Поводом для этой публикации послужила изданная в Севастополе в 2020 году книга контр-адмирала Зинура Ляпина «От сельской околицы до адмирала», посвящённая адмиралу Геннадию Сучкову. Непростой судьбе этого военного моряка будет посвящён отдельный материал.
Помимо непосредственного героя повествования, в книге содержится немало интересных фактов о ВМФ в период развала СССР. В частности, как списывали и за бесценок продавали за рубеж вполне боеспособные корабли. Изучением этого вопроса также занимался журналист портала flot.com Михаил Иринин, чьи наработки активно использовал Зинур Ляпин.
Этой теме и будет посвящена публикация.
Бурлаки на Аланге
Индийский город Аланг, пожалуй, одно из самых известных в мире кладбищ кораблей. В период с конца 1980-х до середины 1990-х это место стало последним пристанищем океанской мощи ВМФ СССР/России. А провожал боевые корабли в загробный мир, словно Харон, индийский бизнесмен Кешав Бхагат.
С началом глобальных преобразований в политике и экономике СССР под брэндом «перестройки» предприимчивый индус смекнул, что в далёкой от понимания нюансов капитализма стране открываются широкие возможности быстро и легко «срубить бабла». Дополнительно этому будет способствовать, скажем так, менталитет местного управленческого звена.
Поэтому уже в 1988 году он приехал в Москву, чтобы открыть офис своей фирмы Trimax Marketing (UK) LTD и завести полезные знакомства.
Кешаву Бхагату приписывают такие слова: «Дайте мне шанс ухватиться хотя бы за один адмиральский шеврон, и я притащу в Гуджарат (в этом штате находится Аланг. — ForPost) весь русский флот».
Нельзя сказать, что всё у индийского предпринимателя сразу получалось гладко. Однако постепенно он своей цели достиг.
Чтобы начать распил кораблей ВМФ СССР, индийскому бизнесмену требовалась железобетонная бумага с гербовой печатью. Юридические обоснования такого решения вырабатывались во время личных встреч бизнесмена с военными и гражданскими чиновниками.
«Вчерашние флотские офицеры и специалисты Невского проектно-конструкторского бюро после встречи с Кешавом Бхагатом вышли с мнением, что для постсоветской России 90-х годов использовать заводские мощности в разрезке списанных и накопившихся в так называемых отстойниках боевых кораблей невозможно, невыгодно и нерентабельно. Они убедили правительство Егора Гайдара, что оно не сможет в настоящее время обеспечить финансирование утилизации стареющего флота… И добились-таки закрепления в постановлении № 514 от 24 июля 1992 года под предлогом обеспечения самоокупаемости судоразделочной отрасли права привлекать к разделке кораблей иностранных инвесторов», — сказано в книге Зинура Ляпина.
Добро на продажу морской гордости страны с условием демонтажа оружия и секретного оборудования было получено, и индийская утилизационная карусель закрутилась.
Утилизация БПК "Керчь" (без помощи индусов) в Инкермане / апрель 2020 года
Артиллерийские крейсера
Одними из первых в Индию пошли крейсера проекта 68-бис, в том числе крейсер «Жданов» из Севастополя.
Всего Советский Союз построил 14 таких кораблей. Единственный сохранившийся корабль серии под именем «Кутузов» сегодня функционирует в качестве музея в Новороссийске и вызывает неподдельное чувство гордости за страну, которая когда-то могла строить подобные исполины длинной
Крейсер "Кутузов" в Новороссийске в наши дни
«Одну крейсерскую тонну массового водоизмещения (то есть массы корабля) Бхагат приобретал у российских военных за 9,63 доллара, когда за такую же тонну чёрного металла со списанного американского боевого корабля он же платил от 60 до 120 долларов США», — говорится в книге.
Крейсера отдавали на утиль по средней цене $172 тысячи за корабль.
То есть в 6–12 раз дешевле рыночной стоимости подобного лома.
Конечно, можно сказать, что американская сталь была другой, лучшей по качеству. Возможно. Но точно не в столько раз.
Только на продаже крейсеров проекта 68-бис убытки оцениваются в десятки миллионов долларов США.
В 2004 году в газете «Версия» был опубликован список кораблей, которые отправили в Индию, Южную Корею и Китай «на иголки» и другие цели. Многие из этих кораблей не выслужили и половины установленного срока, а главное — проданы за смешные деньги.
Вот их имена и суммы:
тяжёлые авианесущие крейсера «Минск» ($4236,7 тыс.), «Новороссийск» ($3832,34 тыс.), «Киев» ($1600 тыс.);
ТАВКР «Киев» был вскоре перепродан Китаю уже за $8,2 млн — то есть только на этом корабле страна потеряла как минимум $6,6 млн;
крейсера РКР «Зозуля» ($756 тыс.), РКР «Фокин» ($543,4 тыс.), КР «Мурманск» ($1718,87 тыс.);
большие противолодочные корабли 1 и 2 ранга «Чапаев» ($774 тыс.), «Хабаровск» ($579,6 тыс.), «Юмашев» ($468 тыс.), «Макаров» ($516 тыс.), «Исаков» ($496,1 тыс.), «Исаченков» ($514,25 тыс.), «Смышлёный» ($189,57 тыс.), «Октябрьский» ($724,8 тыс.), «Владивосток» ($1083,77 тыс.);
эскадренные миноносцы «Упорный» ($173,9 тыс.), «Гневный» ($363 тыс.), «Внимательный» ($117,99 тыс.), «Громящий» ($225 тыс.), «Несокрушимый» ($216 тыс.);
сторожевые корабли «Доблестный» ($69,54 тыс.), «Зоркий» ($227,5 тыс.), «Строгий» ($316,5 тыс.), «Стерегущий» ($314,16 тыс.), «Сообразительный» ($292,56 тыс.), «Свирепый» ($97,79 тыс.);
десантные и разведывательные корабли «Муромец» ($97,28 тыс.), «Ильичёв» ($242,50 тыс.), БДК-47 ($248,9 тыс.), «Закарпатье» ($192,24 тыс.), «Ильмень» ($3180,39 тыс.), «Забайкалье» ($207,98 тыс.), «Сарычев» ($113,24 тыс.), «Приморье» ($150,48 тыс.), «Челюскин» ($114,59 тыс.).
Из Севастополя в Индию на утиль ушли: противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград», БПК проекта 1134-б «Николаев», БПК проекта 61 «Сообразительный» и «Красный Крым».
«А как торопились продавать. С авианосцев Тихоокеанского флота „Минск” и „Новороссийск” не демонтировали даже секретное оборудование, кабельные магистрали, аппаратуру и блоки, содержащие драгоценные металлы (серебро, золото, платину)», — говорится в книге Зинура Ляпина.
Автор книги подчёркивает, что за «продажу» этой гигантской армады было получено порядка $30 млн. При этом постройка только одного эсминца ровно в 10 раз дороже.
Сегодня авианесущий крейсер «Киев» функционирует в качестве развлекательного отеля в китайском Тяньцзине. «Минск» несёт службу в качестве аттракциона в китайском Шэньчжэне.
Огненное шоу на ТАВКР «Киев» в Китае
Такое было время
Стоит ли сегодня искать виновных в этом, без преувеличения, ограблении страны — вопрос риторический.
В книге Зинура Ляпина это объясняется так: «Сокращение боевых соединений флота и корабельного состава, профессиональная неудовлетворённость, бытовая неустроенность, безденежье (на содержание кораблей, авиации, регулярные задержки зарплат), политическое и социальное противостояние в обществе вели к моральному надлому и коммерциализации сознания защитников морских рубежей Отечества».
Впрочем, так было во всех сферах жизнедеятельности павшей империи.
В этом контексте на ум приходят слова из книги Виктор Пелевина «Ампир В»:
Но вот пришла лягушка
Зелёненькое брюшко,
Зелёненькое брюшко,
И съела кузнеца.
Я сразу понял, о каком кузнеце речь: это был мускулистый строитель нового мира, который взмахивал молотом на старых плакатах, отрывных календарях и почтовых марках. Весёлые коротышки отдавали Советскому Союзу последний салют из своего Солнечного города, дорогу в который люди так и не смогли найти…
У неё действительно было зелёненькое брюшко, а спинка была чёрной, и на каждом углу работало её маленькое бронированное посольство, так называемый обменный пункт. Взрослые верили только ей, но я догадывался, что когда-нибудь обманет и лягушка — а кузнеца будет уже не вернуть…
Андрей Киреев
Фото автора и портала binhaipark.cn
Обсуждение (12)
Вот так на самом деле "сохраняли флот для России", а не то, что вы думали.
И один хрен за всё это никто не ответит уроды
А почему бы и не разобраться?
Срок давности идет с момента когда стало известно о преступлении.Провести экспертизу и возбудить дело. Ведь ловят убийц из 90х, целый отдел вСК есть.
Вводите наконец публичное наказание на площади Нахимова...
За Мистрали еще статью не подготовили?
FF2,
По Мистралям ,кстати, моряки из Главкомата ВМФ сработали очень хорошо.
Вся идея была прзднта Медведева -ответный добряк Саркози за посредничество в грузинском конфликте 08.08.08. Моряки добились перепроектирования УДК под российское авиакрыло,БИУС и снабжение ,(взадержке поставки обвинили Борисова и сняли) т.ч. когда френчи отказались передавать корабль за все пришлось платить саудитам,а использовать египтянам. При этом все оружие и управление российское ( хотя частично френчи верлули Талес на БИУСы) . Т.ч. когда работают грамотные офицеры все получается.
1134 бф БПК Азов
Нравятся мне статьи на морскую тематику, всегда узнаю что то новенькое из.
Вот к примеру из этой статьи узнал про "крейсерскую тонну", в которых как я понимаю массовое водоизмещение измеряют. Т.е теперь я знаю о метрической,длинной,короткой и крейсерской тонне.
Касательно сути вопроса,по мнению всяких гайдаров и чубайсов это был очень выгодные сделки,не пришлось за разделку приплачивать.
А в цифру 9,63 ам.д наверняка не включалась стоимость химчистки адмиральского шеврона от соуса карри.
Жирный, желтый, трудноудалимый, дорого
Корабли, как люди - умирают,
Отслужив положенный им срок,
Тихо у причалов замирают,
Отыскав подальше уголок.
Им ли, одолевшим шторм и бури,
Им ли, прославлявшим Флаг страны,
Неподвижно встать, форштевень хмуря,
И не рассекать морской волны?
Но однажды весть принёс декабрь,
Ту, что сердце сжалось от тоски.
Я узнал, что мой родной корабль,
Просто был порезан на куски...
Не только корабли, луши людские порезали, гады! Господь их вознаградит за это.
Повторюсь ,что нужно расследовать. Большинство персонажей еще живы.На 9 мая носят адмиральские мундиры и получают очень очень большие пенсии. Чтобы действующие страх не забывали.
Captain Nemo,
Самих себя не сажают