Туристская отрасль Юга России замерла в ожидании решения федеральных властей продлить или нет приостановку работы аэропортов.
Заморозка приёма и отправки пассажирских самолётов воздушными гаванями Южного федерального округа отразилась на курортном бизнесе в его субъектах. Прежде всего в Республике Крым и Севастополе, потерявших миллионы отдыхающих.
Что будет с туристским потоком, если аэропорты останутся на замке, и какие последствия могут возникнуть, узнавал ForPost.
Миллиарды на поддержку аэропортов
Аэропорты Юга России останутся замороженными и в следующем году — это допустили в министерстве транспорта РФ, комментируя предоставление им господдержки.
Замглавы Минтранса Игорь Чалик сказал, что субсидирование южных воздушных гаваней, то есть оказание денежной помощи на содержание инфраструктуры и сохранение персонала, может быть продолжено в 2024 году, если они останутся закрытыми, написал ТАСС.
Напомним, сейчас в ЮФО открыты для приёма и отправки пассажирских самолётов три из девяти аэропортов: в Сочи, Волгограде и Астрахани.
Деятельность ещё шести — в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Геленджике, Анапе, Элисте и Симферополе — приостановили в начале специальной военной операции, 24 февраля 2022 года.
Этим авиапортам с прошлого года правительство РФ даёт бюджетные деньги на частичную компенсацию расходов на поддержание работоспособности. Им уже выделено порядка 12 миллиардов рублей: в 2022-м году — около 7 млрд, в 2023-м — около 5 млрд.
Читайте также: На что россияне променяли бархатный сезон в Крыму?
Крым в минусе, остальные в плюсе
Закрытие большинства южных аэропортов, естественно, повлияло на туристский поток.
Многим россиянам, планировавшим свой отдых, пришлось решать: или быстро и относительно недорого отправиться на самолётах туда, где их принимают, или сутками трястись в поезде, автобусе или машине и потратить большие деньги только на то, чтобы попасть в Ялту или Севастополь. Выбор был очевиден.
На это наложились и близость к зоне боевых действий СВО — Крымский полуостров стал постоянной мишенью ВСУ, и оставляющее желать лучшего железнодорожное сообщение. Кроме того, проблемный проезд по Крымскому мосту из-за атак киевского режима, усиления мер безопасности и непродуманности действий чиновников.
В итоге полуостров потерял большую часть туристов. Они разменяли его на Турцию — вопреки её внутренним проблемам, а также на Абхазию, Кубань, Москву и Санкт-Петербург, Северный Кавказ и другие регионы, которые выиграли в такой ситуации.
В чём, например, повезло Краснодарскому краю:
- работает аэропорт в Сочи;
- действует стабильное железнодорожное и автомобильное сообщение с субъектами РФ;
- находится на пути на Крымский полуостров, то есть может перехватывать едущих туда туристов;
- подвергается гораздо меньшему числу атак ВСУ.
Дошло до того, что избалованный мощным туристским потоком Краснодарский край, где опьянённый свалившимся счастьем бизнес задирал цены на отдых, захотел делать деньги из воздуха — собирать мзду со всех приезжающих на своих машинах.
А крымско-севастопольская туротрасль, пострадавшая из-за сильного сокращения числа отдыхающих ещё в ковидные 2020-й и 2021 годы, протянула руку за помощью от государства: бюджетными деньгами на то, чтобы бизнес не провёл массовые увольнения работников, льготными кредитами и обнулением налогов.
Читайте по теме: На пляжах Анапы заканчиваются стоячие места, лежачих — нет давно
Вместо Юга — Кавказ и Север
В нынешних условиях российские туристы меняют свои ориентиры и выбирают новые для себя направления, сказала ForPost старший преподаватель факультета гостеприимства Университета «Синергия» Мария Клевицкая.
Вероятное продление закрытия части южных аэропортов позволит регионам Северо-Кавказского федерального округа остаться среди лидеров по популярности у туристов, полагает она.
«Открытые аэропорты Грозного, Махачкалы, Нальчика и других городов, а также Каспийское море способствуют росту туристского потока в этом направлении», — уточнила наша собеседница.
По её мнению, это увеличит спрос и на регионы Русского Севера: Архангельскую и Мурманскую область, Карелию.
«В 2024 году ожидается рост интереса к данным регионам», — заключила Мария Клевицкая.
Читайте ещё: Таиланд завлекает российского туриста длительным безвизом
Нужны достоверные данные
Для прогноза ситуации с турпотоками из-за возможного продления заморозки деятельности аэропортов необходим анализ объёмов перенаправляемых потоков и конкретных возможностей принимающих их регионов, сказала кандидат экономических наук, эксперт аналитического центра Университета «Синергия» Екатерина Федюкович.
Без достоверных данных обсуждение вопроса обретает чисто гипотетический характер, считает она.
То, что воздушные гавани были закрыты, вызвало повышение загруженности поездов на юг и обратно, купить билеты на них «было крайне сложно», обратила внимание экономист.
Есть вопросы и по обслуживанию самолётов, используемых на части южных направлений и других линиях, а также о безопасности полётов в нынешних условиях, отметила Екатерина Федюкович:
«За последний год многие граждане сталкивались с тем, что, например, из-за неисправности самолёта их рейс задерживали».
Кроме того, в условиях активного развития внутреннего туризма повышается нагрузка на инфраструктуру принимающих регионов, а это сказывается на её функционировании, констатировала она.
«Также ощущается рост цен на туристические услуги, отели и так далее. Это, с одной стороны, хорошо, так как повышение доходов даёт бизнесу возможности развивать туризм в конкретном регионе. А с другой — способствует повышению инфляции и сокращению доступности этих самых услуг», — подытожила эксперт аналитического центра Университета «Синергия».
Читайте также: Путин заявил, что пора развивать туризм в Магадане
Чему помогает и вредит изменение турпотоков
Похожее мнение у кандидата экономических наук, доцента кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяны Марцевой.
Плюсом перераспределения туристских потоков, возникающего при закрытии части южных аэропортов, в первую очередь может быть повышение спроса на популярные виды транспорта — железнодорожный и автомобильный, сказала она.
«Приведу пример комфортного поезда «Ласточка», курсирующего по маршрутам Новороссийск — Сочи и Анапа — Сочи. Раньше такого варианта перемещения просто не было. Доехать в Сочи на поезде можно было или из Краснодара, или из Туапсе. А сейчас можно, например, в Новороссийске спокойно в пять часов утра сесть на поезд — и после обеда быть на сочинских курортах», — пояснила собеседница ForPost.
По её мнению, хорошо ещё то, что увеличивается число железнодорожных рейсов — «удачного варианта перемещения, особенно летом», во время автомобильных заторов.
«Автотранспорт не теряет своей актуальности. Особенно для бюджетного семейного отдыха на Юге России, где можно в удобное для туриста время и в его собственном режиме с минимумом затрат провести отпуск семьёй. И авто в этом подспорье», — отметила экономист.
Возросший спрос на железнодорожный и автотранспорт влечёт дополнительные доходы для компаний и предпринимателей, которые предоставляют такие услуги, и развитие инфраструктуры, которой пользуются туристы на своих маршрутах, обратила внимание Татьяна Марцева.
Но не всё то золото, что блестит. У перераспределения турпотоков есть негативные последствия.
«На первое место я как житель Черноморского побережья Краснодарского края поставила бы пробки. Однозначно автодороги и транзитные города, каким является, например, Новороссийск, не готовы к такому потоку автотранспорта. И если турист приезжает единожды за сезон, то местные жители практически девять месяцев в году испытывают дискомфорт», — констатировала наша собеседница.
Во-вторых, продолжила она, происходит ухудшение экологической обстановки — например, культура некоторых автотуристов оставляет желать лучшего, что «приводит к замусориванию обочин и наносит вред природе».
В-третьих, устанавливаются высокие цены на продукты первой необходимости и возникают очереди в местах скопления туристов.
«Мои родители живут в Анапе, в 10 минутах езды от них находится сеть магазинов известных торговых сетей. С мая и по октябрь возросший спрос, например, на продукты питания приводит к очередям, хаосу в ценах и расположении товаров. Особого внимания заслуживает уровень цен. Туристы, приезжающие на курорт, например, из столицы, удивляются высоким ценам на товары и услуги. Это вполне объяснимо — рост спроса на товары приводит к спекуляции. Только уровень доходов местных жителей, по сравнению с той же Москвой, намного ниже, а цены на продукты первой необходимости приближаются к столичным», — подытожила доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
Читайте по теме: Готовы ли россияне отдыхать в Крыму — или у них пропал дух авантюризма?
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (6)
Педприниматели юга России быстро адаптируются и без проблем нас заместят.....без проблем. Они получили конкурентное премущество и оно будет реализовано. Они будут расти и развиватся,а мы выживать и надеятся.
Ну такая вот ситуация сложилась...
Даже если все вернется,нам прийдется догонять и догонять.
Забота о туристах и посещаемости дело хорошее...Только вместе с этой заботой надо думать и о местных жителях, которые терпят массу неудобств в случае необходимости выехать из Крыма и Севастополя, особенно по основным , востребованным направлениям - Москва и Питер...С поездами практически ничего не изменилось, билеты взять довольно сложно...Быстро добраться до Москвы невозможно, самый оптимальный вариант машиной до Минвод (или Сочи) и оттуда самолетом...Надо что то решать, точнее открывать Симферопольский и Севастопольский аэропорты...
to las-orlinos: А может не ждать, а заняться более реальными секторами экономики? Ну не получается стать "прима - балериной Майей Плесецкой" (оно изначально было понятно, что в первый состав труппы не попасть, а главное сомнительны сами выгоды от такого "успеха") станьте "рыбачкой - Соней" и танцуйте себе каждый вечер в клубе для личного удовольствия, на "балете" свет клином не сошелся и будете не просто жить полнокровно, но еще и вам завидовать будут.
to Patriot1.: Открывать в зоне поражения ? Смело ! Прям как у Чипа с Дейлом - " Безумие и отвага!" Я вас, извините, т-сказать, "утешу" с точки зрения ситуации в авиационной отрасли страны: Закрытие и сокращение рейсов имеет не только то благо, что обеспечивает безопасность для потенциальных пассажиров и материальной части авиакомпаний, но и позволяет последним канибалить стоящие благодаря этому в отстое машины, что бы иметь возможность осуществлять оставшиеся рейсы.
Если украинские БПЛА успешно долетают до Москвы, а столичные аэропорты продолжают работать, какой смысл держать закрытыми шесть аэропортов на юге?
to Дмитрий_Кузнецов: Вопрос в перспективе с не исключенным ростом "успешности украинских БПЛА" может стать о продолжении работы аэропортов Москвы, но никак ни о возобновлении в Крыму, где эту успешность (на порядки большую) прекратить, по край ней мере пока, не удалось. Ждите окончания операции.