Севастополь

Несколько современных споров для Севастополя

Началась вторая эстетическая проверка города-героя.

Раткин В.М. «Рельсы БАМ-а»

Открывшуюся в Российской галерее искусств (РГИ) выставку «Калибровка 2.0. БАМ!» можно смело делить на две части. Первую – про новые предметы в собрании нового севастопольского музея. И здесь на самом деле есть чем гордиться. Вторую – посвящённую строительству БАМа. Обе составляющие экспозиции достойны быть рассмотренными по отдельности или вместе. Они не только органично взаимодействуют, но и спорят – как работы Бориса Орлова и Владимира Раткина. При этом роднит их как попытка разговора о грандиозных строительных проектах нашей страны, о больших идеях, так и проверка севастопольской публики на восприятие и на приятие тех произведений искусства, которыми наполняется Российская галерея искусств, готовящаяся совсем скоро открыть свои залы в новом здании на мысе Хрустальный.

Стройка века

Открывает выставку небольшая работа «Перевозка золота в Сибири» Адольфа-Константина Баумгартнер-Стойлова. Действительно, известно, что ещё в 1860-х годах русский горный инженер Николай Аносов открыл в тех краях, где потом вырастет БАМовский посёлок Тындинский, месторождения золота. Там же и начали в 1932 году прокладывать первые ветки будущей Байкало-Амурской магистрали. Поэтому, с одной стороны, можно говорить о золоте как о первопричине строительства дороги, ведь к концу XIX века регион был наводнён старателями и золотодобытчиками.

А с другой, БАМом, как «Стройкой века», двигали другие идеи, объединившие тогда всю страну. Одна из них прямо противоположна идее «наживы на золоте» и нашла выражение в народном мифе, будто бы на БАМе молодежь складывала заработанные деньги в общую тумбочку, и по надобности из этой тумбочки деньги честно брали. Это первое, о чём заставляет выставка поразмышлять: что для русского человека первично – золото или духовность?

Организаторы выставки привязывают её к дате 50-летия со дня начала строительства БАМа, широко освещаемой в этом году по всей стране. И вроде всё правильно: Севастополь вписывают в общероссийскую культурную повседневную повестку, затачивают под общий музейно-выставочной контекст. Но при этом хочется с такой трактовкой истории не вполне согласиться. В Севастополе же часто есть обоснованное собственное мнение относительно различных событий.


Омбыш-Кузнецов М.С. "Нефтехим"

Так и опыт исследователя БАМа В. Прядкина справедливо напоминает нам, что история БАМа началась не в 1974, когда на Дальний Восток массово поехали студенческие отряды, движимые как раз идеей «нового космоса», а значительно раньше – в 30-50-е годы XX века. Практически всё, что было построено на Дальнем Востоке в те годы – автомобильные и железные дороги, заводы, посёлки, даже памятники, – было почти полностью построено руками заключённых, которые трудились в самых труднодоступных и малопроходимых частях региона.

Жаль, что эта страница истории строительства БАМа на выставке, посвященной такой грандиозной стройке, как бы почти не проявлена. Хотя при желании обозначенный сюжет можно прочитать в чёрно-белой графике «Строительство дороги» Ивана (Жана) Архипова, линогравюре «Зима» В.Е. Попкова или угрюмой работе в стиле индустриального пейзажа «Нефтехим» М.С. Омбыш-Кузнецова. А вот яркие красочные работы «Золотое звено» В.П. Харченко, «Сортировочная станция» Н.А. Ермолаева и даже «На вокзале» Н.Б. Шапкиной-Корчугановой – это переход в 1974-й, когда многие действительно воспринимали строительство БАМа как счастье, как подарок судьбы. На вокзалах студентов-добровольцев провожали ликующие толпы с охапками гвоздик, с флагами и транспарантами. Советская молодёжь, и много такой было в Севастополе и в Крыму, ехала к своей новой мечте.

Калибровка 2.0

Говоря о новых произведениях искусства РГИ, впервые представленных публике, нельзя не назвать скульптуру Бориса Орлова «Чёрный букет». Дальше я чуть-чуть подробнее расскажу об этом художнике, но к чести организаторов выставки стоит сказать, что они по-настоящему стремятся не шокировать севастопольцев его работами. Представленный в экспозиции «Чёрный букет» – один из самых «спокойных» букетов Орлова.


"Чёрный букет". Борис Орлов

Борис Орлов всегда рефлексировал по имперскому советскому искусству и стремился «деконструировать» его, выделяя архитипичные, по его мнению, образы эпохи и собирая их в праздничные букеты, в букеты триумфа, по сравнению с которыми многие советские «скрепы» могут показаться нелепыми и фальшивыми.

Обращает на себя внимание цикл «Зима в городке» народной художницы России Т.Г. Назаренко. Как справедливо заметила научный секретарь РГИ Виктория Данилюк, в работах Назаренко можно увидеть отпечаток влияния П. Брейгеля. И, действительно, самого Брейгеля, как и Босха, Татьяна Назаренко считает своими учителями, а наиболее такой «брейгелевский» стиль в нескольких сериях художницы, посвященных Москве. Но есть и значительная часть работ Татьяны Назаренко, пока правда не в коллекции РГИ, где наша действительность отражена через уродство и грязь, где совершенно нет симпатичных людей. И такой взгляд на искусство автору этих строк не близок. Про Назаренко ещё известно, что она любит Севастополь и Крым, и 11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры РФ в поддержку политики президента В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Появилась в коллекции РГИ и работа прогрессивного американского художника Антона Рефрежье «Стране Советов посвящается», в которой языком символов показаны сплочённость и братство советского народа. Вообще, появление работы этого автора в Севастополе – хороший повод и глубже изучить биографию художника, и открыть культурный диалог с США. Известно, что 15-летний Рефрежье в 1920 г. с родителями эмигрировал из России в США. Там же учился рисовать и там состоялся как художник. Годы в Нью-Йорке в конце 1920-х он назвал одним из самых замечательных периодов своей жизни. Известность ему принесла серия панно «История Сан-Франциско», где художник изобразил противоречивую историю прошлого Калифорнии с сюжетами классовой и расовой борьбы. Дело дошло даже до того, что будущий президент США, а на тот момент конгрессмен Ричард Никсон требовал убрать эти панно со стен отделения почты, усмотрев в них коммунистический тон.


"Портрет Павла". Александр Жерноклюев

Заметная работа «Портрет Павла» открывает для севастопольской публики одного из самых востребованных современных российских художников Александра Жерноклюева. Его работа – изображение морского офицера – с одной стороны, связка наземной транспортной артерии нашей страны БАМа с морским коридором, открывающим новые, как торговые, так и военные возможности государства. А с другой, продолжение собственной традиции автора, точнее – зарождение этой традиции.

Александр Жерноклюев родился в портовом городе Николаеве, служил на Балтийском флоте, закончил Симферопольское художественное училище им. Самокиша, много работал в Феодосии, где и написал (сам он говорит – накрасил) «Портрет Павла». Жерноклюев стал широко известен благодаря своей серии «красных матросов» в стиле экспрессивного реализма, которые разошлись по лучшим музея России и мира. Но красил своих «красных матросов» Жерноклюев уже в Москве, пройдя крымский период творческого становления, где в его бедной феодосийской студии бывали разные гости, включая морского офицера Павла.

Главный спор

Самой убедительной и важной работой выставки, которая имеет отношение к теме БАМа, можно назвать «Рельсы БАМ-а» В.М. Раткина. Холст размером 175 х 220 см пережил непростую реставрацию и теперь занимает центральное место в экспозиции, фокусируя на себе внимание и открывая диалог для дальнейшего обсуждения темы. На холсте – очень ритмичная композиция, вагон на рельсах, но без колёс – как будто несётся в будущее по воздуху; на платформе – рельсы и шпалы для будущей железной дороги – как будто клавиши рояля, и стало быть вся последующая стройка – красивая советская симфония.


Б.К. Орлов, рисунок из серии. «Геральдические поцелуи» (колхозница)

Но открывая этот диалог, «Рельсы БАМ-а» вступают в спор с другой работой – рисунком Б.К. Орлова из серии «Геральдические поцелуи» (колхозница), который в экспозиции располагается на противоположной стене. «Поцелуй» меньше по размеру, и, казалось бы, проигрывает дуэль, но прорывается своей колористикой и провокативностью. И дело даже не только в том, что при первом взгляде на работу Орлова возникает ассоциация с поцелуем двух мужчин. А такая ассоциация есть, и она не случайна и не связана с испорченностью взгляда смотрящего.

Тут неплохо знать несколько фактов. Первый – сам Борис Орлов называл себя человеком антисоветским, который советскую систему не любил с самого детства, но таким человеком, плотью которого стала эта советская культура. Второй – в своих самых провокативных работах, которые, собственно, сделали Орлова высокооплачиваемым художником, он высмеивал как погибших в годы Великой Отечественной войны, так и символы победы, показывая саму идею культа победы как уродскую карикатуру. Третий – серия «Геральдические поцелуи» создана Орловым в 1981 г. Всего в цикле шесть работ, некоторые из них есть в коллекции Российской галереи искусств, а на отчётной выставке был представлен поцелуй №1, где запечатлены трактористка и строитель БАМа.

Есть мнение, что цикл поцелуев художник написал, вдохновившись историями создания семейных пар на грандиозной стройке Байкало-Амурской магистрали. Однако на два года раньше, в 1979 г., Орлов создаёт рисунок – эскиз к «геральдическим поцелуям», где, как и в «поцелуе №6», изображены двое целующихся мужчин, но других – военный и спекулянт: первый служит советскому государству, а второй подрывает его устои.


Серия геральдических поцелуев Б.К. Орлова. Источник: сайт borisorlov.ru

В «поцелуях» Орлова нет различий между мужчиной и женщиной, в его версии того Советского Союза, который строил великую дорогу жизни, и которому художник противостоял, отсутствует то светлое, что в тысячах воспоминаний рассказывают бамовцы о своей молодости. Возможно, Орлов видел свою страну именно в таком бинарном ритме – белое и чёрное. Но из двух клавиш сложно составить композицию, которая бы стала музыкой той эпохи, наследниками которой мы являемся.

Сергей Абрамов
Фото Юлии Блоцкой

6334
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 2.3 (9 голосов)

Обсуждение (6)

Profile picture for user Аркаим
1308
Аркаим

«…он высмеивал как погибших в годы Великой Отечественной войны, так и символы победы, показывая саму идею культа победы как уродскую карикатуру…».

 

Специально для этого «урода от искусств» – история нашей землячки = девушки-танкиста.

По сравнению с которой - он просто «никто»:

 

https://cont.ws/@as39sa179/2905354

 

Profile picture for user scilla-1
947
scilla-1

Наверное весь кластер и построили, чтобы подобных Орлову нам показать, вместо музея Великой Отечественной Войны.

Profile picture for user Татьяна777
1738
Татьяна777

Рекламируйте дальше. Может, кто-то и откликнется, придёт насладиться. А мы уж по старинке -в Третьяковскую галерею. 

Profile picture for user Milymany
9
Milymany

Похоже, автор немало отсебятины тут добавил про Бориса Орлова, что вводит в заблуждение читателей. Просто интересно, как это художник, чьи работы много лет находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, «высмеивал как погибших в годы Великой Отечественной войны, так и символы победы, показывая саму идею культа победы как уродскую карикатуру»? У искусствоведов принято такие интерпретации  подтверждать конкретными ссылками на источники, чтобы слова не выглядели откровенной ложью.

Profile picture for user Мелита
1548
Мелита

Milymany,

автор немало отсебятины тут добавил про Бориса Орлова, что вводит в заблуждение читателей. Просто интересно, как это художник, чьи работы много лет находятся в постоянной экспозиции....

Вы знаете, даже без добавления "отсебятины" автором, имея глаза и восприятие, видно, чем наполнено полотно, каким смыслом.....  И для меня не имеет значение то, что где его поместили, . - в сарае или в третьяковке. какие награды получил автор... 

 Так художник видит мир, и так к нему относится, что для меня это не близко, скорее наоборот отталкивает. /отталкивает его презрение к соц. реальности/

А если спорить, то вопрос  - сколько веков  данные творения художника будут помнить потомки?. /ненавидящие наш строй, и нас,  думаю долго.

Profile picture for user Мелита
1548
Мелита

Началась вторая эстетическая проверка города-героя.

Ну - ну. проверяйте. Я должна впечатлиться этими работами? Раз они находятся в третьяковке.

Должна Впечатлиться шпалами, черным букетом, а ещё пуще геральдическими поцелуями. Ну никак не получается. /коробит/ 

Но впечатлилась! даже очень. Кульминация впечатлений - поцелуи. Это ими проверяют вкус севастопольцев.?

 Проверка эстетического моего вкуса полностью не соответствует вкусу данных художников, и я рада, что вижу мир в других красках и смыслах.

 

Главное за день

Енот-беглец пугает крымчан и заглядывает в окна

Напуганный зверёк не сможет выжить в крымском климате.
18:16
6
1242

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
1
673

Как пережить всё то, что сейчас происходит, и не потерять рассудок?

Как россиянам сохранить ментальное здоровье на фоне постоянных разговоров об угрозе применения ядерного оружия?
15:24
6
1018

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
525