если захочет". Странное утверждение. После 9 класса в школе учиться 2 года, а в проф. колледже или техникуме - 3, а то и 4 года. И после 11-го также можно идти в ВУЗ, более того шансов поступить будет больше, так как обычно в школах уровень подготовки выше, нежели чем в проф. учебных заведениях.
Выдавливать детей в техникумы, колледжи и ПУ начинают учители с 8-го класса! Чтобы даже не пытались учиться хорошо и к чему-то стремиться, оценки им занижают, никак не стимулируют на развитие, углублённое изучение какого-то предмета. Если детей не пихают родители, учители убивают к чертям весь интерес к учёбе. Ощущение, что им за выпинутого из школы подростка доплачивают! Посмотрите статистику поступления в ВУЗы после профессионального образования - душераздирающее зрелище! И не надо о "неспособных к обучению". Если профессионально постоянно обламывать в школьниках любую инициативу, то "способные к обучению" будут дети сильно заинтересованных и финансово обеспеченных родителей. Сейчас к этому стремятся?
Просто не хотят учиться. Думают, что в школе отсидели девять лет - также отсидят и в колледже. И все равно нифига не знают. В одной из школ на выпускном экзамене по математике 28 двоек. Это как? А ведь государство тратило на них деньги налогоплательщиков. А некоторые в наглую заявляют учителям:-"Мне ваш предмет не пригодится и я его учить не буду". Пора ввести в закон статью - Получил двойку на выпускном экзамене, возмести государству потраченные на тебя деньги за обучение. Почему я как налогоплательщик должен оплачивать учебу этих бездарей? А то некоторые родители бегают и просят-на поставьте моему ребятеночку хоть троечку, нам не надо пятерок и четверок. А потом и получаются "специалисты", которые закон Ома написать не могут. Деградировали? - Так давайте об этом честно говорить!