Количество жалоб покупателей на импортозамещённые премиум-грузовики КАМАЗа поколения К5 выросло на 35 процентов.
В глобальной экономической реальности с высоким уровнем разделения труда мало вероятно найти товар (в особенности в сфере машиностроения, глубокой переработки и так далее), состоящий от начала до конца полностью из отечественных составляющих, включая даже сырьё. Это можно сказать о любой стране в мире, а не только об РФ.
По этой причине импортозамещение не является стопроцентной локализацией, а лишь повышением уровня участия страны и национальных производителей в финальном продукте. Существует мнение, что самым «народным» и локализованным автомобилем на планете является Volvo. При этом из деталей, произведённых в Швеции, данный автомобиль состоит лишь на 40 процентов.
В нашей стране актуальность замещающего импорта выросла в 2022 году по известным причинам, при том, что данный процесс был начат гораздо раньше. Просто вопрос не будоражил умы рядовых граждан и, следовательно, не выносился в поле широкого дискурса.
Особо чувствительная тема здесь — производство медицинских препаратов. Наша страна наладила выпуск более сотни наименований критически необходимых медицинских препаратов, ранее не выпускавшихся в стране. В данный момент в планах увеличение данного перечня более чем на две сотни позиций. Драйвером данного процесса стало предприятие ООО «Велфарм-М», начавшее строиться ещё 2019 году.
Это ещё одна причина утверждать, что импортозамещение не может произойти по мановению волшебной палочки, — на него банально необходимо время. В ближайшую пятилетку в эксплуатацию должны войти ещё до 10 производств, и подобные темпы вполне обнадёживают.
У импортозамещения есть очевидные достижения в нефтегазовой отрасли. В 2015 году уровень использования импортного оборудования там составлял около 60 процентов. Ближе к 2020 году он сократился до чуть более 40 процентов. Официальных данных нет, но есть информация, что число заказов от этой отрасли к отечественному машиностроению в течение двух минувших лет выросло на несколько порядков.
Имеются значительные сдвиги в области IT, пусть и, в основном, на рынке софта. В 2021 году системы администрирования баз данных от Oracle были в ходу у более чем 80 процентов компаний РФ, а ПО от Microsoft — у более 60 процентов. А в 2022 году значительно вырос уровень закупки отечественных аналогов: в госзакупках в 22-23 годах доля российского ПО составляла уже 90 процентов.
Опосредованно можно наблюдать развитие IT-сферы через процессы IPO. Популярность в среде инвесторов получила компания «Позитив», а также не так давно вышедшая на рынки компания «Астра».
Прорывы имеются и в сфере оборудования. В 2022 году в сфере банковского бизнеса появилась проблема с банкоматным оборудованием и его обслуживанием, но уже летом 2023-го в России представили отечественные разработки. Это были банкоматы с отечественным софтом, произведённые на базе российского процессора «Эльбрус».
При этом одна из самых тяжёлых ситуаций сложилась в сфере тяжёлого машиностроения. Особенности отрасли изначально замедляют процесс импортозамещения. Она нуждается в инженерных кадрах высокой квалификации, число которых в России уменьшается с каждым годом. Да, прогресс имеется, но его темпы недостаточны. При учёте текущего уровня износа оборудования положение близко к критическому.
Существуют вопросы и в сфере сельского хозяйства. Несомненный успех в мясном и зерновом производстве «уравновешивается» дефицитом производства собственных комбикормов и семенного фонда.
Но наибольшая проблема — это коррумпированность и жульнические схемы, которые сопровождают процесс импортозамещения. Вот это и тормозит развитие отечественных производителей. Да, за решение этих проблем взялись, это заметно. Но до их решения далеко.
Можно признать, что импортозамещение идёт куда успешнее, чем думали. Но волшебной палочки и здесь не будет. Надо работать и побеждать.
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
"...Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России – ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года...". https://www.garant.ru/article/630000/