Насчет авиакатастрофы, случившейся 23 августа над посёлком Куженкино точно известно, что самолёт упал, что в живых не осталось никого, три члена экипажа и семеро пассажиров – все погибли, и что в списках пассажиров числился мятежный кондотьер Евгений Пригожин. Всё остальное гадательно.
Реакция комментаторов была, однако, чрезвычайно быстрой. Как западные, а также прозападные, вроде Ксении Собчак, мыслители, так и мыслители отечественные, патриотические, сходились в том, что машины, на борту которых находится «человек со сложной судьбой», просто так не падают.
Разница в позициях мыслителей заключалась только в том, что на Западе автором катастрофы тут же объявили Владимира Путина, а в России стали грешить на популярную у нас в народе службу MI-6 – как же без нее?
Если допустить, что без чьего-то злого умысла не обошлось — правда, непонятно, чьего именно, — тогда у обоих сторон есть резоны.
Глава ЦРУ Уильям Бернс еще месяц назад отмечал:
«Путин — это тот, кто считает, что месть — это блюдо, которое лучше всего подавать холодным. По моему опыту, Путин — величайший сторонник расплаты, поэтому я буду удивлен, если Пригожину удастся избежать дальнейшего возмездия за это (вооружённый мятеж — прим.ред.)».
Фраза насчет холодного блюда приписывалась еще товарищу Сталину, а Путин считается в кругах ЦРУ его верным учеником и последователем.
Говорил Сталин (а равно Путин) про такое правило или не говорил, неизвестно. Но сама идея подавать месть холодной предполагает, что следует избегать скоропалительных решений, которые могут навредить мстителю.
Однако, тогда почему сразу и по горячим следам мстить не стоит, а через два месяца очень даже стоит? Ведь и сейчас весь свободный мир, всё «прогрессивное человечество» уверено в том, кто именно побывшил «диссидента» Пригожина — на Западе его уже так называют.
Если блюдо и охлаждённое, то явно недостаточно.
Читайте по теме: Песков ответил на обвинения о причастности Кремля к крушению самолёта Пригожина
С российской же стороны отмечают, что поскольку авторство Кремля — это первое, что приходит в голову западной общественности, то западным же спецслужбам естественно совершить громкий теракт, чтобы перевести стрелки на Владимира Путина.
Всё это очень интересно, все стали большими специалистами по спецоперациям, но вот вопрос: версия об отсутствии внешней злой воли вовсе не рассматривается? Или заведомо презюмируется, что со столь серьёзными людьми, как Евгений Пригожин, ничего просто так не бывает?
Но ведь это фактически неверно.
Например, 7 февраля 1981 года при крушении самолета Ту-104 погибло почти всё командование Тихоокеанским флотом: 13 адмиралов 3 генерала, 11 капитанов первого ранга. Флот был обезглавлен. Наличествуй тогда в СССР социальные сети, можно представить, какую бы развели конспирологию.
Между тем причина была банальна. Перегруз машины адмиральским багажом и общий бардак.
В 2002 году разбился вертолёт, на котором летел красноярский губернатор генерал Александр Лебедь. В условиях плохой погоды машина зацепила провода ЛЭП. Но склонный во всём видеть спецоперации советник президента по экономике (тогда уже бывший) Андрей Илларионов*, следуя принципу «Кто ни умрет, он всех убийца тайный», обвинил в катастрофе Путина.
И уж всем известна катастрофа 10 апреля 2010 года, когда самолёт с высокопоставленной польской делегации во главе с президентом Польши Лехом Качиньским разбился при посадке на аэродром Смоленск-северный.
Поляки до сей поры выдвигают версии о русском злодействе. Хотя и без злодейства посадка в густом тумане на заброшенный аэродром – и с пьяным польским начальством, приказывающим пилотам садиться во что бы то ни стало, скорее всего, кончилась бы именно этим.
Есть особенность литерных спецрейсов. При обыкновенных полетах действует закон «В воздухе командир – первый после Бога». Его решения обязательны к беспрекословному исполнению.
Не то с номенклатурными перевозками высокого начальства. В 48 г. до Рождества Христова Цезарь положил начало традиции, когда начальство считает себя вправе отдавать приказы капитану корабля. Когда корабль в связи с дурной погодой решил вернуться в порт, Цезарь обратился к кормчему:
«Quid timeas? Caesarem vehis!» («Смелее, ты везешь Цезаря и его счастье!»)
Что твой Качиньский.
Иногда счастье срабатывает.
В мае 1990 гоода Борис Ельцин желал во что бы то ни стало лететь из Кордовы в Барселону на бизнес-джете. Сейчас и немедленно. Его не смутило плохое состояние самолёта, в какой-то момент чудом вышедшего из пике, а на приказ командира пристегнуть ремни отвечал:
«Пристегиваться отказываюсь – кому суждено быть повешенным, тот не утонет».
При нехорошей посадке Ельцин повредил позвоночник. Похоже было на компрессионный перелом, но всё же остался жив. Однако, все на борту могли и погибнуть.
И если даже полёт с приключениями, но хотя бы не с общей гибелью, тут же начали объяснять кознями КГБ (потом замяли для ясности), можно себе представить, что было бы, случись что-нибудь совсем нехорошее.
Так что, возможно, президент Польши и генерал Лебедь тоже считали себя любимцами Фортуны – но вышло иначе.
Тогда предположение, что и Пригожин считал себя вправе отдавать приказы командиру воздушного судна, не является совершенно невероятным.
Так что и без помощи спецслужб воздушный пассажир всегда имеет возможность гробануться. Эту версию тоже нельзя сходу отвергать. Напротив – с неё разумнее начинать.
Читайте по теме: Пять версий крушения самолёта Евгения Пригожина
Максим Соколов
*Признан иноагентом
Обсуждение (1)
Про Ту с тихоокеанским руководством - была ещё версия о плохо, отвратительно закреплённом грузе, в грузопассажирском салоне. И два бумажных рулона покатились по полу - категорически сместив центровку.
И - да, салон бизнес-джета, со взрывчаткой и с оружием, потенциально несёт в себе определённую опасность. Как и пассажир, не видящий даже и возможности путешествовать без подобного запаса.