Новости России

Москва вводит «зелёные» облигации: возврат в прошлое или взгляд в будущее?

Чиновники говорят, что рисков по таким облигациям не будет и держатели точно получат свой доход, а город — пользу.

Москва вводит «зелёные» облигации: возврат в прошлое или взгляд в будущее?
Фото:
freepik.com

Московское правительство решило выпустить «зелёные» облигации, которые смогут приобрести только физлица. Благодаря привлечению денег от населения в сумме 2 млрд рублей для столицы планируется закупка элекробусов вместо дизельных автобусов, а также действия для сокращения вредных выбросов транспорта в атмосферу.

Процентная ставка по этим облигациям пока не называется. Бумаги будут размещены на Московской бирже и доступны для физлиц. Срок погашения — два года.

По словам заместителя столичного градоначальника по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, для населения, которое приобретёт облигации, риска потери средств нет, ведь облигации не будут обращаться на бирже и терять в цене.

«Кроме того, даже при досрочном возврате облигаций городу граждане получат доход за весь период владения», — добавил столичный чиновник.

Чистый воздух

В России остро стоит проблема загрязнения атмосферы транспортом и промышленными предприятиями.

«По данным Росгидромета, в 46 городах России с общей численностью населения 13,4 млн человек уровень загрязнения воздуха в 2018 году оценивался как высокий и очень высокий», — сообщается на сайте «Экология России» в описании федерального проекта «Чистый воздух».

Этот федеральный проект стартовал в октябре 2018 года и должен быть реализован до конца 2024 года. В центре особого внимания — города с наиболее сильным загрязнением воздуха. Это Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита.

«В рамках проекта «Чистый воздух» в городах, где отмечается особенно сильное загрязнение, транспорт переводится на газомоторное топливо. Дело в том, что газ в двигателе сгорает практически полностью и выбросы вредных веществ на порядок ниже, чем в обычном двигателе внутреннего сгорания. Конкурировать с транспортом на газе может электротранспорт, но его приобретение обходится гораздо дороже. Москва в этом плане оказалась на первом месте — власти столицы сразу стали переводить городской транспорт на электричество», — рассказал в разговоре с ForPost эколог, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зелёный патруль» Роман Пукалов.

Читайте по теме: Власти придумали способ, как обеспечить пенсионеров деньгами

Равнение на столицу

Московское правительство начало электрифицировать городской транспорт несколько лет назад — с 2020 года, в рамках городского проекта «Энергия Москвы».

По словам заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрия Пронина, столица уже в 2021 году стала крупнейшим европейским заказчиком электротранспорта.

За первые два года число электробусов в столице выросло с нуля до 600 единиц. К примеру, в Лондоне всего 400 электрических автобусов, в остальных европейских столицах их меньше вдвое и более.

«Московский электробус — самый современный и, пожалуй, лучший в мире электрический автобус, созданный специально для Москвы, с учётом климата и дорожного движения в регионе», — отметил чиновник.

Пронин рассказал, что к 2030 году весь столичный общественный транспорт должен стать электрическим. Более того, власти принимают меры по переводу служб такси на гибридные и электрические двигатели.

Читайте по теме: Россиянам станет проще списывать непосильные долги

Кому нужны «зелёные» облигации?

Будут ли востребованы у населения московские «зелёные » облигации — вопрос пока не ясный. По мнению кандидата экономических наук, эксперта Ассоциации по развитию финансовой грамотности Михаила Беляева, облигации будут пользоваться спросом при соблюдении ряда условий.

«Любое такое мероприятие должно сопровождаться умной и адекватной информационной кампанией. Дело в том, что на фондовый рынок приходят прагматичные люди, и они вряд ли отреагируют на сообщение о том, что покупка облигаций поможет решению экологических проблем столицы. Но зато их привлечёт хорошая процентная ставка. Отмечу, чтобы облигации были востребованы, ставка должна быть как минимум не ниже депозитной в крупных и надёжных банках, то есть не ниже 7–8% годовых», — пояснил Беляев в разговоре с ForPost.

Кроме того, экономист отметил, что судя по тому, что заммэра Москвы Владимир Ефимов сообщил, что облигации не будут обращаться на бирже, приобретатели этих ценных бумаг не смогут зарабатывать на спекуляции ими на фондовом рынке.

«В таком случае нужно делать акцент на то, что это высоконадёжные облигации, обеспеченные правительством Москвы. Кроме того, для повышения их привлекательности, например, можно предусмотреть использование этих облигаций в качестве залога при получении кредита в банке, и договориться с одним или несколькими банками об этом», — пояснил эксперт.

Читайте по теме: Российские банки обменяются зашифрованными данными о клиентах

Мировой опыт

Первые «зелёные» облигации были выпущены в 2007 году Европейским инвестиционным банком. Они назывались Climate Awareness Bonds, что можно перевести как «облигации климатической осознанности».

По сути такие облигации ничем не отличаются от обычных облигаций, но средства, полученные от их продажи, идут на реализацию экологических проектов, прежде всего в энергетике, строительстве и на транспорте. На эти три направления расходуется 80% инвестированных в «зелёные» облигации средств.

С 2007 года многие развитые государства мира используют этот инструмент для финансирования экологических проектов. Лидером являются США, где эмиссия «зелёных» облигаций за 13 лет составила 212 млрд долларов, далее идёт Китай — 127 млрд долларов, Франция — 116 млрд долларов.

В России первые «зелёные» облигации появились в 2018 году. Их выпустила компания «Ресурсосбережение ХМАО» для финансирования создания мусорного полигона на сумму 1,1 млрд рублей.

Впоследствии «зелёные» облигации выпускали и другие российские компании, в числе которых РЖД, столичный застройщик ФПК «Гарант-Инвест», финансовое общество «РуСол 1», банк «Центр-Инвест» и транспортная фирма ООО «ТТК».

Читайте по теме: Вассерман и миллион под матрасом: зачем считать деньги запасливых россиян

Андрей Мединский

664
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user Мишка Квакин
1057
Мишка Квакин

Стоимость одного электробуса, которые закупает Москва, составляет 60 миллионов рублей, следует из данных тендеров на портале госзакупок. ... 12:54, 14.06.2022

...Умножаем на два триллиарда и получаем 33 автобуса. Их даже для нашего некогда геройского города-героя мало, а уж для Масквы......

 

Главное за день

Энергетика, безопасность, Украина: итоги пятичасовых переговоров Путина и Лукашенко

Белорусский лидер назвал условие, которое должен выполнить Владимир Зеленский
11:20
0
532

Крымчан попросили спрятать канистры и ещё подождать бензин

Пока решается вопрос с поставками, могут подорожать грузоперевозки.
18:26
14
11150

Пятница 16:00. Прямой эфир «На троих». Теракт против детей и туристов/ Бензиновый квест/IT-хаб по-севастопольски

Какие новости выделялись в общем информационном пространстве на этой неделе?
16:04
2
557

Жемчужина юго-восточного Крыма вскоре вновь будет сиять

Подрядчики колдовали над дачей одного из богатейших людей Тавриды пять лет.
12:30
3
1533

Под Севастополем неизвестные массово вырубают в том числе редкий можжевельник

Подозрения падают на одну известную в регионе компанию.
12:01
9
1819

Туризм

Швецию официально признали лекарством

Королевство стало первой страной, поездку в которую официально считают лечебной.
17:45
1
225

Как туристы и советские правила изменили крымскую «Скорую помощь»

Новый метод набора персонала подсмотрели в Краснодарском крае.
18:24
3
2868

Море у берегов Севастополя пережило опасную ситуацию

И, по утверждению учёных, вышло из неё без фатальных последствий.
20:02
2
5705

Снизится ли спрос на отдых в Крыму после атаки ВСУ

Туристы реагируют на подобные события с задержкой в 2–3 дня.
15:28
1
16274

Где в Крыму ждут туристов с животными

Отели просят доплаты от 500 до 10 тысяч рублей за питомца в сутки.
12:34
0
1694

Где ещё можно купаться в море в Крыму

Куда ехать за тёплым морем в конце сентября.
18:33
0
8489