В России продолжается битва между радикальным движением «Мужское государство» и сетью ресторанов азиатской кухни «Тануки». Напомним, что скандал разразился после того, как лидер движения Владислав Поздняков организовал давление на сеть из-за якобы ЛГБТ-пропаганды и участия темнокожих моделей в рекламе ресторанов.
И если в начале противостояния конфликт выглядел серьёзным, то теперь это скорее похоже на пакостничество отдельных россиян с ксенофобскими и расистскими взглядами.
Так, накануне стало известно, что лидер движения Владислав Поздняков поддержал идею подбрасывать тараканов в рестораны, чтобы дискредитировать заведение. На что представитель сети ответил, что любые нарушители будут фиксироваться камерами наблюдения и акция не приведёт к проблемам для бизнеса.
Однако смеяться над радикалами получается не всегда, потому что помимо идей с тараканами сторонники Позднякова отметились более серьёзными проступками.
В частности, 4 сентября «Мужское государство» призвало атаковать сеть «Тануки», прикрепив к призыву фотографию нацистов. После этого владелица сети семейных кафе «Андерсон» и уполномоченная по правам бизнеса в России Анастасия Татулова призвала судить активистов за нацизм.
Читайте по теме: В России хотят уточнить закон о запрете нацистской символики
Кроме этого, известно, что последователи движения угрожали расправой директору по маркетингу московской сети «Тануки» Станиславу Колоскову и его близким. Угрозы получали и в ресторане «Ёбидоёби», где ранее решили не идти на конфликт и удалить из соцсетей все неугодные радикалам публикации. И это не считая истории с «минированием» всех московских заведений «Тануки».
Причём пока нет информации о том, что правоохранительные органы всерьёз занялись этими историями. В частности, не появлялось сообщений о возбуждении уголовных дел.
С вопросом о том, ждать ли уголовного преследования радикальных активистов и как закон оценивает их действия, ForPost обратился к адвокату Станиславу Селезнёву. Он указал на сложности данного дела:
«В этой акции участвовало достаточно большое количество людей, или это был один человек, но с огромного количества аккаунтов? Мы этого не знаем. И обвинять кого-то в совершении какого-то деяния мы не можем.
Для грамотного разбора ситуации нам нужно брать каждый конкретный пост и сообщение и разбирать её в контексте. Это тот подход, которого мы требуем от судов, независимо от того, на какой стороне мы находимся. И взаимосвязь между этими публикациями и действиями тоже необходимо доказывать».
При этом он указал, что иногда взаимосвязь правонарушений между разными людьми устанавливается проще.
«В тех случаях, когда речь идёт о каких-то политических преследованиях, нашим судам бывает достаточно разрозненных сообщений, чтобы квалифицировать все эти действия как действия одной организации с экстремистскими целями. И потом эту организацию запрещают. Здесь высказывания не посягают на государственное устройство, так что подобной реакции мы не видим. Возможно, она появится позже», — объяснил юрист.
При этом Селезнёв указал, что привлечь Позднякова к ответственности можно, но только если будет доказано его влияние на людей, участвующих в противоправных действиях.
Сценарий, который описал адвокат, является достаточно трудоёмким для правоохранителей. Нужно IP-адреса смотреть, выяснять, кто за ними стоит, опрашивать большое количество участников этого агрессивного флешмоба.
В конечном счёте всё сводится к тому, что если полномочные органы не захотят заниматься этим делом, то война «Тануки» и «Мужского государства» точно не приведёт последних к ответственности.
А мы тогда ещё не раз увидим подобные истории, и радикальные настроения в обществе, видимо, будут укрепляться.
Читайте по теме: Битва за традиционные ценности в России пошла по уголовному пути
Семён Гринберг