Россия

Как остановить «колесницы смерти» на городских улицах?

Советский опыт нам в помощь.

Как остановить «колесницы смерти» на городских улицах?
Фото:
сгенерировано нейросетью Midjourney

Это лето началось с громких ДТП с участием электросамокатов. Одно мз них спровоцировал полицейский — он наехал на ребёнка, который получил серьёзные травмы. Что нужно сделать, чтобы раз и навсегда закрыть этот гельштат, — в материале ForPost.

Статистика, написанная кровью

За последние два года количество ДТП с участием электросамокатов увеличилось на 85%, сообщил в апреле журналистам начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин.

Если в 2019 году таких ДТП было меньше полутора сотен, то в 2022-м — почти тысяча, а погибших в них — два десятка человек.

Статистика за первую половину 2023 года пока не опубликована. Однако, судя по сообщениям СМИ и телеграм-каналов, происшествий меньше не стало.

Так, 18 июня капитан полиции из Новосибирска во время отпуска в Санкт-Петербурге на электросамокате сбил 8-летнего мальчика. У пострадавшего диагностировали открытый перелом челюсти. Ему предстоит операция, сообщает Baza.

Неспокойно и на улицах Самары: здесь водитель электросамоката чуть не сорвал соревнование по триатлону — он выкатился под колёса велосипеда спортсмена.

Депутат Госдумы Султан Хамзаев уверен: ДТП станет меньше, если ПДД автомобилистов будут распространяться и на владельцев электросамокатов. Только так, считает собеседник ForPost, можно урегулировать ситуацию на дорогах и тротуарах.

Почему этого не происходит?

«Есть хорошая поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». К сожалению, эта философия присутствует в решении обозначенной вами проблемы», — сказал Хамзаев.

Читайте по теме: Юрист рассказал, как наказать самокатчика в случае наезда

Что такое электросамокат?

Весной 2022 года, рассматривая иск о смертельном ДТП с участием электросамоката, Верховный суд РФ признал его транспортным средством.

Инициировал иск водитель автомобиля, который «не заметил помехи справа». Он был не согласен с тем, что техническая экспертиза признала электросамокат транспортным средством. Истец настаивал, что пострадавший в аварии — пешеход, который оказался на проезжей части, «где ему делать нечего».

Верховный суд с доводами истца не согласился, иск был оставлен без удовлетворения. В мотивировочной части решения электросамокат остался транспортным средством.

Несмотря на это, юридических споров меньше не стало.

«Высший судебный орган ничего не признавал и признать не мог. Он рассматривал дело исключительно в рамках заявленных исковых требований о признании недействующими некоторых положений ПДД. Поскольку иск оставлен без удовлетворения, в ПДД ничего не изменилось», — приводит интернет-издание Mafin слова адвоката Сергея Радько.

Читайте также: В Севастополе электросамокат убил пожилую женщину

Правила есть, но их как бы нет?

Точку в этой истории попыталось поставить правительство. Осенью 2022 года на сайте Кабмина были опубликованы скорректированные правила ПДД.

Согласно им электросамокаты, гироскутеры, сегвеи и моноколёса получили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Для них установлены жёсткие правила:

  • самокатчики старше 14 лет должны использовать велосипедные и велопешеходные дорожки, проезжую часть велосипедных зон или велополосы;
  • по тротуарам и пешеходным дорожках можно ездить, только если поблизости нет специально оборудованных полос движения;
  • выезд на проезжую часть запрещён для всех СИМ без электромотора (гироскутеры и моноколёса);
  • движение электрических СИМ по краю проезжей части или обочине — только при полном отсутствии велосипедной или пешеходной инфраструктуры;
  • выезжать можно на дорогу, на которой разрешено движение велосипедов и установлено ограничение скорости движения в 60 км/ч;
  • движение по проезжей части — только в один ряд, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия на проезжей части;
  • в остальных случаях самокатчик должен вести СИМ рядом с собой, следуя по ходу движения транспортных средств, тогда как пешеходы, наоборот, должны идти навстречу движению;
  • на электросамокате должен быть установлен фонарь, который обязательно нужно включать в тёмное время суток;
  • СИМ должно быть оборудовано тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями;
  • остановка СИМ запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси;
  • для СИМ появятся специальные дорожные знаки, которые проинформируют водителей, предназначена ли дорога для движения самокатов и подобного транспорта.

Последний пункт, отметил президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук, удалось реализовать только в Москве. У остальных городов на установку специальных знаков «нет денег», подчеркнул наш собеседник.

«Чем СИМ принципиально отличается от мотоцикла? Ничем. Оно также может развивать скорость до 100 км/ч. На нём, как и на мотоцикле, ни пассажир, ни водитель не защищён. Не стоит также забывать и о том, что они сами представляют опасность для пешеходов. Несмотря на это, мало кто из водителей электросамокатов соблюдает вышеназванные правила. Какой остаётся выход: либо в парках создать для них отдельные полосы движения, либо запретить электросамокаты полностью, как это сделали власти Парижа. В столице Франции на них ездить нельзя», — сказал ForPost Форманук.

Читайте также: Вопрос создания велодорожек в центре Севастополя разделил горожан

Советский опыт в помощь

Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов удивлён, «насколько у контролирующих органов коротка память»: решая проблему электросамокатов, «власти пытаются изобрести велосипед» вместо того, чтобы «опираться на успешный советский опыт»

«Да, в СССР не было электросамокатов, но были велосипеды. Каждый велосипед ставился на учёт, ему выдавался номер. Почему бы нам не перенять этот опыт и не ставить на учёт электросамокаты? Зачастую самокатчик после того, как врезался в автомобиль, сбил пешехода, скрывается с места преступления. Установить его личность крайне сложно. Когда СИМ будет постановлено на учёт, его владельца можно будет легко установить по номеру, который могут запомнить очевидцы происшествия», — сказал ForPost Курдесов.

Пока, сказал наш собеседник, проще отслеживать электросамокаты компаний, которые сдают их в прокат. На этих СИМ установлен GPS, у них есть регистрационные номера.

Настало время вывести из серой зоны электросамокаты рядовых граждан.

«Можно написать сотни правил, установить штраф в миллион рублей в минуту, но всё это не будет работать, так как нарушителя сначала нужно поймать. Пока это сделать невозможно: у правоохранителей отсутствует информация об электросамокате и его владельце. Только после регистрации СИМ мы получим неотвратимость наказания, заработает система, а рычаги воздействия на недобросовестных участников дорожного движения станут более эффективны», — резюмировал Курдесов.

Читайте по теме: Взорвавшийся самокат едва не убил мужчину в лифте

Роберт Вочовский

1791
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (8)

Profile picture for user Serggio
24573
Serggio

Что нужно сделать, чтобы раз и навсегда закрыть этот гельштат

Раз и навсегда убрать парковки самокатов с городских тротуаров. 

Profile picture for user Татьяна777
1797
Татьяна777

Только полный запрет. 

Profile picture for user ОлегПеретятко
3792
ОлегПеретятко

Остановить можно при помощи стального тросика, как это делали партизаны с немецкими мотоциклистами. Но лучше всего заставить их соблюдать ПДД и за езду по тротуару штрафовать.  

Как остановить «колесницы смерти» на городских улицах?

Profile picture for user Гражданин-Севастополя
852
Гражданин-Сева…

"Речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить." (с)

Profile picture for user Манул
471
Манул

 

Олег Перетятко()28 июня 2023 - 18:50

Остановить можно при помощи стального тросика, как это делали партизаны .

Я удивлен, что вы ещё на минируете газоны у дома что бы машины не парковали.

 

 

Profile picture for user Таки Я
80
Таки Я

Разрешить законом Севастополя электро самокатчика едущего по тротуару сбивать битой. 

Profile picture for user ale7042
213
ale7042

Проблема в том, что автомобилисты не воспринимают велосипедистов и самокатчиков как полноценных участников движения, соответственно они не чувствуют себе в безопасности на дорогах и вынуждены использовать тротуар. Почему что, лучше сбить пешехода, чем быть раздавленным автомобилем.

Profile picture for user ОлегПеретятко
3792
ОлегПеретятко

На  газонах возле моего дома не припаркуешься, но за идею всё равно спасибо. На вопрос, заданный в заголовке новости, я надеюсь ответил. 

Я удивлен, что вы ещё на минируете газоны у дома что бы машины не парковали.  

 

Главное за день

РокПост. Большой концерт группы «ШАМ»

Русский рок в русском Севастополе.
20:00
5
666

Трамп: США обсуждают с Украиной территории, которые она потеряет после конфликта

США ведут переговоры с Украиной по территориальным вопросам.
14:40
0
495

Бананы в России могут стать новой сельхоз культурой — Минсельхоз

Всего пара лет — и россияне смогут наслаждаться своей экзотикой.
09:34
7
558

«Нафиг я сюда пришёл»: Лавров в шоке, а Захарова плачет

Фраза главы российского МИДа уже разлетелась на мемы.
21:26
4
4786

Путин поддержал идею перемирия с Украиной, «но есть вопросы»

Президент России озвучил позицию по временному прекращению огня.
19:58
11
2305

Имя спасшего тысячи детей крымского врача стало яблоком раздора

Родители просят увековечить память медика, чиновники отвечают отписками.
16:24
31
2900