Власти Краснодарского края и Сочи придумали новый налог для россиян. Граждане из других субъектов РФ должны платить за то, что приезжают на черноморское побережье на своих машинах. Внедрение новой мзды уже прорабатывается.
Для чего нужен новый сбор и как туристы отреагируют на него, узнавал ForPost.
Везите ваши денежки
На сайте заксобрания Кубани сказано, что рассматривается целесообразность изменения федерального законодательства для ограничения въезда в Сочи и введения курортного сбора за пользование личным транспортом в городе всеми иногородними.
Причина — некая «проблема транспортной доступности» крупных и курортных городов Краснодарского края. Она хоть и актуальная, как считают власти региона, но решают её уже не один год. Занимается этим рабочая группа парламента Кубани.
Когда и при каких условиях будет введён налог, каким будет его размер, а также его необходимость не раскрыты в публикации. А в администрации Краснодарского края и мэрии Сочи, куда обратился ForPost, пока не дали свои комментарии.
В регионе уже есть один обязательный курортный сбор, действующий с 2018 года, — за проживание в объекте размещения более 24 часов. Сейчас его размер — с одного взрослого в сутки — 50 рублей в Сочи, Сириусе и 30 рублей в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Туапсинском и Ейском районах, по данным местных властей.
Читайте также: В ГД хотят избавить часть россиян от налога 13%, но есть сложность
Сингапурский пример
Похожий сбор действует в городе-государстве Сингапуре, где успешно развивают транспортную систему. Власти уделяют особое внимание двум основополагающим аспектам: транспорт будущего должен минимально влиять на окружающую среду и быть достаточно удобным для передвижения, рассказали исследователи из Казанского государственного энергетического университета.
Они обратили внимание на небольшую площадь Сингапура — 719 квадратных километров. Из-за этого дороги плотно покрывают всю его территорию. И всё равно пространства для автомобилей не так много, поэтому правительство сделало ставку на общественный транспорт, используемый большинством населения.
Там для предупреждения неконтролируемого роста числа транспортных средств, а значит, и заторов на дорогах, регулируют владение и пользование машинами, уточнили исследователи.
В частности, установлена электронная плата за пользование дорогами, особенно в центре. В час пик взимают повышенный сбор. Весь частный транспорт оснащён приборами автоматической оплаты.
Власти также ввели «Схему лицензирования Сингапурской территории», предусматривающую покупку специальной лицензии на въезд в эту зону, в 1975 году.
В 1998 году после многолетнего тщательного планирования и тестирования была введена «Электронная тарификация дорогопользования» для оплаты въезда на определённую территорию в конкретное время.
Эта модель разгружает дороги в час пик и повышает среднюю скорость движения потока, добавили исследователи из Казанского государственного энергетического университета.
Они подчеркнули, что благодаря этой системе в городе в любое время суток нет пробок. Она стоила властям 198 миллионов сингапурских долларов. Но ежегодно приносит в бюджет около 80 миллионов сингапурских долларов при стоимости её обслуживания 16 миллионов.
Читайте по теме: Поднять налоги для россиян: «за» и «против»
А дальше плата за воздух?
Инициатива кубанских властей собирать деньги с тех, кто приехали в Сочи на своих машинах, не соответствует законодательству России и говорит об ограниченности управленческих решений властей, считает политолог Андрей Гусий.
Он обратил внимание на то, что в случае введения такого сбора будут нарушены права всех, кто живёт или имеет недвижимость в Сочи, но ездит на авто с номерами других регионов.
С одной стороны, федеральный центр финансирует строительство дорог в Сочи, чтобы туристам из других субъектов РФ было удобно и безопасно добираться в город, с другой стороны, местные власти на фоне такой заботы хотят собирать с туристов деньги, обратил внимание политолог.
«Подскажу властям дальнейшие решения. Дальше нужен налог на вход в воду, платные пляжи и золотые шезлонги — этого мало. Налог на морской бриз — только местные должны дышать бесплатно, остальные платить буквально за каждый вздох. Ещё можно справку о доходах при въезде в Сочи проверять, чтобы уже наверняка получать только определённый сегмент туристов», — написал Гусий в своём телеграм-канале.
Читайте ещё: Референдум по налогам: смогут ли россияне сами решать, на что отдать свои кровные?
Помощь местным жителям
Прагматично отнеслись к идее властей Краснодарского края опрошенные нами экономисты.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ регионы имеют право вводить на местном уровне налоги, сборы в случае обеспечения их соответствующим источником и целевой направленностью, напомнила доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева.
«Причиной этого проекта, возможно, является попытка уменьшить загруженность дорог в Сочи, поскольку сама законодательная инициатива направлена на автомобили с номерами других регионов», — предположила собеседница ForPost.
Любая мера, принимаемая законодательными органами власти, имеет серьёзное обоснование, поэтому нельзя рассматривать норму права как вредную или безвредную, отметила экономист. И добавила, что применение тех или иных ограничений предназначено для реализации возможностей и прав большинства граждан.
«То же самое и здесь. Не думаю, что сбор для въезжающих авто из других регионов будет крайне накладным. Но, возможно, он позволит решить вопросы с загруженностью трасс. Поскольку Сочи — это не только курорт, но и регион, который транзитом пересекает коммерческий транспорт, не считая местного населения, которое тоже испытывает дискомфорт от потери времени в пробках», — сказала она.
Пока сложно определить эффект, который будет достигнут в случае введения сбора, поскольку нет ещё понимания о его размере и направлении расходования, уточнила Татьяна Марцева.
«Но в любом случае законодательная инициатива всегда может вызвать у определённого контингента недовольство. Думаю, что острота проблемы снизится, когда опять заработают воздушные коридоры и будет возможно переориентировать потоки туристов традиционно на Краснодар, Анапу и так далее. А пока не стоит паниковать. Думаю, повышение стоимости отдыха на 1-2% для тех, кто будет отдыхать в Сочи, будет той статьей расходов, которую им нужно будет запланировать в семейном бюджете, и вряд ли это изменит решение путешественников», — подытожила наша собеседница.
Развитие популярных мест
Туристический сбор, возможность введения которого рассматривают на Кубани, уже есть в других местах России, сказала кандидат экономических наук, эксперт аналитического центра Университета «Синергия» Екатерина Федюкович.
Например, при въезде на бурятский курорт Аршан, в котором проложены экологические тропы и который находится под патронажем государства, туристы вносят относительно небольшую плату за въезд на территорию, уточнила она.
«В принципе, это целесообразно, так как эти сборы помогают развивать подобные территории. Нужны средства для строительства дорог, вывоза мусора, поддержания чистоты и так далее», — считает собеседница ForPost.
Если размер таких сборов не будет высоким, то на потоке туристов они никак не отразятся, полагает экономист. И добавила, что социальное возмущение возможно лишь в случае введения большого налога.
«Чем больше людей на своих авто въезжает в туристическую зону, тем больше, соответственно, нагрузка на инфраструктуру. И подобные налоги вводятся потому, что у регионов не хватает своих средств на развитие. Соответственно, регионы пытаются переложить эту экономическую нагрузку на тех, кто пользуется их услугами. Это нормальная практика: когда государство испытывает финансовые трудности, нужно придумывать новые источники доходов», — заключила Екатерина Федюкович.
Читайте по теме: В России занялись новым налогом — «чрезвычайного характера»
Нужно избавиться от пробок
Реалистично смотрят на введение курортного сбора для тех, кто приезжает отдыхать на своих машинах, и представители туротрасли. Они обратили внимание на то, что такая мера не нова: в советское время вводился экологический сбор для путешественников на машине.
Основатель российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин уверен, что принятие каких-либо мер в том же Сочи давно назрело — в течение всего летнего сезона в городе были автомобильные пробки. Из года в год ситуация становится всё серьёзнее, добавила он.
«По нашим данным, число бронирований жилья в Краснодарском крае в летнем сезоне 2023 года выросло на 55% по сравнению с прошлогодним сезоном. При этом, по данным заявок, наличие автопарковки в месте размещения — требование, которое находится на третьем месте туристических запросов. Это 15% от всех запросов, и это условие опережает даже близость моря (12%). При этом жители как Сочи, так и других курортных городов тоже пользуются личным автотранспортом. А город просто не готов вместить такой автопоток, несмотря на строительство к Олимпиаде-2014, когда были построены новые дорожные развязки для разгрузки города. Однако, несмотря на эти развязки, ''аппендициты'' остались достаточно узкими, в том числе поэтому на улицах Сочи есть заторы. В других курортных городах ситуация похожая», — рассказал собеседник ForPost.
Новый курортный сбор — не единственная мера для решения инфраструктурных проблем, продолжил Алексей Черепахин. На Кубани намерены реконструировать парковки, внедрить «умные» системы управления дорожным движением, привёл примеры наш собеседник.
«Как эта мера (сбор для иногородних на своих авто — прим.) повлияет на автотуристов, сейчас сложно сказать. В комментариях к инициативе кто-то пишет, что будет выбирать другие направления, кто-то — что поедет всё равно. Но на сегодня альтернатив Большому Сочи мало — и по климатическим, и по комфортным условиям», — подытожил он.
Читайте по теме: «Военный налог»: как помочь участникам СВО, не отбирая деньги у всех без разбора
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (11)
курорт потому и курорт. должен же быть отдых от излишних выхлопных газов и пробок - это как минимум.
Опять чиновники изголяются, как лишить граждан их кровных заработанных. Это всего лишь ещё одна завуалированная система отъёма денег. Изначально ссылаются на пробки и большое количество машин. Но люди едут отдыхать к морю, делают это так, как им удобнее. И если налог будет небольшим, это не заставит туристов отказаться от машины. Заплатят, причем с раздражением на очередной побор. И машин от этого не станет меньше.
А если налог будет большим, таким чувствительным, чтобы турист задумался оплатить или оставить машину дома, то это вызовет протест, как нарушение права гражданина на свободное перемещение.
Ну "Чиполлино" в чистом виде...
"Выбери меня, выбери меня: птицу счастья завтрашнего дня"
А на полученные деньги будут очищать воздух. Так и знал. Ага.
хотелось бы.. но, скорее всего, будет как раз наоборот.
Отличный налог! Для Севастополя 500р. в сутки с каждой иногородней машины!
Так вот в рыболовной базе "Темрючанка" (Краснодарский край), кроме платы за проживание, существует налог за выход в Лиман (150 рублей). Они считают Горький лиман своей личной собственностью.
После того как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать! Это возмутительно!!! (Приключения Чипполино,Дж.Родари, 1951 г.).
Верным путем идут товарищи из ЕР! Дело О.Бенедера вечно! Лоха нужно трусить. Олигарха -нельзя.
Вам скажут 1000 причин, почему у боготах не может быть налог больше, чем с нищеброда. :)))
А если пробки существуют внекурортного сезона, то на кого переложить эту проблему?