Море, покрытое переливающейся всеми цветами радуги мазутной плёнкой — не совсем та картина, которую хочется видеть в самом центре любимого города. Но именно её увидел наш читатель, поделившийся своей болью с редакцией нашего портала.
Не наше море?
«Вчера гулял в районе памятника Затопленным кораблям, а в воде масло. Возможно, утечка с наших кораблей, возможно, остатки украинских БПЛА», — написал он.
В соцсетях автору фото ответили в том смысле, что чистить море сейчас — всё равно что переливать из пустого в порожнее:
«Корабли интенсивно снуют, нагрузка на механику серьёзная, бывают и тех. неполадки. Так что пока так», — написал один из жителей города.
Другой, как и автор сообщения, напомнил об уничтоженных БПЛА. Не обошлось, конечно, и без ностальгических вздохов о советском прошлом.
«В советское время были специальные катера для чистки акватории, об этом всё же думали, а теперь только „губы подкрашивают ”», — заявил третий участник разговора.
Однако в разные советские годы бухта тоже выглядела по-разному. Справедливости ради приведём свидетельство человека, более 60 лет посвятившего плаванию и обучению этому навыку севастопольских детей — мастера спорта СССР, заслуженного работника образования, героини одного из материалов нашего проекта «Настоящий Севастополь» Евгении Александровны Кругловой.
Рассказывая о том, как спортсмены тренировались в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века, она упомянула о большом количестве водных станций, добавив, что время от времени их закрывала санэпидемстанция.
«Тогда ведь в бухте было много кораблей, да и катера постоянно ходили — и в Омегу, и в Учкуевку, и в Ялту, и по всему ЮБК. А это всё мазут. Особенно много его было во второй половине дня. Плывёшь и думаешь — господи, хоть бы мазута не хлебнуть!» — рассказала наша героиня (кстати, подруга знаменитой уроженки Севастополя, олимпийской чемпионки по плаванию Галины Прозуменщиковой).
Но с тех пор прошло 60 с лишним лет, и море, конечно, хочется видеть чистым. Увы — спросить за его состояние в Севастополе не с кого. И дело не только в сегодняшней непростой обстановке.
Три года назад, в марте 2020-го, автор этого материала испытала настоящий шок, оказавшись на набережной Балаклавы. На протяжении нескольких дней местные жители и туристы наблюдали отвратительную картину — кучи мусора в воде и как апофеоз — разлагающийся труп дельфина у самого берега. Бросившись искать ответственных за это безобразие, я выяснила, что дело это не такое лёгкое, как может показаться.
В том, что уборка акватории не входит в их обязанности, ForPost последовательно заверили глава муниципалитета («у меня на это нет ни денег, ни средств»), руководство Севморпорта, тогдашний заместитель губернатора Владимир Базаров и представители департамента городского хозяйства. А всё потому, что море находится в ведении не региона, а федерации.
Пишите в Москву
В конце концов выяснилось, что за пять месяцев до этого, в октябре 2019-го, ответственность за чистоту моря в Крыму и Севастополе возложили на Черноморско-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзора. И что главный офис управления, призванного следить за чистотой нашей акватории, находится в Новороссийске.
Тогда, поскольку речь шла о Балаклавской бухте, нашёлся ещё один «ответственный» — ГУП «Проект развития Балаклавы». Именно его Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура и обязала в итоге навести порядок. Но в данном случае речь идёт о самом центре города. А на кого надеяться севастопольцам сейчас?
В надежде на чудо — а вдруг что-то изменилось? — мы позвонили директору департамента городского хозяйства Евгению Горлову. Но чуда не произошло.
«Всё, что связано с озёрами, реками — ответственность субъекта, море — федеральные полномочия», — подтвердил глава горхоза полную невозможность решить проблему на региональном уровне.
Позвонив по телефону, указанному на сайте Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора как телефон государственного инспектора Крымского отдела государственного надзора на море в г. Севастополе, мы услышали ожидаемый ответ — вся информация только по согласованию с руководством.
«Комментарии мы даём только с разрешения центрального аппарата в городе Москва», — «обрадовали нас».
Информационный запрос мы, конечно, напишем, но изменится ли после этого состояние севастопольского моря? Или лучше сразу прислушаться к мнению человека, назвавшего очистку акватории в сегодняшних обстоятельствах переливанием из пустого в порожнее?
Ольга Смирнова
Обсуждение (15)
Так курорт у нас, туристов ждем, шикарная водичка)))) смерть купальникам
Мазут раньше попадал в морскую воду при переливе топлива на дозапрвки. Сейчас кораблей не так много как в прошлом. Возможно сливают мазут с СТО в ливневую канализацию, которая потом попадает в море
откуда мазут на Сто?
Нереально создать экологический рай в бухте. Утопия!Ведра соляра достаточно для создания радужной пленки огромной площади!
Тогда ведь в бухте было много кораблей, да и катера постоянно ходили — и в Омегу, и в Учкуевку, и в Ялту, и по всему ЮБК. А это всё мазут. Особенно много его было во второй половине дня.
Т.е. катера все в мазуте ходили? И люди в салоне измазанные сидели...? Кто то помнит такое? Мазут это топливо. Оно хранится в танках. А перекачивается по шлангам. И в море оно может попасть только по халатности, либо по целенаправленно сливу. И скорее всего в советское время "замазученая" бухта была загрязнена сливом нефтеотходов, которые как бы нужно сдавать, переливая в спецемкости на спецсудах, либо автоцистерны. Но в то время слабо работали законы по экологии, да про них вообще мало кто думал. Поэтому не заморачивались и сливали. А потом детишки на Ушаковке плавали в этой плёнке, а выловленные бычки на сковородке пахли ароматным "мазутом".
как на кого? Литовко обещала закупить для города новые нефте-мусоросборщики!
это вместо того чтоб выделить деньги на ремонт имеющихся в порту 4-х нефтемусоросборщиков!
уау итог, их рспродали, кого частникам, кого на металл......
Зато от вшей они избавятся всерьёз и надолго.
В детстве был судовым механиком, сижу ухахатываюсь, ну про мазут, О мазут вездесущий.
Выше ОлегГ все описал, а заправка судов называется бункеровка,в память об угле и кочегарах,
бо уголь грузили в бункера.
Да и за ведро соляры можно было долго платить неслабый штраф.А за тонну светила уголовка.
Целый комплекс выполнялся мер во избежание разливов, утечек.Шпигаты конопатили.Заглушки.
МАРПОЛ, Журнал нефтянных операций, в общем гемор.
Подгаживают обычно вынужденно сливая льяльные
А поможет системная работа всех кому положено.А не обещание людей секущих сколько у туриста должен быть средний чек.
Или флот с мазутом, или чистая водичка. Третьего не будет.
И да, помню, как в 90-е водичка стала очень чистой. В Ушаковке ходил плавать - прямо на глазах разница, 1990-й - мазут, 1993-й - чистота! Ибо флот стал на прикол, так еще и украинские власти стали штрафы выписывать "чужому" флоту (и в общем-то по делу - какать извольте в специальные суда, а не под себя). А теперь оно как бы опять свое родное - по всей видимости уже можно стало.
Грунт Севастопольских бухт представляет собой слоёный многометровый . В ходпирог пропитанный отвердевшими горючесмазочнвми материалами, особенно в глубине Севастопольской, бухте Южная и Артиллерийской. В ходе разложения и гниения этого пирога в воду выделяются фрагменты ГСМ, которые наблюдают жители. Конечно немало и других факторов, но решить эту проблему можно только очисткой грунта, а это не разрешимая проблемам города.
Раз Росприроднадзор не справляется со своими обязанностями по контролю за состоянием морской акватории, то местные власти (правительство или ЗС) обязаны направить наверх предложения о передаче этих полномочий местным органам. С необходимыми для этого персоналом, оборудованием и финансированием.
А то власть делает громкие заявления, что будущее города - это туризм и флот, хотя сегодня эти понятия плохо совместимые, если не взаимоисключающие.
Просто необходимо создать филиал Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора в Крыму и Севастополе. Этот вопрос давно должны были поднять на федеральном уровне севастопольские чиновники в высоких кабинетах.
to elise: Ну и добавится ещё пара-другая сотня "пильщиков", а толку как всегда не будет... Сколько лет уже утонувший плавдок в Южной бухте воду очищает? И никому это не надо...
В городе в котором нет ливневых очистных сооружений говорить о загрязнении бухты с кораблей и судов?
Кстати с автомоек вода куда стекает?