Крым

Крым является золотом для российского кинематографа

Что нужно для становления кинематографической мекки на полуострове, рассказали очень сведущие люди.

В Крыму сняли больше 450 фильмов, что по кинематографическим меркам — очень много для одного небольшого полуострова. Но это не случайность или совпадение — в Крыму и сегодня есть все условия для создания хорошего кино. Нет одного — желания и понимания местных властей.

В поле зрения кинематографистов Крым попал вскоре после того как братья Люмьер запатентовали первую кинокамеру, что случилось 13 февраля 1895 года. Уже спустя три года состоялась первая киносъёмка — в ноябре 1898 года польский фотограф и теоретик кинематографии Болеслав Матушевский заснял отдых императорской семьи в Ливадии. А первой большой крымской лентой стал фильм «Панорама Ялты» 1908 года. В 1917-м была основана Ялтинская киностудия — одна из первых в России. С тех пор Крым утвердился как один из очагов отечественного кинематографа. Затухать он стал лишь после распада СССР, и за два десятилетия, которые Крым пробыл под контролем Украины, практически сошёл на нет. Если бы не события 2014 года, возможно, и вовсе бы потух.

Воссоединение Крыма с Россией дало новый импульс развитию на полуострове кинематографа. Об этом после «Русской весны» заговорили видные деятели российской культуры во главе с Никитой Михалковым, который не единожды бывал на полуострове, чтобы навести мосты и лично поучаствовать в становлении кинематографической Мекки на берегу Чёрного моря.

Но в 2017 года глава Крыма Сергей Аксёнов объявил, что на восстановление национализированной Ялтинской киностудии, при Украине отошедшей в частные руки, нужны четыре миллиарда рублей, а денег-то у Республики Крым нет.

Возродить нельзя разрушить

Прошло два года, но вопрос о возрождении Ялтинской киностудии ещё обсуждается. Проект вроде как не заморожен, но реальный инвестор, на которого в правительстве РК делают ставки, не появился.

«Месяц назад мы закрепили Ялтинскую киностудию, верхнюю и нижнюю площадки, за крымским <государственным> «Киномедиацентром». И у них столько творческих планов! Концепция, которую предлагали, — четыре миллиарда рублей первоначальных вложений, чтобы она заработала как производство. Пока нет возможности огромного государственного финансирования или реального инвестора, мы это делаем нашими крымскими силами. И мне кажется, что получится неплохо», — сказала в беседе с ForPost министр культуры Республики Крым Арина Новосельская.

По её словам, киностудия продолжает работать, хотя и в том объёме, как хочется, «продолжает оказывать услуги киносъёмок», и параллельно идёт переоснащение, ремонт.

«Мы потихонечку её приведём в совершенно иной вид. Я думаю, что в этом году можно будет увидеть, насколько преображена верхняя и нижняя киностудии», — добавила министр.

«Мы очень долго не могли понять, что же делать. Мы ждали, что студия будет передана инвестору или в федеральную собственность. Но сейчас мы приняли решение, что должны возрождать сами, но для начала сохранить то, что есть. А дальше будет видно, как быстро пойдёт работа. И санкции <Запада в отношении Крыма> никак не мешают. К нам приезжает очень много российских режиссёров. Зарубежных сейчас, в принципе, мало, но если просят <нас> помочь — как правило, это информационные ролики о жизни в Крыму — мы всегда предоставляем любые услуги, которые им требуются», — пояснила министр.

Кроме обеспечения кинопроизводственного процесса на базе Ялтинской киностудии, власти региона планируют создать «Ретрокинопарк» — экспозиционный центр для наглядной демонстрации достижений российской и советской киноиндустрии, поделилась планами Арина Новосельская. Уже этой весной, по её словам, на нижней киностудии организуют бесплатные кинопоказы лучших отечественных фильмов, в том числе тех, которые были сняты на Ялтинской киностудии. В отдельном павильоне организуют выставку коллекции костюмов и декораций к фильмам, других экспонатов.

«Так же делает и «Мосфильм» — делает подобные выставки, и это пользуется огромной популярностью. У нас это всё есть, и мы хотим это показать. Сейчас приводятся в порядок костюмы, машины, которые были связаны с исполнителями главных ролей в некоторых фильмах. Например, если вспомнить «Кавказскую пленницу», там была машина, которая всё время глохла, — вот такие машины-звёзды тоже будут представлены», — рассказала глава минкультуры РК.

Марокко смогло, а Крым чем хуже?

Конечно, инвестиции — не последнее, что нужно для возрождения в Крыму киноиндустрии. Но и не самое главное, считает российский продюсер Анатолий Сивушов.

«Прежде всего нужна заинтересованность руководителей региона — это первое. Наличие заинтересованного инвестора — это второе. И третье — наличие профессиональных кадров в самом Крыму, которые могут организовать процесс на современном уровне. Потому что люди, которые сегодня пытаются организовывать кинопроизводство в Крыму есть, но в силу того, что 25 лет кино здесь практически не снималось, им нужно ещё учиться и подтягивать себя до сегодняшнего российского уровня в целом», — пояснил он.

То, что в Крыму потуги к возрождению кинематографа такие слабые, — не понятно, тем более если учитывать то, что по этому поводу есть поручение президента России Владимира Путина.

«Нужно просто выполнить поручение президента от 7 сентября 2017 года, которое касается организации съёмок в Крыму и Севастополе и создания кинокомиссии. На сегодня оно не выполнено. В Крыму такую кинокомиссию создали, но сделали это формально, кое-как, а в Севастополе даже этого не сделали», — констатировал продюсер.

Сегодня подобные кинокомиссии, рассказал Сивушов, уже созданы и успешно работают в десятке российских регионов, даже там, где изначально кинематограф не развивался, для работы комиссии, условно говоря, нужно два стола, три чиновника и два компьютера, добавил Анатолий Сивушов.

Кинокомиссия, пояснил он, работает по принципу «одного окна» для киношников. Это организация, куда любая кинокомпания, заинтересованная в проведении съёмок в регионе, может обратиться за помощью в организации процесса, в том числе таких моментов как оцепление, обеспечение съёмочной площадки пожарными машинами и «скорой помощью». Ещё один момент, отметил специалист, — возмещение части затрат продюсерам, которое больше всего пугает чиновников. Но это не большие деньги, а всего около 20% от того, что съёмочная группа уже оставила в регионе, подчеркнул продюсер По его словам, в среднем одна съёмочная группа оставляет в регионе 7-10 миллионов рублей.

«Чиновники просто не понимают, как это всё может работать. Но на мой взгляд, это преступление. Потому что в Крыму по состоянию на конец 1990-х годов было снято 450 фильмов, в основном за советское время. Это огромное количество фильмов и, соответственно, рабочих мест. Крым как съёмочная площадка — единственное в Европе, а может быть, и в мире место, где на сравнительно компактной территории можно снимать практически все климатические зоны и пояса. И всем кинематографистам известно, что снимать в Крыму можно и тропики, и субтропики, и центральную полосу, и пустыни, и среднюю Азию. Замечательно снимали в Крыму вестерны, «индейцы» скакали у нас за милую душу. И <возможность снимать> разные эпохи, сейчас это особенно актуально, когда <есть> большой интерес к ретро советского кино, а ряд артистов не пускают в Одессу, к примеру, на съёмки продолжения сериала «Ликвидация» — всё это можно было бы снять в Евпатории, за исключением знаковых мест», — привёл Анатолий Сивушов актуальный пример.

То, что развитие киноиндустрии требует больших капиталовложений, не может быть оправданием тому, что ничего не делается. Хорошим примером в данному случае может быть Марокко, которое за какие-то восемь лет превратилось в крупный съёмочный центр.

«Крым — это не просто перспективный регион, а золотое дно. Кино здесь не должно, а обязано сниматься. Ведь для киношников самое главное — это хорошая погода и световой день. Поэтому кинематографисты — не только российские, но европейские и американские — стараются ехать снимать туда, где длинный световой день и устойчивая погода, чтобы не было простоев. Поэтому сейчас очень популярно Марокко, где 300 солнечных дней в году. В Крыму — ровно столько же, но кино никто не думает развивать. Вернее, заинтересованность есть, но, к сожалению, не у властей», — посетовал Сивушов.

Но, чтобы повторить марокканский сценарий, по мнению эксперта, крымским властям нужна комплексная стратегия — нужно заниматься не только поиском инвесторов для восстановления технической базы Ялтинской киностудии, но и создать условия для развития — создать образовательную программу, открыть специализированный лицей.

«Чтобы кинематографистам было выгодно приезжать в Крым снимать, должны быть местные кадры — не ключевые фигуры уровня режиссёра-постановщика, оператора-постановщика, а среднее звено — для обеспечения процесса: художники, декораторы, костюмеры, ассистенты, осветители. Потому что мне как продюсеру не выгодно тащить с собой сто человек и платить им зарплату, оплачивать проживание. То же самое касается актёров. Четыре профессиональных театра в Севастополе, столько же в Симферополе — зачем мне вести на съёмки сто актёров из Москвы и Питера, если можно взять только звёзд, а остальных можно и нужно брать на месте. В том числе чтобы открывать новые лица, тем более они ничем не хуже тех, которые снимаются в бесконечных сериалах, а зачастую и лучше», — подчеркнул продюсер.

Кинематографическая мекка России

То, что Крым был и остаётся сакральным местом для кинематографистов всей России, подтвердил ForPost генеральный продюсер кинокомпании «Грифон Фильм» (Москва) Александр Беланов.

«Крым вообще Мекка для киношников всех времён, пока кинематограф российский был, есть и будет. Крым является одной из самых важных исторических точек развития Российского государства в целом. Я думаю, в зависимости от фильмов и сценариев, которые к ним пишутся, для съёмок может подойти любое место в Крыму», — сказал он.

Крым сам по себе большой павильон, заметил эксперт, так как в регионе почти в любое время года, благодаря мягкому климату, возможно проведение натурной съёмки. Но, обратил внимание Беланов, для кинопроизводства нужна мощная техническая база, которой раньше была Ялтинская киностудия. Сегодня такой базы в Крыму нет, поэтому не только актёров, но и всю аппаратуру, техперсонал нужно везти из Москвы, а это невыгодно создателям фильмов.

«Это огромные затраты на то, чтобы массу народа привезти из Москвы для того, чтобы снять то, что можно снять в павильоне в Москве. Тянуть из Москвы и других городов огромное количество техники, осветительного, пиротехнического оборудования и так далее — намного сложнее и затратнее, чем иметь такую базу в Крыму. И неважно где — в Ялте, в Севастополе, в одной части полуострова, в другой, можно и несколько <баз создать>. Чтобы киношники приезжали налегке и так же возвращались с отснятым материалом в Москву на монтаж», — пояснил генеральный продюсер кинокомпании «Грифон Фильм».

В создание центра технического обеспечения съёмок в Крыму, считает Александр Беланов, должен вложиться крымский в частности и российский в целом бизнес. Это перспективный инвестиционный проект, потому что, по данным Беланова, огромное количество кинокомпаний могло бы арендовать эту технику и снимать в Крыму. Кроме того, сегодня Крым сам по себе интересная тема из-за сложной политической ситуации, обратил внимание Александр Беланов, поэтому всё, что снято о нём, априори будет иметь успех.

Именно потому, что потенциал у Крыма действительно большой, вдвойне обидно, что за пять лет, которые полуостров находится в составе России, не было снято ни одного «яркого фильма о Крыме», посетовал продюсер.

«Фильма — который бы не мог быть подвержен резкой и обоснованной критике, как и со стороны зрителя, так и со стороны кинокритиков — нет, то есть всё, <что сегодня снимается>, провально. Скорее всего, потому что посыл и позыв идёт от госзаказа, а не от душевного порыва создателя, автора. Это госзаказ — и к нему относятся, как к «освоению средств», как принято в Крыму часто говорить. Осваиваем средства и не делаем дороги — точно также осваиваем средства и не делаем хорошее большое кино», — провёл Беланов аналогию на злобу дня.

Тем не менее, по данным Александра Беланова, сейчас в Крыму идёт работа над съёмками военной трилогии, которую планируют приурочить к 80-летию Великой Победы. Первый фильм трилогии «Приговорённые к подвигу» — «Аджимушкай» — расскажет о керченский событиях Великой Отечественной войны. Второй фильм — «Маска» — расскажет о военном Симферополе, а третий — рабочее название «Песочные часы» — о городе-герое Севастополе. Съёмки будут вестись на всём Крымском полуострове.

Власта Пидпалая, Наталия Назарук, Анатолий Кузнецов

Фото mkult.rk.gov.ru, Facebook Анатолия Сивушова, pixabay.com, Facebook Александра Беланова

1471
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user ulogin_facebook_2145064745739207
195
Viktor

Потому что Крым --один...Киношники-- Хотите больше---Корейский п-ов, Сирийский, Тираспольский, Клайпедский....

Присоединяем...

Profile picture for user Absolut
2532
Absolut

Не случайно первый полный метр Ханжонкова "Оборона Севастополя" снят в 1911 году.

Проблема нынешнего кино еще и в том, что нет достойных сценариев. Попытка Пиманова показать Крымскую весну  в фильме "Крым" явила именно слабую сценарную проработку. Но главное - не количество, а качество отснятых лент. В Индии и Нигерии  штампуют тысячи фильмов в год.. А  если цель - получить приз на международном фестивале, то нужен талант. Киностудия в Севастополе  необходима и она появится.

Студия "Лавр" с продюсером А.Чалым сняла 15-серийный сериал "Севастопольские расказы" ( режиссёр А.Бруньковский) в 2010 году. Не случайно, что и этот фильм и музей (35 ББ)  были основой для возвращения города-героя на Родину.

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2047

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
2953

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5217