В 2011 году в России вступила в силу государственная программа «Доступная среда», заметное место в которой отведено вопросам транспортной доступности. Многие регионы наращивают темпы ликвидации транспортных барьеров, в том числе обновляя подвижной состав наземного транспорта. Российские автопроизводители переориентировались на выпуск моделей, адаптированных для лиц с ограниченными возможностями.
Первым низкопольным автобусом российского производства смело можно назвать ПАЗ-3237, который собирался на Павловском заводе (входит в «Группу ГАЗ»). Маленький автобус на 17 посадочных мест вписался в системы общественного транспорта небольших городов, но был снят с производства в 2014 году.
Еще один представитель «Группы ГАЗ» ― ЛиАЗ-5292, который стал первым автобусом большого класса с низким полом. Его тепло встретили в крупных городах с интенсивным пассажиропотоком, а впоследствии превратили в электробус, оснастив литий-ионными батареями. Автобус производится с 2004 года и по сей день пользуется спросом.
Многие города все еще используют в транспортных системах микроавтобусы. Они обгоняют ЛиАЗы по показателям маневренности и позволяют сохранить регулярное сообщение с минимальными интервалами. В самых маленьких населенных пунктах «маршрутки» остаются единственным способом передвижения. Микроавтобусы с низким полом «Группа ГАЗ» производит с 2016 года. Речь идет об автобусах Vector NEXT.
Новым микроавтобусом, предназначенным для доступной среды и полностью соответствующим 220 ФЗ, стал «ГАЗель City». Старт продаж нового автобуса начался в мае 2020 года. Пневматическая подвеска понижает пол до уровня бордюра, в салоне установлен откидной пандус и площадка для размещения колясок. Все эти характеристики позволяют сделать микроавтобус максимально комфортным для всех пассажиров. Также явным преимуществом нового автобуса является его низкая стоимость эксплуатации. Благодаря экономичному дизельному двигателю ГАЗель City позволяет экономить до 52% стоимости топлива на пассажира. Самая новая модель уже успела выйти на маршруты крупных городов.
Понятие доступного общественного транспорта чаще всего ассоциируется с людьми с ограниченными возможностями. На самом деле преимуществами удобного города пользуются абсолютно все его жители: мамы с колясками, дети, пожилые, а также лыжники, велосипедисты и пешеходы с багажом.