Я много раз высказывалась о нашей нынешней оппозиции. Об умственном уровне её адептов, о качестве аргументации в видеороликах лидера.
И в этот раз совершенно не хотелось бы заострять на этом своё внимание.
А хотелось бы порассуждать о другом: даже если на секундочку допустить, что к власти в России устремились самые прекрасные люди с чистыми помыслами, — насколько эффективны те средства, которые выбирает оппозиция для своей священной борьбы?
Всякий раз, когда я вижу колонну людей, марширующих по бульвару, вне зависимости от того, за мир они во всём мире маршируют, за спасение китов или, напротив, системно протестуют, — вспоминаю кадры из одного известного фильма. Вы все их, конечно, знаете — это «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко.
А кадры те самые, где люди с невыразимо прекрасным лицами поют бессмертные строки:
Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны
За ними другие приходят
Они будут тоже трудны!
Я интересовалась историей этого великого произведения. Юлий Ким написал текст, стилизовав его под большевистскую риторику, и настолько попал в десятку, что строчки и сейчас выглядят актуальными, как никогда.
Но нету время рыдать, рыдать когда
Сменим мы стремя на сталь, на сталь труда.
На все вопросы один дадим ответ
И никакого другого нет.
Прекрасно представляю приведённый выше текст на сайте какого-нибудь «Эха Москвы», причём опубликованным без тени иронии, в качестве ободряющего гимна. Именно бессмыслица как риторическая фигура здесь работает на сатирический эффект. Люди старшего поколения это прекрасно чувствуют.
А люди помладше (причём я не физиологический возраст имею в виду) — выходят на бульвары… с туалетными ёршиками!
Нет, не за русскую государственность я беспокоюсь в этой ситуации. А за своё шестое и главное чувство — чувство эстетики! Ведь такое даже режиссёру Бортко никогда в голову бы не пришло, социальная сатира на то и сатира, что подразумевает некое интеллектуальное осмысление.
А нынешняя риторика протеста делает осмеяние невозможным — она сама как комедия, причём категории «Д».
Но речь не об этом. Главное, что я хотела сказать, — собственно, об эффективности маршей и шествий как явления.
Русский бунт, как известно, — бессмысленный и беспощадный. Но только тогда, когда ведёт его народ. Тот самый глубинный народ, который нынешние протестующие брезгливо называют «Эти 86 процентов», «Избиратели Путина» и другими нехорошими словами.
Когда во главу бунта становится интеллигенция — получается в лучшем случае «Марш ёршиков». В худшем — Декабристское восстание, которое мы помним, чем закончилось.
Вообще это главное правило, которое мыслящий человек должен зафиксировать себе на подкорке. За революцией, а особенно неудавшейся, — всегда следуют годы реакции.
И я решительно не понимаю, на что рассчитывают люди, высоко поднявшие над головою синие, пардон, мужские трусы и шествующие по бульварам.
«Мы выражаем свою гражданскую позицию!» — оппонирует мне протестующий.
Хорошо, ради бога, выражайте! — отвечу я. Но что это за позиция такая, которую символизируют собою трусы, — во-первых. Что вы хотите получить на выходе — во-вторых.
Ведь совершенно очевидно, что нынешние митинги меньше всего похожи на восстание декабристов, несмотря на социальную однородность протестующих («первое непоротое поколение дворян», как было сказано).
А похожи, повторюсь, на чёрную комедию, провалившуюся в прокате.
Россия — не Франция. Никогда уличные протесты не заканчивались здесь ничем хорошим, чтобы осмыслить верность этого утверждения — достаточно открыть учебник истории.
Так зачем? Для чего?
Дай ответ. Не даёт ответа.
Мария Дегтерева, придирчиво разглядывая туалетный ёршик
Обсуждение (8)
Отработанная технология с кухонной утварью.
Покоробило сравнение интеллигенций - сильно покоробило.
Вынуждена копипастить - сама так убедительно не смогу возразить. Предлагаю интервью историка и писателя Якова Гордина.
Не надо путать декабристов с нечаевцами и большевиками
— А какие мотивы двигали декабристами? Честолюбие или искренняя вера в то, что они смогут повернуть историю в более правильное русло?
— Вот это дельный и важный вопрос. Давайте вспомним, что лидеры Северного общества в случае победы в Петербурге не претендовали на участие в новой власти. В одном из пунктов манифеста, который, как предполагалось, под их давлением обнародует Сенат, говорилось о создании временного правления (правительства), в которое никто (!) из заговорщиков входить не собирался. Временное правление должно было состоять из либеральных крупных государственных деятелей во главе с Михаилом Сперанским и адмиралом Николаем Мордвиновым.
И тот, и другой являлись сторонниками политических и экономических реформ. Более того, временному правлению, согласно планам руководителей тайного общества, надлежало созвать представителей сословий — Собор — для определения формы государственного устройства. Скорее всего, она мыслилась как конституционная монархия. Таким образом, можно сказать, что это было самое бескорыстное восстание в истории.
Теперь о мотивах. Зачем они за 10 лет до этих событий (а зачатки тайных обществ появились еще в 1815-м), вместо того чтобы спокойно и благополучно делать карьеру, пустились в это рискованное предприятие? Тут нет никакого секрета. Наиболее крупные деятели тайных обществ считали, что Россия идет гибельным путем, и были уверены, что страну ждет катастрофа. Дело было не только в крепостном праве, но и в экономической политике. Но главное, и об этом ясно говорил Трубецкой, они ожидали новой пугачевщины. И через пять лет после подавления восстания на Сенатской площади произошел кровавый мятеж в военных поселениях, который и в самом деле мог привести к государственной катастрофе. Взбунтовалось 30 тыс. военных поселян и солдат, они перебили своих офицеров, поубивали во многих случаях и их семьи — пугачевщина! — и не пошли на Петербург лишь потому, что не нашлось вождя. А столица была беззащитна: гвардия воевала в восставшей Польше...
Пусть несколько парадоксально, но можно говорить, что декабристы предвидели 1905 и 1917 годы и пытались их предотвратить. Дальнейшее развитие событий в России подтвердило их правоту. Необходимость многих преобразований: постепенного решения крестьянского вопроса, реформы армии, реформы судопроизводства и либерализации экономической системы (новые права купечества) — все это назрело и отнюдь не было утопией. Утопией было представление власти, что реформы можно откладывать бесконечно. Был план вывести на улицы большинство гвардейских полков, которые не принесли бы присяги Николаю, и тем самым оказать на него и его сторонников психологическое давление. Это был бескровный вариант, не требовавший насилия.
Собственно, Великие реформы Александра II оказались не просто сильно запоздалой реализацией идей лидеров Северного общества, а катастрофически запоздалой. В этом-то и заключалась трагедия. Реформы в России катастрофически запаздывали, и это привело к взрыву.
* нынешняя *** прежней в подметки не годится.
И никакие номодные "кино" с красивыми костюмами и громкими спецэффектами не заставят меня думать иначе о декабристах.
Моя оценка такому кино - КОЛ! тот случай, когда ничего не сказать - нельзя, а сказать правду - страшно.
А учащающиеся попытки ставить на одну доску декабристов и блогеро-продажных революционЭров - ущербны.
"Революции задумывают романтики, готовят гении, осуществляют фанатики, а пользуются отпетые негодяи."
Кто-то застрял развитием в романтической розово-сопливой школьной чуши. Не удосужившись прочесть ничего, кроме дешеваых популистов. Даже базовых учебников.
Редко испытываю стыд - от сериалов на канале "Россия-1", да вот от таких комментариев. Неграмотных претенциозных и бесконечно, космически глупых.
to Мария Д.: Зря вы так на меня рефлексируете) - запретите комментарии к своей статье, если вас читают космически глупые люди)) - удачи с комментаторами.
Не будет удачи с комментаторами - население поголовно тупо... и я с ними...
Не хочет позволять вешать лапшу на уши... вот незадача..
Да, все как-то у нас ближе а Слтыкову-Щедрину, коснись чего серьезного. Декабристы в рамках возможного решили крепко намекнуть Государю о неприятии его " стиля самодержавия ". И были никак не поняты и никак не приняты ко вниманию. Лишь
надолго создали атмосферу панического ужаса в Зимнем дворце.
" Марш ёршиков " - тоже своего рода сигнал в рамках понимаемых возможностях, этакий игривый бунт школяров, плохо наученных и уж точно никогда не поротых. Но намек тут всерьёз и надолго - "помним и не простим". Вот оно и точно будет не по себе и даже страшно , если строй угрюмо молчит и не выполняет команды.
Нынешние и вчерашние школьники явно ничего не слышали про Вандею и точно не знают ни одного слова из Марсельезы. Тое, в целом почти абсолютно безобидный и безопасный контигент. Тот самый , которому еще можно сурово посоветовать идти откуда приперся и засунуть этот "ершик протеста" себе поглубже.