Изучая отклики севастопольцев на мой материал о предстоящих губернаторских выборах, я лишний раз убедился, что одна из основных проблем, вызывающих резонанс – неопределенная ситуация с Генпланом. Это, отмечу, вполне понятно. И потому, что хоть ситуация и сложилась до врио губернатора Михаила Развожаева, при нем она пока не обрела особых подвижек в сторону разрешения. И потому, что генплан (дальше, наверное, все-таки с маленькой буквы) – важнейший, краеугольный документ для любого города. И потому, что для таких городов, как Севастополь, он важен особенно.
Генплан любого города – это не просто документ сугубо архитектурно-инженерного характера. Это вектор социально-экономического, логистического, в чем-то даже психологического развития если не на века, то как минимум на десятилетия. Скажем, генплан Набережных Челнов, разработанный в начале 1970-х под началом известного советского архитектора Бориса Рубаненко, содержал в себе предвидение грядущего быстрого нарастания количества автомобилей на душу населения, и практическая реализация этого предвидения позволяет по сию пору довольно крупному городу (второму в Татарстане) избегать транспортных коллапсов.
Или вот недавняя новость – о том, что в рамках реализации генплана Беслана будет освоено свыше 9 миллиардов рублей. Мы понимаем, что такое Беслан, для нас всех, а не только для осетин, он имеет особое звучание.
Звание «город-герой» уже не присваивают, но Беслан вместе с Буденновском заслуживают звание «город - трагический герой». Мы видим, что Буденновск, географически не очень удаленный от Беслана, за четверть века так и не отправился от террористической атаки чеченских боевиков – в городе сокращается население, уезжают жители, падает рождаемость.
У Беслана с момента его трагедии прошло еще меньше времени. Понятно, что боль до сих пор сильна, раны не затянулись и влияют на жизнь людей. Стало быть, новый генплан должен преследовать цель создания социально-психологического (и, кстати, прицепом демографического – городская среда напрямую влияет на рождаемость и смертность) фона, который бы способствовал окончательному уходу боли от событий шестнадцатилетней давности.
Вроде в генплане нужные пункты есть – новые детсады и школы, в том числе художественная и музыкальная, станция юных техников и натуралистов…И деньги на это выделены немалые, особенно для небогатой депрессивной республики.
Хотелось бы, конечно, верить, что словосочетание «освоение средств» в контексте данного генплана не будет иметь того значения, которое оно обычно имеет в России, и бесланцы получат то, что заслуживают.
Севастополь – город-герой во всех смыслах, значениях и аспектах. И формальный, и фактический, и до предела трагический, и величественно-победный. В очередной раз неслучайность и заслуженность этого высокого звания получила подтверждение в феврале-марте 2014-го.
Абсолютно закономерно, что севастопольцы посчитали одной из самых необходимых мер на новом, уже российском этапе своей жизни принятие нового же генплана. Он должен был как символически, психологически, ментально, так и социально, экономически, экологически, инфраструктурно обозначить и закрепить возвращение в родную гавань.
То, ради которого «хоть камни с неба». И одновременно с учетом непреложного факта – камней с неба все-таки можно и нужно избегать. Камням самое место в стенах красивых, крепких и нужных зданий и сооружений. Тех, что по генплану.
Но, используя модный штамп, «что-то пошло не так».
Проект, к разработке которого после череды бурных событий приступили в 2015-м, был обнародован весной 2017-го и тогда же, после общественного обсуждения, отправлен на доработку. Доработку осуществил Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы – и отправил заказчику, департаменту архитектуры и строительства Севастополя.
Документ получили… и положили в долгий ящик. Сначала его просто окружили молчанием, потом заявили, что он вновь дорабатывается уже на месте. Тогдашний губернатор Д.Овсянников в феврале 2019 года заявил, что работа над документом близка к завершению, но, «если это будет приводить к политическому нагнетанию обстановки», на обсуждение его вынесут не сразу.
Через два месяца из губернаторских чертогов прозвучало заверение, что генплан готов. Прозвучало – и все. Без практических последствий.
Поговаривали, что г-н Овсянников стремится затянуть решение вопроса до новых выборов в ЗакСобрание, чтобы потом, получив там необходимый пакет акций, сделать все «как надо». Ему и его команде, естественно, надо. Не городу.
Еще через месяц, в мае, Ленинский районный суд удовлетворил иск прокурора города к правительству и департаменту архитектуры и градостроительства Севастополя. Было признано «незаконным бездействие правительства Севастополя, департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, выразившееся в непринятии мер по подготовке и согласованию проекта генерального плана города Севастополя в установленном федеральным законодательством порядке».
Суд обязал правительство и департамент «осуществить процедуру подготовки и согласования проекта генерального плана города Севастополя в установленном федеральным законодательством порядке», а также обязал правительство «внести проект генерального плана города Севастополя на рассмотрение законодательного собрания города Севастополя в срок не позднее 100 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу».
Однако в сентябре Севастопольский городской суд решение отменил. Причем, что характерно, совпало это… с началом работы в Севастополе сменщике Овсянникова, нынешнего и.о. губернатора.
Какая страница в этом нескончаемом сериале следующая? Обещалось, что новые слушания по генплану состоятся в ближайшее время. Если и так, окончательно примут его, похоже, не раньше чем через год-полтора. Ибо, судя по всему, сей таинственный документ «за время пути» успел так «подрасти» (устареть), что его надо переписывать едва ли не заново.
Как говорит вице-губернатор Денис Солодовников, «за несколько лет документ успел значительно устареть и не соответствовал основным законам РФ - градостроительному кодексу и приказам Минэкономразвития РФ. Его придется значительно переработать. Мы хотим отразить в генплане не только существующее положение, но и перспективное развитие города, поэтому нужно некоторое время».
Как и в случае с Бесланом, искренне хочется верить, что под «устареванием» имеется в виду не смена закулисных и не особо закулисных выгодополучателей проекта, а конкретные технические требования и нормативы.
Между тем, городские власти уже научились преодолевать старый украинский генплан 2005-го года без принятия нового.
Недавно стало известно о разработке в особом режиме и с санкции федерального Минстроя проекта планировки и межевания территорий под строительство медицинского кластера на Фиолентовском шоссе и гражданского сектора аэропорта Бельбек. Правда, уже упомянутый вице-губернатор Д.Солодовников заверил, что подобного рода механизмы являются временными. Но известно – нет ничего более постоянного, чем что-то временное.
Есть и другие камни, подводные, а не те, что с неба. Вот, например, недавняя заметка с сайта Союза строителей Севастополя.
Строительный рынок России сказал СПАСИБО правительству
Госдума приняла ряд принципиальных поправок к Градостроительному кодексу. Местные думы лишатся права определять правила землепользования и застройки, генпланы станут второстепенными документами, в городах появятся «белые пятна», на которых можно строить любые здания.
22 июля Госдума одобрила в окончательном чтении пакет поправок к Градостроительному кодексу. Нововведения изменят порядок принятия решений о застройке городов. Одно из них дало право региональным властями передавать полномочия по утверждению правил землепользования и застройки (ПЗЗ) от местных дум администрациям муниципалитетов.
ПЗЗ определяют плотность застройки, предельное количество этажей зданий, максимальный процент застройки в границах земельного участка. Этот же документ делит всю территорию муниципалитета на зоны, в пределах которых можно возводить здания только определённого назначения.
Помимо этого, Госдума предусмотрела возможность составлять для отдельных частей городов собственные генеральные планы, не включать в генпланы картографические схемы застройки городов. Конкретные адреса, по которым должны строиться социальные объекты, градостроителям разрешено по согласованию с властями регионов заменять упоминаниями о наличии потребности в таких объектах.
Новая редакция Градостроительного кодекса установила новые приоритеты. Если ранее схема стратегического территориального планирования подгонялась под генплан, то сейчас стратегическая схема стала приоритетной, и генплан должен будет соответствовать ей.
Используя политическую терминологию, генпланы имеют все шансы превратиться из более-менее унитарных документов в рыхло-конфедеративные. Это будет лишь плохо (где-то, наверное, и хорошо) скоординированная сумма муниципальных планов и интересов, с приоритетом частного над общим.
Одним из возможных любопытных последствий новых норм, возможно, станет резкое повышение лоббистского веса муниципальных депутатов. Их мандаты по привлекательности имеют шансы сравняться с городскими, а в случае с отдельными особо «лакомыми» районами – и обогнать их.
Не потеряет ли многострадальный севастопольский генплан актуальность еще до принятия? Это было бы по-своему смешно. Но еще в большей степени горько.
Станислав Смагин
Обсуждение (16)
Работа без плана- работа в пустую! Если посмотреть на предложения и то, что считают первичноактуальным заезжие администраторы, то становится понятно, что план у них есть (освоить земли и бюджетные средства!) и они не остановятся пока его не скурят полностью!
В огороде бузина, а в Киеве дядька:))
Верно: решения суда, вступившие в силу, властью могут не исполняться. Генплан потерял смысл, какой бы он в муках не родился - он будет полезен частникам, а не государству. Уже само государство прогнулось под частника.
О человеке чаще всего говорят его дела...
модеры, грохните бота чтоб не мучался.
to Врубель: в городе Герое Федерального значения Севастополе Законы РФ, в т.ч. и Генплан, нарушают и будут нарушать ни какие-то "частники", а чиновники (большинство "перекрашенных") всех уровней при отсутствии всякого контроля. Развожаев = 0. ФСБ не работает.
Принятие нового Генплана должно означать, что всё построенное до него, должно быть снесено до нулевой отметки...
to underground fighter:
По Лейбницу он не 0, а 1.
Развожаев = 1. Рабочая единица Президента.
to Банщик:
Логично, но закон, а генплан- это закон, обратной силы не имеет.
Что касается его принятия, то до него, как до Луны.
Это значит, что в ближайшие годы город будет жить без генплана.
Власть так и сказала: «развивать Севастополь до принятия Генплана будут по проектам планировки территорий».
По мнению правительства, это увеличивает вариантность
принятия решений.
Генплан, генпланом, а проект Ёперного театра когда нам покажут? там в последне время что-то уж очень активно не только роют, но уже и чего-то бетонируют...
Какое все таки у нас дно с этим ген. планом. Чувствуется подвох и коммерция...
Вот ,что добавила Госдума в ст.23 Градостроительного кодекса РФ "Содержание генплана поселений и генпланов городских округов":
9. Законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены следующие особенности содержания генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов:
1) генеральный план поселения, генеральный план городского округа могут не содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. В этом случае такая карта подлежит утверждению местной администрацией в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа могут предусматриваться территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются;
3) положение о территориальном планировании вместо сведений о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, об их основных характеристиках, местоположении может содержать сведения о потребности в указанных объектах местного значения без указания их основных характеристик и местоположения;
4) подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, территориям поселения, городского округа за границами населенных пунктов без последующего внесения в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа.
(часть 9 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 264-ФЗ)
"Карта размещения объектов местного значения" и "карта территориальных зон" - разные понятия. Так вот, территориальные зоны никто не отменял и севастопольцам важно закрепить в генплане именно назначение территориальных зон,чтобы на рекреационных прибрежных,парковых и лесных территориях не громоздили жилые МКД,чтобы территории ИЖС и с/т сохраняли свое назначение с сохранением прав владельцев земельных участков ИЖС и с/т проживать в режиме ИЖС и с/т,а не среди МКД.
Утверждение Солодовникова о том,что проект генплана,рассчитанного на 20 лет,устарел за два года - ПУРГА! Просто коррупционерам,незаконно выдающим разрешения на застройку МКД рекреационных территорий,выгодно вместо генплана пользоваться фиктивно проводимыми публичными слушаниями по проектам планировок клочков рекреационных территорий с фальсификацией результатов публичных слушаний.Ведь севастопольцы всегда категорически против потери рекреационных территорий.Прибрежные,парковые и лесные территории стараниями градостроительной ОПГ съеживаются на глазах,как шагреневая кожа.Парк Победы,природный заказник Феолент,урочище Ласпи,Омега, Солдатский пляж,побережье б.Казачьей,окрестности Сапун-горы нагло,в нарушение градостроительного и природоохранного законодательства,застраиваются хатынками всех калибров.Потому коррупционеры и спрятали проект генплана.При этом нагло нарушается и действующий генплан города 2005-2025,в котором все выше перечисленные территории являются рекреационными и застройка их жилыми объектами запрещена законодательством как РФ,так и Украины.А сейчас Развожаев ,в нарушение действующего генплана города,намерен тупо вырубить 5000 деревьев,включая краснокнижники,для строительства медкластера.Хотя рядом имеется пустырь.Ст.260 УК РФ - для него.
to strelec: Вы то хоть сами читаете свои комментарии? Кому нужны эти выдержки из нормативных актов? Своими словами не судьба донести?
to Eho: Всегда надо читать первоисточник!Своими словами написано во второй части моего коммента.
Кроме, так сказать, общегородских проблем, связанных с отсутствием генплана, хочу напомнить и о том, сколько проблем имеет каждый житель в отдельности при межевании и регистрации в Севреестре того, чем владеет уже много лет. В Севреестре отказываются руководствоваться генпланом и ПЗЗ 2005 года, а нового генплана нет.
to March63:
Не знаю будет Вам это интересно или нет, но на сегодня генплан города 2005 года- это закон для всех. Раньше я считал наоборот, что украинские стандарты не могут действовать в российском правовом поле, пока суды, вплоть до Верховного, не сказали обратное. Эта позиция подтверждена в решениях судов, которые являются обязательными, в том числе и для Севреестра.