Не правда ли, само по себе слово «теневой» не вызывает положительных ассоциаций (достаточно вспомнить пресловутую «теневую экономику»)?
И вдруг…
– Восторг! Волшебство, от которого радуются сердце и душа! – так одна из актрис Севастопольского театра для детей и молодежи оценила спектакли Московского детского театра теней.
Эти слова прозвучали на пресс-конференции, состоявшейся 9 октября на сцене ТБМ, где с потрясающим успехом проходили гастроли уникального столичного творческого коллектива.
Открывая пресс-конференцию, художественный руководитель ТБМ Людмила Оршанская подчеркнула, что в нынешнем году, объявленном в России годом культуры, ТБМ побывал на крупномасштабном всероссийском творческом форуме, затем благодаря Союзу театральных деятелей России и департаменту культуры правительства Москвы в рамках международного детского фестиваля «Гаврош» показал в столице спектакль «Сказочки на лавочке».
Ответным визитом стали гастроли в Севастополь Московского детского театра теней.
Руководитель театра Маргарита Модестова, ее заместитель Ольга Смирнова, артисты Андрей Платонов, Виктор Скрябин и другие рассказали о своем творческом коллективе.
Этот эксклюзивный вид театральной деятельности родился еще в 1937 году по инициативе группы энтузиастов. Долгое время коллектив был творческим объединением при Москонцерте, и только в 1989 году обрел статус театра.
В работе используются куклы не только традиционного китайского театра теней с тысячелетними традициями (многоцветные, на тонких палочках), но и русские куклы – теневые (с четким силуэтом), а также объемные, перчаточные, тростевые, планшетные…
Этот синтетический метод впервые был применен в 1963 году в постановке «Айболит». С тех пор он, став талисманом театра, вот уже более полувека идет с неизменными аншлагами.
А всего в репертуаре 16 спектаклей. В основном детские, но есть и вечерний для взрослых «Последний день Казановы» – по стихотворному циклу Марины Цветаевой.
В Первомайском районе столицы (численностью 400 тысяч человек – чуть больше, чем в Севастополе), где базируется театр, уже выросло не одно поколение преданных зрителей.
В неделю идет четыре спектакля, в остальные дни – репетиции.
Кукол изготавливают профессиональные мастера-бутафоры. Но сценический образ их творения (и, соответственно, успех) полностью зависит от актера (или нескольких – например, Конька-горбунка «ведут» два человека, удава – не менее восьми), а также от работников постановочной части, монтировщиков. Так что действо за сценой не уступит по зрелищности сценическому…
Кстати, подчеркнула Маргарита Модестова, именно благодаря слаженному коллективному творчеству «нас хорошо видно и слышно и на последних рядах».
Работа актеров театра теней – творческий труд с нелегкой физической составляющей. Не случайно они уходят на пенсию после 25 лет работы, как артисты балета.
Преемственность осуществляется благодаря театральным вузам и училищам Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, где есть профильные «кукольные» отделения.
Прозвучал вопрос о гастролях. Самые дальние состоялись на Кубу еще в 1989 году.
В 90-е годы театр побывал в Риге. Знают актеров в Нижнем Новгороде, Твери, Новосибирске, Иваново, Североморске, Донецке. В дальнем зарубежье театр дошел до Берлина.
Нынешний приезд в российский Севастополь стал настоящим источником вдохновения – благодаря юным зрителям, которых московские актеры в один голос назвали чудесными и потрясающими.
Поэтому мечтают приехать к нам на гастроли еще не один раз.
В ближайших планах Московского театра теней – спектакль «Шерлок» по произведениям о Шерлоке Холмсе.
По итогам всероссийского открытого конкурса экспликации выбраны три истории, две из которых – «Вампир из Сассекса» и «Собака Баскервилей» обретут сценическое воплощение уже в декабре. Причем «Собака Баскервилей» будет поставлена как детектив… глазами собаки.
Звучит интригующе, не правда ли?
Ольга Сигачева
фото автора
Обсуждение (1)
Кто не успел - завтра спектакли в 10.00 и 12.00. Советую посмотреть!