В соответствии с решением Совета Винницкой общественной организации «Союз ветеранов разведки Военно-Морского флота» за укрепление боевого содружества между Черноморским флотом России и Военно-морскими силами Вооруженных Сил Украины 20 военнослужащих ЧФ награждены медалью «Матрос Кошка».
Медаль учреждена в честь уроженца Винницкой области матроса Петра Кошки – героя обороны Севастополя 1854—1855 гг.
Награждение российских военнослужащих в музее Черноморского флота провёл представитель общественной организации Сергей Супряга, сообщает начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота капитан 1 ранга Вячеслав Трухачёв.
Памятные награды с изображением профиля героя первой обороны Севастополя матроса Петра Кошки, так же были переданы командованию Черноморского флота.
Пётр Ма́ркович Ко́шка - один из самых известных героев Обороны Севастополя. Родился 10 января 1828 года в селе Ометинцы (ныне Винницкая область, Украина) в семье украинского крепостного крестьянина.
Служил в Севастополе матросом 30-го флотского экипажа Черноморского флота.
Участник Крымской войны 1853—1856 годов.
Охотником (добровольцем) участвовал в 18-ти вылазках, кроме того, ходил в стан неприятеля в одиночку. Отличался смелыми, инициативными действиями, храбростью и находчивостью в бою, особенно в разведке и при захвате пленных. За подвиги награждён тремя знаками отличия Военного ордена и четырьмя медалями, произведён в унтер-офицерский чин.
Владимир ПАСЯКИН






Ну это всяко по-приличнее чем "Орден Мазепы".
Ребяты, вы хоть разыщите ту деревню под Каменец-Подольском, откуда герой родом. С вас пузырь родственникам, ежели живые остались...
В 1947 году на экраны страны вышел патриотический фильм «Адмирал Нахимов». Но для мальчишек предвоенных лет рождения флотоводец не стал предметом подражания и восхищения. Все они были безмерно влюблены в одного из героев картины - матроса Кошку. Не стали исключением и херсонские пацаны, не ведая, что их кумир почти год прожил в нашем городе. Что мы знаем о нем?
В 1828 году в старинном селе Замятинец, что в Каменец-Подольской губернии (сегодня - село Ометинцы Винницкой области), в семье крепостного Марка Кошки родился сын, которого назвали Петром. Как все подневольные, он с детства познал тяжелый труд и нужду. Вечерами, когда вся семья собиралась под старой грушей, Петр с упоением слушал рассказы деда о запорожской вольнице. Возможно, они и сформировали его характер: вспыльчивый, непокорный и неуемный. Когда он достиг призывного возраста, помещица Донедухина решила избавиться от дерзкого крепостного - сдала его в рекруты. Так в 1848 году Петр Кошка оказался матросом 30-го флотского экипажа Черноморского флота. Пять лет его жизни прошли в беспрерывных плаваниях и боевых походах, в тяжелом матросском труде, в изучении военного дела. В начале Крымской войны (1853-1856 годы) матроса 2-й статьи Петра Кошку в составе 30-го флотского экипажа списали на берег и направили в одну из батарей, находившуюся на Корабельной стороне Севастополя. Именно здесь он совершил подвиги, которые сделали его известным всей России. По словам его командира, боцмана Ивана Рыбакова, Кошка «был молодец редкой отваги», он участвовал в восемнадцати вылазках, часто действуя в одиночку. Проникая во вражеские траншеи и батареи, ликвидировал артиллерийскую обслугу, в плен брал только офицеров. За полтора года войны севастопольцев было трудно удивить чем-то. Но то, что совершил Петр Кошка в январе 1855-го, поразило даже их. Под перекрестным огнем своих и англичан он вынес с ничейной земли тело погибшего накануне офицера его подразделения. За это Кошку произвели в квартирмейстеры, представили к очередной награде. О Петре Кошке заговорили российские газеты и журналы, художник В. Ф. Тимм написал его портрет, а императрица жаловала ему «Крест благословения».
В конце 1855 года в одну из своих вылазок Кошка был ранен. Его «штопал» сам Николай Пирогов. «Теперь в госпитале на перевязочном пункте матрос Кошка... Его хватили на вылазке штыком в брюхо, но, к счастью, штык прошел только под кожею», - писал в своем дневнике известный хирург. Сослуживец именитого моряка Николай Берг составил словесный портрет Кошки: «Ко мне вошел, широко шагая, матрос, среднего роста, сухощавый, но крепкий, с выразительным скуластым лицом, на нем была черная куртка с галуном и белые брюки, на шее свисток, в петлице "Георгий". Лицом был мало рябоват, волосом рус, глаза серы».
Незадолго до окончания войны Петра Кошку «уволили за раною в продолжительный отпуск». Возвращаться в родное село, не имея земельного надела, матрос не решился и тут же подрядился сопровождать обоз, идущий на Херсон. Город настолько ему понравился, что Петр остался здесь. На Привозе его, простого грузчика, побаивались не только местные бандиты, но и городовые. Если в случае разногласий с первыми он в качестве аргумента вытаскивал из ножен кривой турецкий нож, то вторым предъявлял бархатку, на которой были пришиты три Георгиевских креста, четыре боевых медали и «Крест благословения», врученный императрицей. А вот базарные биндюжники уважали Петра Кошку за прямоту и справедливость. Они знали: если он с ними, то хозяин грузов сделает с ними расчет, как договаривались.
По окончании Крымской войны военные чиновники вспомнили, что отпуск квартирмейстера Кошки затянулся, и приказали вернуться на службу. На сей раз он был зачислен в 8-й флотский экипаж Балтийского флота. Прослужив несколько лет, Кошка был списан на берег и вернулся в родное село, когда уже было отменено крепостное право. Умер Петр Кошка в феврале 1882 года в полном забвении и нищете. Лишь спустя много десятилетий, к столетнему юбилею обороны Севастополя, ему были установлены памятники: на родине, в городе, который он защищал, и в здании панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.».
Р. S. В годы Второй мировой войны при защите Севастополя пал смертью храбрых внук Петра Кошки - Андрей.
Матрос становится солдатом
Матрос парусного корабля «Силистрия» Петр Кошка был весел и непоседлив. Жилистый и выносливый, он без труда справлялся с любой порученной ему работой. Говорил он, смешивая украинские и русские слова, и обладал даром непревзойденного рассказчика. Он был душой компании и всегда находился в эпицентре всех событий.
Подобная энергия иной раз вызывала недовольство у офицеров, но после участия «Си-листрии» в Синопском сражении 1853 года, когда русские корабли под руководством Нахимова уничтожили турецкую эскадру, а матрос Кошка проявил полнейшее презрение к смерти, на его, в сущности, безобидные выходки стали закрывать глаза.
В 1854 году «Силистрия» была переведена в Севастополь, и часть ее команды, в том числе и Петр Кошка, перешло на более современный корабль «Ягудиил».
Но прославился матрос Кошка не на флоте, а в сухопутных войсках. Долго прослужить на «Ягудииле» не удалось. В сентябре 1854 города к Севастополю подошли английские, французские и турецкие корабли. 13 сентября город был объявлен на осадном положении.
Флот интервентов превосходил российский более чем в три раза. Причем паровых судов во вражеской армаде было в 9 раз больше, чем в российском флоте, поэтому победить врага на море не представлялось возможным. Было принято решение запереть Севастопольскую бухту, затопив на входе в нее семь старых парусных кораблей, а команды и орудия с оставшихся судов перевезти на берег, усилив ими сухопутную оборону города.
Так Петр Кошка стал защитником третьего бастиона Бомборской высоты.
После окончания боев за Севастополь Кошка был отправлен домой в длительный отпуск — на лечение. К тому времени мать его уже умерла, хозяйство развалилось, дом покосился. Кошке снова пришлось наниматься в чумаки. Петр Маркович женился на вдове, у которой уже была маленькая дочь. Через год у него родился сын — Тимофей.
9 августа 1863 года Кошку снова призвали на флот. Несмотря на то, что месяц в осажденном Севастополе считался за год воинской службы, срок службы Кошки еще не вышел.
Зачислили Петра Марковича в почетный 8-й флотский экипаж, размещавшийся в Крюковских казармах Санкт-Петербурга. Служить тут было легко, но скучно. Ежегодно в Зимнем дворце проводился парад георгиевских кавалеров, в котором Кошка, заслуживший звание квартирмейстера и награжденный Георгием IV статьи, должен был участвовать. Кроме него, матрос получил и Георгия III статьи, но утерял его во время боев. Он также был представлен к золотому Георгию II статьи и нескольким медалям, но не получил их из-за неразберихи в военном ведомстве.
Во время одного из парадов Петр Кошка увидал генерал-лейтенанта Хрулева, с которым вместе воевал в Севастополе. Хрулев принял в судьбе Кошки деятельное участие, и матрос получил все полагающиеся ему награды.
По окончании службы ему была положена пенсия 60 рублей в год.
Отслужив, Петр Маркович вернулся в родную деревню, но до старости не дожил. То, что не смогли сделать враги, совершила простуда.
Как-то осенью, возвращаясь домой, Кошка увидел, что две девочки провалились под тонкий лед на пруду. Он, не раздумывая, бросился на помощь детям и спас их. С тех пор он стал страдать от частых простуд и 1 февраля 1882 года скончался от горячки.
Петр Маркович Кошка был Человеком с большой буквы, истинным патриотом своей отчизны. У него, крепостного крестьянина, было за что обижаться на империю, в которой он родился и жил. Ходили слухи, что в молодости он даже принимал участие в одном из крестьянских восстаний, вспыхнувших неподалеку от его родной деревни, но как только стране стала угрожать внешняя опасность, он сумел забыть все обиды и стал героическим защитником Родины.
Потомки оценили его мужество и патриотизм. В Севастополе, близ улицы Героев Севастополя, неподалеку от третьего бастиона стоит памятник Петру Кошке. Улица у подножия Малахова кургана названа его именем.
Памятник стоит и в родном селе легендарного матроса. Мы помним.