Новости Севастополя

Почему севастопольские дети стремятся попрощаться со школой после 9 класса

Причины такого решения разные.

Сегодня большинство школьников предпочитают уходить в свободное плавание после 9-го класса
Фото:
Татьяна Воробьёва / ForPost

Современные российские школьники предпочитают уходить со школьной скамьи после 9-го класса - в сферу среднего профессионального образования. Севастополь в этом вопросе не стал исключением.

Ещё в 2023 году министр просвещения РФ Сергей Кравцов докладывал президенту страны, что в колледжи после 9-го класса уходит 65% школьников. Половина из которых выбирает технические специальности.

Те же цифры озвучивались в 2024 и 2025 годах.

Примерно такая же ситуация и в Севастополе. По данным департамента образования, порядка 50% выпускников 9-х классов выбирают поступление в средние профессиональные учреждения.

Так, в мае этого года из 5047 девятиклассников в 10-е классы вернулись 1958 школьников. Правда, эта цифра не окончательная, ещё несколько дней классы комплектуются. Но вряд ли за это время ситуация кардинально изменится.

Способствует сохранению тенденции и государственная политика в сфере образования — в частности, активное развитие совместно с Союзом промышленников и предпринимателей проекта «Профессионалитет». Оказавшаяся сегодня практически не занятой ниша рабочих специальностей стала крайне востребованной.

Что движет вчерашними школьниками и о чём это говорит нам, взрослым, ForPost выяснял у участников образовательного процесса.

Жизненный путь

В профессиональной среде, как оказалось, на выход девятиклассников смотрят по-разному. Некоторые — с пониманием.

Окончание только девяти классов сегодня нормальная и даже более выгодная история с точки зрения будущего ребёнка, убеждена учитель географии Евгения Радченко.

«В 10-й класс идут те дети, которые ещё не определились и не знают, чего хотят, или дети, которые ещё не „выросли”. Но я всегда советую родителям, если ребёнок уже определился с будущей профессией, забирать его из школы. К тому моменту, когда детишки только закончат школу, он уже получит специальность и сможет поступить в высшее, если захочет», — пояснила она.

Школьники, которые ушли после 9-го класса, быстрее своих сверстников получат профессию и могут при желании пойти в вуз

Правда, добавила собеседница, в момент выбора девятиклассники ещё не понимают, что колледж и техникум — это тоже институт принуждения, где им придётся так же посещать занятия, соблюдать режим и дисциплину.

Зато с выбором будущего профессионального пути помогают определиться профильные классы — «к 9-му классу они уже знают, чего хотят».

«Сейчас даже в колледже можно получить первичное юридическое или IT-образование. Ребята об этом знают и сами об этом говорят», — уточнила Евгения Радченко.

Иной взгляд на вопрос у психологов. В большинстве случаев, полагают они, детям сложно сориентироваться и сделать профессиональный выбор в 9-м классе (да зачастую и в 11-м тоже). Они ещё растеряны и находятся в стрессовой ситуации.

«Как раз есть ещё два года и есть время немножко подумать — и после 11-го класса больше возможностей появляется», — отметила эксперт.

В то же время нередко инициаторами ухода из школы после 9-го класса становятся родители, которые относятся к последним классам как бесполезному проведению времени, подтверждает психолог Ирина Александренко,

За этим, полагает она, как правило, скрывается беспокойство родителей о том, что ребёнок к моменту совершеннолетия окажется неустроенным в жизни, не сможет ещё самостоятельно зарабатывать на жизнь.

С одной стороны, такой прагматичный подход сам по себе, возможно, не плох. С другой — тревожность родителей сталкивается с ментальной неготовностью ребёнка к переходу во взрослую жизнь.

Впервые такое явление описал в своей книге «Мужчины, которые так и не выросли» (1983) американский психолог Дэн Кайли. Он получил название синдром Питера Пэна.

«Сейчас пересмотрели вообще возрастные нормы, когда у детей полностью формируется головной мозг, и он может взвешенно приниматься решения как взрослый человек. Если раньше мы говорили про 19-20 лет, то сейчас это 23-25 лет», — пояснила Ирина Александренко.

 В школе учащиеся находятся в постоянном стрессе и страхе провалить экзамены

Бывает, что и сами школьники хотят уйти после 9-го класса вслед за большинством своих одноклассников. Но главным стимулом становится страх перед выпускными экзаменами, считает практикующий психолог Яна Дригваль.

«Слишком много психологического нагнетания, страха по этому поводу. Пугает и сама форма, в которой проводится ЕГЭ, — достаточно напряжённая обстановка, контроль. Кто-то об этом рассказывает, пересказывает и всё это в итоге обрастает такими мифами и легендами, что пока дойдёт до адресата, уже превратится в страшилку», — пояснила эксперт.

Выше планку!

Ещё одна причина, почему школьники стремятся побыстрее выйти из школьных стен, — чуждость им образовательного процесса, где они всем должны и обязаны.

Однако для того, чтобы чего-то достичь в жизни, нужно формировать в ребёнке стремление преодолевать трудности и поднимать планку собственных достижений, считает доктор педагогических наук, автор курса «Мудрый родитель» и основатель образовательного центра «ИРИЦА» Юрий Ирица.

Конечно, бывает, признаёт он, что посредственный ученик вдруг раскрывается с совершенно иной стороны в колледже. Это действительно может происходить, потому что в новой среде ребята получают возможность сформировать о себе новое представление в новых условиях и с новыми учителями без школьных ярлыков и сомнительного бэкграунда.

Но нужно понимать, что такое представление во многом навязано распространённым мифом о том, что «плохая успеваемость в школе — это печать одарённости». По факту же процент таких случаев низкий, так как далеко не в каждом ребёнке удаётся вовремя распознать его спящую гениальность, констатирует собеседник.

Поэтому лучше делать ставку не на случайность, а на желание трудиться и высшее образование, потому что тот стиль мышления, что дают там, невозможно получить в среднем звене.

«По моему представлению, большинство детей, которые уходят из 9-го класса, в массе своей никуда никогда не „выстрелят” и не взлетят. А у человека, который найдёт в себе силы дойти до 11-го класса, с высокой вероятностью в голове уже сформирована планка, что надо идти выше, дальше, достигать. Поэтому нужно формировать в ребёнке желание, чтобы он сам себе поднимал планку выше. Не вы, как родитель, ему её устанавливали, а он сам хотел», — считает Юрий Ирица.

Полина Ласькова

Фото нейросеть Freepik| Арина Розанова, Алексей Лохвицкий, Татьяна Воробьёва

6550
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (6 голосов)

Обсуждение (47)

Profile picture for user Vaskes
2832
Vaskes

Глупая статья, а спросить у тех, кто уже ушел никак? Там совсем другие мотивы!

Profile picture for user komandor
7397
komandor

Vaskes,

да главный мотив страх не сдать нормально ЕГЭ. Вот родители и пихают детей побыстрей в ПТУ (как бы красиво они сейчас не назывались), дабы чадушко поскорей слезло с шеи. Т.к. понимают, что престижные институты им не светят и два года школы действительно напрасная трата времени. Далеко не все желают вкладываться финансово в образование своих детей

Profile picture for user Norder
2530
Norder

komandor,

Минимум 1\3 продавцов на рынке 5 км с в\о. А то и с не одним. И что?

Profile picture for user komandor
7397
komandor

Norder,

это говорит о том, что при выборе профессии нужно было думать головой. А то у нас то тысячи голов экономистов, то тысячи юристов, то программистов - в зависимости от моды на профессию. То, что работодатель будет выбирать лучшего и самого талантливого при таком переизбытке никто не думает. А если мозгов в голове нет, то, даже получив диплом, будешь торговать на рынке. Диплом о высшем образовании никогда не был гарантией наличия мозгов и знаний в голове

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

komandor,

Совершенно верно. Дополню. Из этой "тысчи" и одного толкового  сотрудника выбрать бывает сложно.  

Profile picture for user Gelet
158
Gelet

Norder,

Как сказал Г.Греф? " Нашему государству образованные не нужны, ему нужны послушные! Управлять у нас есть кому!" В государстве у каждого генерала свой внук, у министра,директора завода свой сын, а катать тачку с мусором можно с образованием 3- класса!Поэтому и катится страна в пропасть!

Profile picture for user Gelet
158
Gelet

еще одна мама …,

Вот проблема,  мы хотим молодого но уже с опытом и толкового сотрудника, но подойдёт кум,сват брат и попросит возьми моего оболтуса и Вы возьмёте(трудно отказать)! А Вы не пытались научить сотрудника работать по Вашим требованиям?Нет не обучаемых людей! Даже зайца можно научить курить!

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

Gelet,

Вы прочитали мой комментарий невнимательно. В каком месте Вы увидели "молодого, но уже с опытом"? Я пишу от толковом, т.е. об обучаемом. Я на опыт никогда не смотрела, обучить можно всегда, если у претендента есть ум и желание уиться. 

Так понятно? 

Отказать очень просто - объяснить, что чадо (брат, сват, жена, любвница) будут полноценно работать за ту же зарплату, что и все остальные. 

У меня, кстати, чьи-то дети, жены и любовницы работают постоянно. Многие руководители своих близких просили взять. Именно потому, что я учу работать. Но работают они на моих условиях - также как все остальные подчиненные. 

Profile picture for user Gelet
158
Gelet

еще одна мама …,

Вам из "тысчи" выбрать сложно?Я искренне рад когда попадаются такие руководители как Вы! Но в большей степени как то наоборот!

Profile picture for user komandor
7397
komandor

По моему представлению, большинство детей, которые уходят из 9-го класса, в массе своей никуда никогда не „выстрелят” и не взлетят. А у человека, который найдёт в себе силы дойти до 11-го класса, с высокой вероятностью в голове уже сформирована планка, что надо идти выше, дальше, достигать.

полностью согласен

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

komandor,

Да. Есои наши с 7 класса твердо знали, кем хотят стать, то оба пошли в 10й, а не в ПТУ (как бы красиво и по-модному их сейчас ни называли). 

А чтобы сдать ЕГЭ на 90+, нужно учиться все 10 лет и заниматься с репетиторами в 11м, ибо ни одна школа  90+ не дает. Т.е. родителям вкладываться в образование своих детей.   

Profile picture for user Alexandre
174
Alexandre

komandor,

вобще-то техникум, как бы он теперь невался, после 9-го класса, это шанс поступить в ВУЗ без сдачи ЕГЭ, и этим многие пользуются.

Profile picture for user Absolu
364
Absolu

komandor,

Ничего подобного. Еще в конце 90-х мои родители смекнули, что нефиг сидеть в школе еще два года, а можно уже хоть какую-то профессию получить и отправили меня в техникум.  Уже в 2005 году я окончил ВУЗ,имел 3 года стажа работы, потому что в ВУЗе учился на заочном и работал,  когда моим одноклассникам еще целый гол нужно было учиться на 5-том курсе. А я за этот год получил еще и образование магистра. Теперь зарабатываю довольно выше среднего и на свою жизнь и образование не жалуюсь!

Поэтому и сейчас считаю, что нечего сидеть в школе эти два ненужных года!

Profile picture for user litkon
1184
litkon

...и сомнительного бэкграунда.

Ваш Юрий Ирица хоть и дохтур наук, а русского языка не знает, лепит иноземщину. Позорище!

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

litkon,

Позорище в чем? В богатом словарном запасе? 

 

Profile picture for user Turbos
3211
Turbos

Все просто со 2 класса начинают клевать мозг уходить из школы после 9 класса, раньше ПТУ 2 года рабочий готов,сейчас мусолят 3 года 10 месяцев и что в итоге ???? Да ничего работать негде(((( 

Profile picture for user sergey-ka
5294
sergey-ka

Современные российские школьники предпочитают уходить со школьной скамьи после 9-го класса - в сферу среднего профессионального образования.

Пройдут колледж или техникум. Со временем возникнет вопрос получения высшего образования в университете. Результатов ЕГЭ не будет. Для поступления придётся учиться на подготовительных курсах. В чём тогда выгода?

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

sergey-ka,

Ни в ч5м. Из нашего класса в 9м ушли 5 человек, один вернулся в 10й. Трое ушли в лицей при СевГУ, один учится дома, прикрепившись к московский онлайн-школе. 

Те, у кого есть цель получить ВО, идут в 10й. 

Profile picture for user Бугор
154
Бугор

Я тоже ушёл в ПТУ,получил профессию,она мне помогла выжить в 90-е. И сейчас меня ценят в моей организации.Так что колледж не всегда плохо,и не всегда оттуда выходят маргиналы.

Profile picture for user komandor
7397
komandor

Бугор,

сейчас далеко не 90-е. Совершенно другие реалии, совершенно другие требования. Но, совершено с Вами согласен, что раньше ПТУ выпускали хороших специалистов. Даже в 90-е еще не упал уровень обучения профессиям. Знаю настоящих мастеров своего дела, окончивших ПТУ. Но, это люди моего возраста и старше. То, что сейчас выпускают ПТУшки - позорище рукожопое

Profile picture for user Uta
4400
Uta

komandor,

а что наш СевГУ например выпускает, как назвать ? большинство выпускников ВУЗов тыкаются и мыкаются с дальнейшим трудоустройством, а слесари и сварщики ,судя по вакансиям, нарасхват и з/пл поболее, чем у врача или учителя с вышкой (((

Profile picture for user komandor
7397
komandor

Uta,

"заборостроительный" уже не первый десяток лет не котируется у работодателей от слова "совсем". Сейчас это недоразумение ВУЗом называть неприлично. Но, слесари и сварщики из современных "колледжей" также выходят рукожопыми. Увы. Потому и нарасхват - где ж найти нормального? Мастера вымирают постепенно. Молодняк не стремится к совершенству, делают по принципу "и так сойдёт"

Profile picture for user Uta
4400
Uta

komandor,

но если не станет хотя и рукожопых, но как-то учившихся, то мы будем в ещё большей жо..

Profile picture for user Norder
2530
Norder

komandor,

Будущее мастерство появится при желании. Образование не всё даёт для профессии.

Profile picture for user komandor
7397
komandor

Norder,

вот только желания особо не видать

Profile picture for user komandor
7397
komandor

Uta,

спорно. Мне вот не хотелось бы жить в доме, построенном рукожопами, и постоянно ждать когда он развалится; ездить на машине сделанной рукожопами и постоянно бояться, что она внезапно выйдет из строя; прийти в ресторан и есть еду приготовленную рукожопами, надеясь не отравиться. 

Profile picture for user Остряки
6907
Остряки

komandor,

ПТУ раньше давали начальное профессиональное образование НПО, сейчас среднее профессиональное образование СПО, сравнивать наши старые добрые фазанки с новомодные колледжами не совсем корректно, разный уровень дипломов. После окончания колледжа или техникума можно продолжить обучение в вузе. При поступлении во многие университеты на базе СПО не требуется ЕГЭ — абитуриентам необходимо сдавать внутренние вступительные экзамены, формат которых зависит непосредственно от выбранного вуза. Ещё не всё потеряно, было-бы желание, а если у человека такое есть, а также есть цель, то получив таким образом образование осознанно он уже вряд ли пойдёт на рынок продавцом. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

Uta,

Инженером назвать. Наши никто не мыкается, наоборот - перебирают. 

Профессию нужно выбирать и учиться так, чтобы потом  иметь вес на рынке труда. 

Вот своих детей учите любой профессии, пожалуйста, =- какой Вам захочется (хоть слесарем, хоть сварщиком) . 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

komandor,

Да. Если в украинские времена я брала на работу студентов 4-5 курса, и они оканчивали ВУЗ, уже работая, то сейчас без диплома я никого взять не могу. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

komandor,

Вы отстали от жизни. Выпускники Ядерного очень даже котируются. Но учиться там тяжело. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

Остряки,

Да. Именно поэтому сейчас туда и идут - чтобы не сдавать ЕГЭ. Но эту дорожку уже прикоыли. 

Profile picture for user komandor
7397
komandor

еще одна мама …,

Ядерный, что тоже теперь в Заборостроительном? чудны дела твои, господи😮

к счастью, уже достаточно много лет кадровым вопросом не занимаюсь. А ребенок по гуманитарной линии пошел, так что, да, отстал видимо

Profile picture for user komandor
7397
komandor

Остряки,

я в свое время и ПТУшку закончил и ВУЗ (хотя не фиг было слушаться родителей, в жизни ни то ни другое вообще не пригодилось). Тогда в ПТУ уже давали СПО - точно помню

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

komandor,

Они приборостроительный был. И КЭК специалистов выпускал грамотных. Да и у нас  конкурс был такой, что после 20 человек на место количество поданых заявление вывешивать перестали.  

СевГУ состоит из несколькх институтов. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

komandor,

Да. Были вечерние школы. 

Profile picture for user komandor
7397
komandor

еще одна мама …,

Это они "галошу" прихватили от жадности? объединение не всегда хорошо сказывается на уровне обучения. Надеюсь, то, что раньше было СВВМИУ, не развалят окончательно.

СПИ был в свои лучшие времена обычным крепким провинциальным институтом. Выпускали вполне достойных специалистов, в основном, для предприятий города. Сейчас гордо называясь "университетом" превращаются в чёрт те что. Лишь бы бабло стричь. Просто прихватив несколько других учебных заведений города плюс наплодив массу факультетов с сомнительным уровнем обучения не станешь уважаемым университетом. Очень сомневаюсь, что они, к примеру, хороших врачей выпускают. И какая была необходимость объединять с бывшей СПИшкой Морской колледж? С какого бока университет (!) относится к среднему проф.образованию? 

Я, конечно, понимаю, что если Ваши дети учатся в бывшей СПИшке, то Вы будете до упора доказывать, что этот "университет" круче МГУ, МИФИ и Бауманки вместе взятых )) Кстати, в былые годы Ваш ребенок явно поступал бы в "галошу", если уж по душе ядерная энергетика, уж точно не в "заборостроительный". Не сочтите за хвастовство (для меня просто показатель уровня этого института) - я в СПИ в свое время поступил не особо напрягаясь. Просто, чтобы показать одной девочке, что я лучше конкурента, который туда не поступил (да, дурная молодость). Но, учился в другом, куда для поступления нужно было пошевелить извилинами.

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

komandor,

Вы понимаете плохо. Я совершенно не доказываю, что он "круче". Мне вообще до других институтов дела нет. Наш ребенок поступал туда, где была его специальность. Была она в "Галоше" или нет, сказать не могу. Не интересовалась тогда. Мы не планировали учить детей в Севастополе, но жизнь не всегда идет по нашему плану.  

Что касается Вашего поступления, мне до него дела нет тоже.

Повторю: я поступала на специальность, на которую после конкурса 20 человек на место количество поданных заявлений вывешивать перестали. При этом был факультет ТПТМ (потом ТАМП), где на отдельные специальности постоянно был недобор. 

 

Profile picture for user d dd
10032
d dd

выпил украл сел

учился в школе, калладж - продавец

учился в школе,еге, вуз - продавец

это шутливая версия, а может родители детятям говорят- не потянем, сокращай путь к заработку. Да еще из всех труб иерехонских -не хватает рабочих рук,сантехники по 150 к запросто....

Profile picture for user суржик
6728
суржик

d dd,

а вот вернут как в СССР, для работы в торговле обязательное профильное образование.....

куда все нынешние торгаши денутся?

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

суржик,

В дорогой торговле так и есть. 

Profile picture for user И снова здравствуйте
6505
И снова здравствуйте

Потому что растят идиотов. Нет никакого стремления к какой-то цели. Думают, что если уйдут со школы, , то и так смогут стать продавцами, мойщиками, заправщиками, официантами и так зарабатывать, а потом как нибудь найти что-нибудь лучше иди удачно выйти замуж, да и родители помогут... Раньше начальное профессиональное образование можно было получить в средней школе, а сейчас?

Profile picture for user Остряки
6907
Остряки

И снова здравствуйте,

Я учился до 8 класса в 22 СШ, заканчивал 4 СШ у нас не было начального профессионального образования.

Profile picture for user Остряки
6907
Остряки

Остряки,

Когда я учился это было исключение, а не правило, были школы которые давали профессиональное начальное образование, но их были единицы в городе, помню только одну такую . 

Profile picture for user еще одна мама школьников
7155
еще одна мама …

Остряки,

Был Учебно-производствнный комбинат - УПК, в котором мы занимались полностью один день в неделю. Учились профессии: швеи, радисты, телеграфисты и т.д. У мальчиков были водители точно. 

Profile picture for user sev-gor-glav-dum
483
sev-gor-glav-dum

"К тому моменту, когда детишки только закончат школу, он уже получит специальность и сможет поступить в высшее, если захочет". Странное утверждение. После 9 класса в школе учиться 2 года, а в проф. колледже или техникуме - 3, а то и 4 года. И после 11-го также можно идти в ВУЗ, более того шансов поступить будет больше, так как обычно в школах уровень подготовки выше, нежели чем в проф. учебных заведениях.

Profile picture for user Глас-народа
166
Глас-народа

Выдавливать детей в техникумы, колледжи и ПУ начинают учители с 8-го класса! Чтобы даже не пытались учиться хорошо и к чему-то стремиться, оценки им занижают, никак не стимулируют на развитие, углублённое изучение какого-то предмета. Если детей не пихают родители, учители убивают к чертям весь интерес к учёбе. Ощущение, что им за выпинутого из школы подростка доплачивают! Посмотрите статистику поступления в ВУЗы после профессионального образования - душераздирающее зрелище! И не надо о "неспособных к обучению". Если профессионально постоянно обламывать в школьниках любую инициативу, то "способные к обучению" будут дети сильно заинтересованных и финансово обеспеченных родителей. Сейчас к этому стремятся?  

Profile picture for user strannik66
5
strannik66

    Просто не хотят учиться. Думают, что в школе отсидели девять лет - также отсидят и в колледже. И все равно нифига не знают. В одной из школ на выпускном экзамене по математике 28 двоек. Это как? А ведь государство тратило на них деньги налогоплательщиков. А некоторые в наглую заявляют учителям:-"Мне ваш предмет не пригодится и я его учить не буду". Пора ввести в закон статью - Получил двойку на выпускном экзамене, возмести государству потраченные на тебя деньги за обучение. Почему я как налогоплательщик должен оплачивать учебу этих бездарей? А то некоторые родители бегают и просят-на поставьте моему ребятеночку хоть троечку, нам не надо пятерок и четверок. А потом и получаются "специалисты", которые закон Ома написать не могут. Деградировали? - Так давайте об этом честно говорить!

Главное за день

В каком состоянии находятся пострадавшие от атаки БПЛА на Форос

Решается вопрос с транспортировкой на материк тяжёлого раненого.
12:33
1
1815

Атака БПЛА на крымский посёлок: что известно к этому часу

Для удара по гражданским Киев использовал фугасные снаряды.
09:31
9
5233

Севастополь окончательно прощается с летом

Осень берёт власть над погодой в регионе.
08:01
6
3072

От украинских БПЛА погибли и пострадали мирные жители в крымском поселке Форос

Пострадавших - около 15 человек, число погибших уточняется.
21:39
16
9435

Туризм

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
0
323

Где в Крыму ждут туристов с животными

Отели просят доплаты от 500 до 10 тысяч рублей за питомца в сутки.
12:34
0
967

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
7958

Новый парк у пруда в столице Крыма «опаздывает» к жителям на пару месяцев

Изменится ли досуг местных после отбытия строителей?
15:26
2
736

Смертельная канатная дорога: арестованы директор и главный инженер

По факту гибели трёх человек на Эльбрусе было возбуждено уголовное дело.
12:25
0
1549