Продукция электромашиностроительного завода «Фирма СЭЛМА» в Крыму используется в судостроении, нефтегазовой отрасли и даже в экстремальных условиях Крайнего Севера. Недавно готовое оборудование было отгружено для нового порта Северного морского пути.
ForPost посетил цеха и узнал, как выживать в условиях санкций и чему можно поучиться у китайских конкурентов.
Филигранное производство
За 76 лет симферопольская «СЭЛМА» прошла большой путь от отдельных мастерских до крупного гиганта российской промышленности. 2014 год не стал критичным для предприятия, поскольку до 80% заказов и до этого приходилось на Россию, рассказывает технический директор «Фирмы» Валерий Жук. Так что новый рынок не пришлось завоёвывать с нуля.
Тем не менее благодаря российским субсидиям за последние восемь лет производство прошло плавную модернизацию. За это время удалось освоить новые технологические процессы, повысить эффективность и снизить трудоёмкость производства, добавляет собеседник ForPost по пути в механосборочный цех, где как раз и установлено обновлённое оборудование.
Оператор контролирует работу фрезерного обрабатывающего центра.
В прохладном помещении четыре станка фрезерной и токарной группы обслуживаются лишь одним оператором. Машина сама обрабатывает металлические заготовки изделий с точностью до миллиметра. Технологу или оператору необходимо лишь выставить нужные параметры, объясняет директор.
В соседнем помещении ещё более ювелирную работу выполняет электроэрозионный станок. Его оператор Александр Дубиковский следит за тем, как молибденовой проволокой диаметром до 0,18 мм агрегат вырезает детали точностью до двух микрон (0,002 миллиметра).
«Здесь на барабане намотано 300 метров такой проволоки. Режем медленно, но очень точно», — описывает процесс рабочий.
Спешить некуда — идёт производство деталей для оборудования, которое будет использоваться в критических условиях внешней среды. Будущим сварочным полуавтоматам и сварочным комплексам придётся участвовать в строительстве нового порта в посёлке Диксон за полярным кругом, добавляет Валерий Жук. Сейчас там уже отгружается часть готового оборудования.
Оператор электроэрозионного станка Александр Дубиковский.
Кроме Крайнего Севера крымское оборудование применяется в промышленности по всей стране. По словам технического директора, выпускаемые аппараты подходят для различных видов сварки: от аргонодуговой и полуавтоматической до сварки под флюсом.
Читайте по теме: В Крыму изготавливают запчасти к импортной технике
Так, например, «СЭЛМА» сотрудничает с РЖД, выпуская полностью автоматизированные комплексы для ремонта и восстановления двигателей локомотивов. Также в давних партнёрах такие гиганты российской промышленности, как «Газпром» и «Транснефть». Кроме этого, продолжает собеседник ForPost, налажено производство семитонных установок для сварки валов целлюлозно-бумажных фабрик. Весной этого года по заказу Челябинского предприятия было сдано оборудование для электрошлаковой сварки доменных печей.
«То есть, помимо изготовления маленьких деталей, идёт производство и массивных установок», — отметил Жук.
Беседуя, мы переходим в следующее помещение, где находится гордость завода — устройство для лазерной резки.
Устройство для лазерной резки «отдыхает» после нескольких часов беспрерывной работы.
Эта высокотехнологичная машина позволяет резать металл как большой толщины (до 22 мм), так и крупного размера (6х2 метра), получая срез изделия с точностью до трёх сотых миллиметра, объясняет нюансы технологии собеседник. Вручную ни один человек не способен так филигранно порезать настолько огромные детали.
По соседству оператор оборудования Анатолий Чиндяйкин контролирует, как станок вырезает сантиметровые квадратики в листе стали. Так изготавливается будущее днище сварочных аппаратов, рассказывает мастер.
Крымский завод много лет успешно конкурирует и с международными коллегами.
Трудности можно решить
Тем временем разговор сам собой заходит о санкциях и связанных с ними проблемах. Валерий Жук признаётся: с давлением Запада ситуация на рынке усложнилась. Основная трудность вызвана изменением логистики поставки комплектующих. Сырьё и детали для обслуживания станков доставляли из разных стран, и теперь ищутся аналоги на замену.
«Есть проблемы с поставкой тех радиоэлементов, которые не производятся в России или выпуск которых только осваивается, — уточняет собеседник ForPost. — Комплектующие (молибденовая проволока, алмазные наконечники, к примеру) закупаются частично в Китае, технологические жидкости — в России».
Читайте по теме: Единственный в стране: как крымский «Титан» собирается завоевывать российский рынок
Впрочем, крымчанам не привыкать жить в условиях санкций, добавляет генеральный директор завода Георгий Агаджанян. До этого года симферопольская «СЭЛМА» активно участвовала в мировых тендерах на поставку сварочного оборудования, зачастую обходя лидеров отрасли из США, Швеции и Китая. Ведь заказчику важно получить современный инновационный продукт, поэтому он в первую очередь смотрит на его качество, а не на происхождение.
Благодаря кооперации с Южным региональным центром поддержки экспорта представители завода показывали свою продукцию и промышленникам Сирии, Ирана, ОАЭ, Белоруссии, Армении. Инверторы, электросварочное оборудование и автоматизированные сварочные установки с завода уже поставляются в Узбекистан, Таджикистан, Грузию, частично в Армению.
«Сейчас основная ставка — и нам в этом плане Южный экспортный центр помогает, — усилить своё присутствие в Армении и начать сотрудничать с Ираном», — заявляет Георгий Агаджанян.
А вот на отечественном рынке крымчанам приходится состязаться с китайцами. По словам собеседника ForPost, преимущество производителей из Поднебесной в огромных объёмах номенклатуры, в десятки раз превышающей обороты «СЭЛМА».
При этом у конкурентов, по мнению предпринимателя, необходимо поучиться независимости: как обеспечить родную страну собственным оборудованием без оглядки на Запад. Россия пока похвастаться этим не может.
Поэтому, отвечая на вопрос «чего не хватает», Георгий Агаджанян высказывает пожелание правительству РФ не увеличивать финансовую поддержку, а проявить более жёсткую позицию, обязав применять отечественное оборудование на стратегических предприятиях.
«Уже есть запрет на использование импортных аналогов, если есть отечественные варианты. Но многие госмонополии всё равно проводят конкурсы не столь строгие, куда приходят наши китайские коллеги, которые могут немного рушить цены», — тщательно подбирая слова, описывает ситуацию гендиректор.
Читайте по теме: Чего не хватает для процветания эфиромасличной отрасли Крыма
Увеличить объёмы, чтобы свободнее чувствовать себя на мировом рынке, симферопольцы пока не могут себе позволить. Для этого, по словам собеседника, не хватает людей. И хотя кадровый голод на заводе стараются восполнить машинами, финальные штрихи — обработка деталей или сборка оборудования — всё равно нужно делать вручную.
Сборщик Сергей Смирнов разрозненные детали превращает в готовый агрегат.
В год крымская «СЭЛМА» выпускает более 4600 единиц оборудования. По мнению Георгия Агаджаняна, этого мало. Мощностей предприятия хватит на увеличение производства в пять раз.
Были бы люди и спрос.
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (8)
Хороший трансформатор стоит своих денег. Ответственные конструкции нельзя варить китайским инвертором. Специально посмотрел сайт завода. Там есть интересные опции. Может, и сам кое что куплю. Форпост может таким образом успешно рекламировать продукцию.
Это радует. Пусть их производство процветает! Хоть кто то что то делает,а не болтает языком и ждет,когда же запад и эвропа отменят санкции...чтоб дальше не напрягаться,а только торговать сырьем
СЭЛМА хороший завод.
Молодцы! Крым - вперёд.
Замкнуть Севастополь на С. Аксёнова ибо стратегическую военную составляющую медленно удаляют и соответственно центральное подчинение себя не оправдывает
Видимо вы слишком мало знаете про Аксёнова, кроме красивых репортажей по ТВ. У этой медали есть очень тёмная сторона, обрыдаетесь...
to Antoni: не знаком с ним, но: Крым повторил урожай пшеницы Союза; золото Крыма - рис, кормит Крымчан
На работе имела опыт работы с китайской плазморезкой и завода СЭЛМа - выбор однозначно в пользу нашего завода, тем более запчасти для ремонта под боком. Китайская сломалась сразу и навсегда.
Хорошая статья, респект журналистам и редактору. А когда вы сможете написать нечто подобное о севастопольском предприятии?