Россиянам может грозить лишение свободы до трёх лет и многотысячные штрафы за распространение ложной информации о росте цен на продукты. Как сообщалось, такой законопроект разработал депутат от «Единой России» Анатолий Выборный.
Речь идёт об обычных россиянах и СМИ, которые публично (например, в соцсетях) сообщают заведомо ложную информацию о ценах на товары первой необходимости: мясо, рыба, яйца, сахар и т. д. Для физлиц предусмотрены штрафы от 200 до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трёх лет. Для юрлиц — штрафы от 500 до 800 тысяч.
Депутат Выборный заявил, что мера должна защитить рынок от спекулянтов, которые сеют панику и намеренно создают ажиотаж, чтобы потом поднять цены или вызвать дефицит и нажиться на россиянах.
За комментарием о том, зачем в действительности мог быть инициирован такой закон, ForPost обратился к главному экономисту консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгению Надоршину.
Страх становится цензором
Экономист отметил, что ситуации, когда новости серьёзно влияют на цены, в теории могут происходить и наверняка такие случаи были, но для этого нужно гораздо больше усилий, чем публикации в СМИ: ведь люди сами ходят в магазины и видят, что происходит.
Эксперт указал, что он, профессионально отслеживая рынок цен, не видит в новостях более или менее значимого числа недостоверной информации.
«Скорее это мера для давления на СМИ и свободу слова — чтобы ограничить разнообразие мнений. Часть СМИ просто предпочтут не писать на эту тему, чтобы не подвергать себя лишнему риску. Таким образом у нас часть цензуры в СМИ и работает», — считает экономист.
Надоршин подчеркнул, что зачастую первые новости по возникшей теме могут быть не до конца проверенными, но в обществе, где СМИ работают в здоровой атмосфере, факты перепроверяются, в том числе конкурентами, и здесь не нужно жёсткого участия государства.
Читайте по теме: Тот ещё фрукт: почему магазины продают «витамины» второй свежести
Метод Трампа
Проект закона напомнил экономисту политику экс-главы США Дональда Трампа, который, не вникая в суть новостей, маркировал те, что ему не нравятся, как фейк ньюс.
«Он часто обманывал и делал это намеренно, чтобы придать негативную окраску новостям. Мне кажется, этот законопроект из той же оперы, потому что без внятных критериев его применять можно как угодно. Например, ты нашёл негатив в данных Росстата — даже если все цифры верные, вполне можно наказать, если официальная риторика не видит негатива.
Сейчас государству не нравится история о быстром росте цен, о том, что официальная инфляция их занижает, и происходит вполне трамповская реакция. Появляется инструмент, который призван запугать и ввести цензуру, — думаю, здесь не может быть двух мнений, — в СМИ и соцсетях, чтобы сдержать публичное распространение общественно значимой информации», — заявил собеседник.
Экономист уверен, что остановить передачу информации всё равно не получится, потому что люди не перестанут общаться друг с другом и у многих есть друзья и родственники в разных регионах страны.
Также Надоршин назвал ещё один аргумент к тому, что проект закона по сути является цензурой.
«Депутат не пытается классифицировать новости о снижении цен. Для него несправедлива только информация о росте. А если тухляк по сниженным продают? Что же это, не фейк-ньюс?» — задался вопросом эксперт.
Читайте также: Москвичи в шоке от ценообразования на крымских рынках
Семён Гринберг
1 кг творога за полтора года подорожал на 58 ₽. Это ложь?
А что грозит за фейки о падении цен? Или их стабилизации, когда они наоборот, "прут"?
to Aravak (Севастополь)
Это смотря каким рублем мерять. Сегодняшним или полутора годичной давности...
Ведь рубль наш имеет свойство все время менять свой вес. Тогда почему нет тюремного срока за выдачу зарплаты более легким рублем?
Когда у нас появится закон о качественном состоянии и соответствия депутатов занимаемой ими должности, а также ответственности партий представляющих их и избирателей (вплоть до персональной за голосование за такого депутата (лишением его на некоторое время права голоса) ,
Что ж то за депутат такой, экономически необразованный, который не знает, что насыщенному рынку продуктами , а также покупателю, уверенному в наличии необходимого ему товара на рынке – не страшен никакой фейк, для которого смертельный яд - стабильное заполнение рынка качественным товаром. И грамотная ценовая политика.