Иногда от исторических событий возникает странное, едва уловимое чувство «как вчера».
Но чтобы понять, что происходило с твоими предками буквально недавно, совсем в коротком временном отрезке, человеку, как правило, нужно заглянуть в быт: в будуар, в тарелку.
Пройтись по тем улицам или коридорам, которым посвящена пара строк в учебнике истории.
В романе «Мастер и Маргарита» есть реплика Воланда, ставшая расхожей:
«Как же может управлять человек, если он не только лишён возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»
Я сейчас расскажу про смехотворно короткий срок, про вчера.
Покажу вам будуар и тарелку одной интересной женщины, она жила совсем недавно. Родилась в 1864 году, Воланд бы посмеялся — только что.
Елизавета Фёдоровна, принцесса Гессен-Дармштадтская, была одной из самых завидных невест Европы. Красавица, не глупа и характер — пойди посоревнуйся.
Она обязательно стала бы звездой инстаграма, но тогда, к счастью, не было инстаграма.
Кстати, почему Фёдоровна? По традиции всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери, когда те выходили замуж за русских престолонаследников или князей.
Она, конечно, как и любая порядочная немецкая принцесса, оказавшись недалеко от российского трона (вспомним Екатерину Вторую), принимает православие.
В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погибает её муж — великий князь Сергей Александрович.
Елизавета Фёдоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом. «Кишки руками» — как напишут очень добрые и гуманистически настроенные её современники.
Небесной красоты девушка, воспитанная в безоблачном, в общем, мире. В теплице. Кишки руками.
Вот что бы я сделала на её месте? Не знаю, изобрела бы панк, наверное.
Что делает Елизавета Фёдоровна? Подаёт прошение о помиловании преступника! Ведёт неторопливые беседы с террористом в переписке. И даже, есть свидетельства, едет в тюрьму.
Прошение её, конечно, отклоняется: кровавый режим всегда был кровав.
В 1909 году, то есть через четыре года после описываемых событий, Елизавета Фёдоровна покупает участок на Большой Ордынке. Открывает там Марфо-Мариинскую обитель. К 1910-му на выкупленном участке находятся два храма, больница, аптека, где лекарства неимущим выдают бесплатно, школа и детский приют.
Не знаю, как дорогой читатель, — я бы открыла минимум казино после всего, что со мной произошло.
Самые сообразительные помнят — скоро начнётся Первая мировая. И нет, Елизавета Фёдоровна не сошла с ума, не отреклась от мира, не забыла, как её зовут и где она находится; словом, была в курсе политических событий.
Она отправляет на фронт санитарные вагоны с лекарствами и даже походные церкви. Не разбирая своих и врагов.
Вдруг откуда ни возьмись… В смысле, дальше, как мы помним, Николай Второй возьми да отрекись от престола.
Слова Елизаветы Фёдоровны вошли, конечно, в уже упомянутые здесь учебники истории, но я повторю:
«Я испытывала глубокую жалость к России и её детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребёнок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».
Что стало с семьёй Романовых дальше — мы знаем. Я не буду пересказывать, но очень коротко для тех, кто забыл прийти в общеобразовательную школу, опишу события.
В 1918 году Елизавету Фёдоровну арестовали и отправили в ссылку в город Алапаевск под Екатеринбургом. В июне этого года Елизавету и ещё нескольких членов семьи Романовых (с верной прислугой) побьют прикладами и сбросят в заброшенную шахту в деревне Синячихи. Живьём.
Есть свидетельства, что во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Они ещё какое-то время жили. Когда пришёл Колчак — всех нашли мёртвыми, конечно, раны великого князя Иоанна Романова были перевязаны тканью с одежды Елизаветы Фёдоровны. Она успела перед смертью. Своей и его.
К чему я, собственно, вспомнила эту историю?
Знакомство с Россией для Елизаветы Фёдоровны началось с усадьбы Ильинское, её туда великий князь Сергей Александрович привёз в 1884 году, сразу после венчания. Ей было 19.
Ильинское — странное, если не сказать — священное место. Там был храм, построенный ещё в 1736 году, первым хозяином — боярином Василием Ивановичем Стрешневым. А дорогу от Москвы гораздо позже велела проложить императрица Мария Александровна, жена Александра II.
Кстати, кто-то из читателей этой колонки, совсем редкий человек, вспомнит «Чистый понедельник» Бунина — заканчивается он в Марфо-Мариинской обители, основанной, как мы помним, Елизаветой Фёдоровной.
Ильинское защищал Александр Александрович Тимофеевский, большой русский публицист и критик. Он очень любил Елизавету Фёдоровну и всё с ней связанное, и в целом считал самым ценным — русскую усадьбу и усадебный парк. Защищал Архангельское и точно знаю — как бы отреагировал на последние новости, связанные с Ильинским.
Ильинское пытались спасти сейчас, в эти дни, редкие энтузиасты.
«Варварство собственника усадьбы поражает, но вызывает недоумение поведение властей, которые двадцать лет кряду не могут утвердить охранную документацию для единственной императорской усадьбы Подмосковья и позволяют собственникам делать, что вздумается», — говорит Евгений Соседов, известный защитник культурного наследия.
Буквально пару недель назад Ильинское убили.
Тихо, за высоким забором, какой-то нувориш сровнял с землёй последний императорский дворец в Подмосковье. Оставались первый этаж самого дворца и флигель — их больше нет.
Я не могу вообразить, как такое было бы возможно, например, в Европе.
Новость «Частный собственник уничтожил Бленхейм, историческую усадьбу рода Мальборо» — согласитесь, немыслима.
А у нас запросто прошла мимо всех федеральных СМИ.
Я не борец, не политик, не адепт каких-то партий. Я тот самый русский Иван, который хотел бы помнить своё родство.
Обсуждение (3)
Читая Марию диву даешься. То, т-сказать, во первых строка, она как бы намекает на высокородность предков "чтобы понять, что происходило с твоими предками буквально недавно, совсем в коротком временном отрезке, человеку, как правило, нужно заглянуть в быт: в будуар...". То, тут же, следом, дает понять, что она от них очень далека ("...изобрела бы панк", "...открыла бы казино") во взглядах на то, как следует достойно принять смерть близкого человека и помянуть усопшего. К чему она собственно вспомнила эту историю? Да бог ее знает, может в очередной раз дежурно отметиться, а может и действительно переживает за историю, переполняют человека чувства, прониклась, т-сказать, и хочет он их донести... И доносит..., как может. Что ж читающим надлежит тоже мочь принять. У меня, увы, не получается. Может потому, что она "Иван", или даже "Лева", который пишет....сумбурно, с претензией на оригинальность, но без малейшей попытки осмысления? А что до нуворишей, так, да, они такие - им разнести Акрополь с Александрией на сувениры в свой Версаль или Тауэр раз плюнуть. Дык, ить, раньше ж также было, веницианские дожи не брезговали добром из Константинополя, а римляне, так и вовсе все награбленное на свои холмы тянули, после чего италийцы из коллизеев, как бы предков, себе хатынки строили, а ноне реконструируют останки, вот и у нас так.
Вот почему к нормальным статьям приходят такие фантастические идиоты?
Автору: Blenheim Palace произносится Блэним, а не Бленхейм.