Ряд блогеров-миллионников и известных журналистов изумил реестр объектов нематериального этнокультурного достояния, созданный по постановлению премьер-министра РФ.
Логика в их суждениях проста: не время тратить бюджетные деньги на спасение сказок.
Почему во время проведения СВО власти решили спасать духовное, а не материальное, — в материале ForPost.
Это не «распил»
Российский фольклорист, сказковед, специалист по изучению народных мифологических примет и поверий, автор более 250 работ по фольклору и традиционной культуре, кандидат филологических наук Варвара Добровольская понимает, что могло вызвать недоверие журналистов.
«Первоначально прошла новость о том, что на бюджетные деньги создают реестр сказок, а не реестр нематериального этнокультурного достояния. Некоторые журналисты посчитали, что раз такое создаётся, значит, это как-то связано с «распилом» денег. Думаю, если Минкульт РФ захочет доказать, что это клевета, то он легко это сделает. Деньги на создание реестра выделены не очень большие. Основные затраты — это поддержание интернет-ресурса, на котором размещён реестр, и экспедиционные расходы: билеты, проживание, транспорт», — сказала ForPost Добровольская.
Она подчеркнула, что над созданием реестра работают люди, которые многие годы ездят в экспедиции, и они «не заинтересованы в распиле денег».
Добровольская пояснила, что представляет собой реестр:
«Он существует с 2013 года в разных формах, на разных порталах. Сейчас с ним можно ознакомиться на портале «Объекты нематериального культурного наследия народов РФ». На этом интернет-ресурсе от каждого региона представлено несколько объектов. Пока реестр учитывает не все объекты, работа над его формированием продолжается».
Учёная отметила: эта деятельность регламентирована ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии РФ», который был принят осенью 2022 года. В частности, он обязывает чиновников на местах «прилагать усилия для популяризации и сохранения существующих в стране обрядов и традиций».
Следующий шаг — подписание премьер-министром Михаилом Мишустиным 6 августа постановления о создании федерального реестра сказок, былин, танцев, обрядов, ремёсел, традиций и обычаев.
Оператором реестра определено Министерство культуры.
Читайте по теме: Борьба с забвением: как одна крымская вышивальщица спасла целое искусство
Маленькая башкирская лошадка
Объекты, которые уже попали в реестр, вызвали неоднозначную реакцию.
Так, их уже высмеяла журналистка Ксения Собчак.
«Это практически список иноагентов наоборот. Кто тут самый традиционный? А кто тут укоренённый? Кто самый гибкий и самобытный?» — язвительно отметила она в разборе новостей на YouTube-канале «Осторожно: Собчак».
Фольклорист Варвара Добровольская объяснила, почему троллинг Собчак неуместен.
«У нас есть учреждения культуры, которые должны рассказывать про традиционную культуру своего региона. Довольно странно, когда в Сибири начинают рассказывать про южные песенные традиции. Конечно, можно сказать, в этом регионе проживает много переселенцев с юга: есть украинские, белорусские традиции, а пение песен этих народов в Сибири — преемственность. Но это не совсем так — зачастую песни переселенцев не поются. Конечно, хочется, чтобы работники были более подготовленными к тому, что у них в регионе есть, и понимали, что можно использовать в деятельности учреждений культуры. Этот реестр поможет им в этой работе. Ни о каком списке иноагентов наоборот речи не идёт», — объяснила эксперт.
Других журналистов удивила вошедшая в реестр охота на волков.
Однако, по словам Добровольской, «это не просто взяли и убили волка».
«Башкирская охота на волков — сложный технологический процесс, который связан с огромным количеством обрядов, традиций, изготовлением сбруи, конской упряжи. Для охоты нужно особым образом подготовить лошадь. Эта маленькая башкирская лошадка в своё время с башкирскими казаками вошла в Париж. Что в итоге? Вместе все эти элементы представляют нематериальную культурную ценность — объект, который вошёл в реестр. Это не просто взяли и убили волка. Это не так», — сказала наша собеседница.
Она подчеркнула: новый реестр также поможет крымчанам гордиться своим наследием — Добровольская категорически не согласна, что на полуострове «своего ничего нет»:
«Первая научная экспедиция, которая была в прошлом году, показала, что есть много и разного: крымские татары, караимы, русские старые сёла. Когда говорят «чего-то нет», я всегда говорю: "Фольклор есть всегда, другое дело, что его где-то собирали, а где-то нет"».
Читайте также: На культуру Севастополя запланировали почти 27 миллиардов
Надежда Бабкина как достояние
На примере русской народной песни фольклорист, сказковед, кандидат филологических наук Варвара Добровольская показала, как трансформируется нематериальное наследие страны и как оказывается в реестре.
«Сегодня у нас очень любят ругать певицу Надежду Бабкину. Люди говорят: то, что она делает, — ужасно. Почему это не так? Чтобы таким образом интерпретировать народную музыку, её нужно очень хорошо знать. Бабкина её знает великолепно. Она хороший знаток традиций. Многие обращают внимание на современные аранжировки, не замечая того, что она поёт совершенно аутентичные вещи, и это очень хорошо. Её задача — со сцены донести народную культуру, традиции которой разрушены», — объяснила Добровольская.
По данным нашей собеседницы, в 20-е годы XX века деревня «ещё звучала», она «пела и понимала, что поёт», её «трудно было обмануть». В годы Великой Отечественной войны регионы с «мужским пением» опустели: петь стало некому, а город не пел, так как «был ориентирован на другой тип культуры», уточнила она.
Эксперт считает, что «сейчас происходит ровно то же самое, что произошло, когда возникала фольклористика как наука», — речь идёт об эпохе романтизма, Отечественной войне 1812 года.
В те годы, рассказала она, у интеллигенции возник интерес к своему народу: «Мы все говорим по-французски, а народ что-то другое делает».
Такие же процессы, отметила Добровольская, происходили и в 60-е годы XX века, когда «вырастало поколение детей войны и начинало интересоваться прошлым своей страны».
«Это любительское движение работало всегда на отрицание: в 60-е народные песни пели одним образом, в 70-е — другим, в 80-е — третьим и т. д. Что в итоге? У нас есть прослойка людей, которые как любители являются хранителями, носителями традиций. Поэтому при составлении реестра мы ориентируемся не на саму науку, а на популяризацию неких процессов. Его задача — показать культурное разнообразие нашей страны», — рассказала Добровольская.
Она считает, что молодёжь «внесёт активный вклад» в его развитие: реестр продолжит пополняться новыми объектами даже спустя 30-40 лет после его создания.
«Когда мы говорим о народной культуре, то понимаем, что не можем вернуться в прошлое. Мы не можем жить так же, как 50-100 лет назад, но мы можем использовать элементы традиционной культуры в современной жизни. Недаром сейчас такой интерес к сказкам и фэнтези. Яркий тому пример — кинотрилогия «Последний богатырь». Она про нашу современную жизнь, но в ней активно используются элементы традиционной русской культуры.
Что получается? Молодёжи интересна своя культура, они активно её изучают: делают музыкальные инструменты, снимают фильмы, поют свои песни, а не европейские. Молодые люди собираются на вечёрках и танцуют народные танцы, а это значит, что нематериальное наследие страны будет сохранено», — резюмировала собеседница ForPost.
Читайте по теме: Конец эпохи жуликов в культуре
Роберт Вочовский