Одна из немногих отраслей экономики, где Россия является бесспорным лидером на мировом рынке, — атомная энергетика. По словам экспертов, с которыми пообщался ForPost, это позволяет нашей стране успешно конкурировать с США и Францией и строить атомные электростанции по всему миру.
Уникальный опыт
В последнее время в СМИ часто можно встретить публикации о том, что российская корпорация «Росатом» собирается строить АЭС в разных частях планеты.
К примеру, в конце октября сообщалось о планах по строительству АЭС в Турции. А на днях стало известно о ещё двух таких проектах. Первый — это АЭС малой мощности в Киргизии. Второй — АЭС в Мьянме.
На официальном сайте «Росатома» указано, что сегодня в портфеле корпорации — строительство 34 энергоблоков за границей. В том числе речь идёт о проектах в Турции, Индии, Китае, Египте, Белоруссии и других странах.
По словам кандидата экономических наук Константина Селянина, опыт России в строительстве АЭС уникален.
«Это одна из немногих отраслей, где Россия занимает достойное место на мировом рынке и успешно конкурирует с другими игроками — США и Францией», — пояснил эксперт.
По его словам, проекты по строительству крупных объектов за границей обычно реализуются по такой схеме: государство-заказчик получает от России кредит, которым расплачивается с исполнителем (в данном случае с «Росатомом», — прим.) за строительство и запуск объекта. Затем этот кредит постепенно погашается.
Тем самым Россия получает двойную выгоду: наша корпорация обеспечена заказами, одновременно страна зарабатывает и на кредите.
«Это обычная практика, причём, например, Франция, тоже её применяет. Тут есть только одна проблема — платёжеспособность страны — заказчика строительства. Были случаи, когда подобные займы «прощались» Россией», — добавил Селянин.
Читайте по теме: О термоядерной энергетике: почему России следует напрячься
Потому что можем
О том, что Россия на рынке возведения АЭС является мировым лидером, ForPost рассказал старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров.
«Наша корпорация «Росатом» строит АЭС за границей, потому что хочет и может. А вот у конкурентов есть негативный опыт. К примеру, американцы пятнадцать лет строили АЭС в Китае, с горем пополам запустили её. Французы строили в Финляндии так долго, что финны обратились к «Росатому». Правда, теперь из-за изменившейся геополитической ситуации наше сотрудничество с Финляндией остановлено», — сказал эксперт.
В то же время он отметил, что активность «Росатома» на мировом рынке имеет не только экономические, но и политические цели.
«Реализация подобных крупных международных инфраструктурных проектов — это способ привязать страны к России. Ведь когда мы строим и обсуживаем объекты в других странах, они вряд ли будут враждебно относиться к нашей стране. Такое сотрудничество всегда приносит пользу двусторонним отношениям», — пояснил политолог.
Читайте по теме: Что стопорит Россию перед встряской энергетики
Отработанный уран
Есть и ещё один аспект выгодного для России взаимодействия в сфере мирного атома.
Как пояснил ForPost депутат ГД и публицист Анатолий Вассерман, обычно в договорах на обслуживание АЭС прописывается, что отработанное ядерное топливо должно возвращаться в страну, которая его поставила. К примеру, недавно такая договорённость была достигнута с Белоруссией.
По словам Вассермана, переработкой отработанного ядерного топлива в мире занимаются лишь три страны — это всё те же Россия, США и Франция. Причём такое положение дел выгодно не только странам, на территориях которых построены АЭС (не нужно строить дорогостоящие большие хранилища), но и странам, перерабатывающим опасные отходы.
«Из отработанного ядерного топлива извлекается большое число ценных веществ. Одним из них является плутоний-239, который после этого может быть использован в реакторах атомных станций. В целом же стоимость этих веществ многократно превосходит затраты на переработку использованного ядерного топлива», — пояснил Вассерман.
Читайте по теме: Чем грозит России провокация Украины с «грязной бомбой»
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
физики- лирики ,погуглите "преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров", по любым темам комменты дает.
потому что хочет и может - и ни слова о том заделе,который "корпорация" получила в наследство.
И про эффект,так сказать экономический - вот строят за "свои" в Турции АККУЮ НУКЛЕАР,даже вакансии есть открытые, окупятся эти 60 лярдов (или сколько там)? У многих есть сильные сомнения, как по экономике,так и по "политчасти", рискам не продать столько э/э никогда.
to d dd: "окупятся эти 60 лярдов (или сколько там)?" - вообще то, когда затевались в 2012 году, планировалось что обойдется в 120(!) лярдов, а приносить будет порядка 4-х в год, т.е. окупится (если окупится) только через 30 лет после пуска. Попахивает схемой Ходжи Насреддина - " А там или ишак, или падишах..."