Российский рынок пива столкнулся с ощутимым спадом потребительского спроса. Популярный напиток делают всё дороже повышение акцизов и издержки производства, рассказал URA.RU вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Алексей Небольсин.
Почему растут цены на пиво
По словам эксперта, рост цен на пиво наблюдается сейчас и ожидается в следующем году. Если ранее ставка по акцизам повышалась на рубль в год, то теперь это три-четыре рубля. К этому добавится увеличение налоговой нагрузки за счёт новой ставки НДС в 22%. Также подорожали упаковочные материалы — бутылки, гофротара, выросли транспортные издержки.
Дополнительным фактором для повышения цен станет снижение в следующем году порога доходов для перехода на упрощённую систему налогообложения (УСН) с 60 до 20 млн рублей.
«Большинство наших поставщиков сейчас работают по УСН, и они уже начали резко поднимать стоимость своей продукции, чтобы компенсировать будущие изменения», — пояснил Небольсин.
Как результат заметно просели розничные продажи пива — по оценкам эксперта, почти на 17%. При этом официальная статистика говорит о незначительном падении производства — всего 0,5%.
Небольсин считает, что эти цифры искусственно завышает система маркировки «Честный знак».
«Я уверен, что и число производителей, и объёмы производства тоже уменьшаются вместе с реализацией, потому что склады затоварены», — заявил он.
Влияние на рынок окажет и укрепление рубля, хотя, по мнению Небольсина, это в большей степени коснётся винодельческой отрасли, которой сложно конкурировать с европейскими винами. Тем не менее это отразится и на пивном рынке.
Прогноз для пивоваренной отрасли
По прогнозам эксперта, 2026 год будет тяжёлым для пивоваренной отрасли.
«Некоторые производители, возможно, будут закрываться, а потребление ещё снизится», — считает Небольсин.
Он объяснил аномальный скачок потребления пива в 2024 году — почти миллиард литров. Причиной стала жара почти на четыре месяца и переориентация производителей плодовых напитков и слабоалкогольных коктейлей на сидры и пивные напитки после изменения акцизов.
Из этого миллиарда литров прироста примерно 300 млн добавилось за счёт этого манёвра. В таких «сидрах» зачастую нет даже яблока — это «дутый пузырь», и когда Росалкогольрегулирование наведёт порядок в этой сфере, это отразится на статистике, пояснил Небольсин.
Заявления об «обелении» рынка за счёт обязательной маркировки Небольсин назвал мифом. Эксперт указал на явные расхождения в данных между статистикой «Честного знака» и ЕГАИС.
Если ЕГАИС насчитывает 2032 производителя пива, сидра и медовухи, около 6000 оптовиков и почти 390 тысяч точек продаж, то «Честный знак» указывает лишь на 160 тысяч участников оборота.
Какое пиво лучше
Эксперт высказал мнение, смогли ли российские пивовары сломать стереотип о том, что в Европе пиво лучше.
По его словам, россияне ценят нефильтрованное непастеризованное «живое» пиво в стиле жигулёвского. Однако европейские марки, особенно немецкие, чешские, бельгийские, остаются эталоном качества. Российские производители значительно улучшили качество и многому научились, но пока «даже близко не подобрались», например, к бельгийскому траппистскому пиву.
Что касается азиатского пива, которое в последние годы заполонило российский рынок, то эксперт думает, что оно у нас не приживётся.
Недавно на российских прилавках появилось китайское пиво Tumangang — пока только на Дальнем Востоке. В Росалкогольтабакконтроле рассказали, почему продукт из дружественной страны будет продаваться массово.






