Россия

Гусейнов vs русский язык: профессор, у вас отвалился хвост

Оказывается, сам по себе русский язык ничего, под пиво пойдет, но на нем разговаривает одичавшие, закостеневшие в ненависти и нетерпимости люди...

После мерзких ТНТ-шутов, глумившихся над памятью Моторолы, и группировки азербайджанских «активистов» ВБОН, выбивавшей публичные покаяния у «врагов и предателей азербайджанского народа», произошел инцидент, типологически схожий с двумя предыдущими (если это не очевидный тезис – я постараюсь его разъяснить).

Профессор ВШЭ и доктор филологических наук Гасан Гусейнов написал на своей странице в Фейсбуке, что, оказывается, «в этой стране», то бишь в России, разговаривают на «убогом и клоачном русском языке». В принципе, это само по себе в высшей степени изрядное проявление «hate speech» (языка ненависти, в переводе на убогий и клоачный русский). Но Гасан Чингизович еще и творчески развил свою мысль, сделав из нее вывод, что раз русский язык такой скверный, то его не грех запретить на Украине (у Гусейнова «в Украине»).

Конечно, хорошо бы и России – или «на России»? – запретить, но это, видимо, следующий этап.

Когда общественность справедливо подняла возмущенный шум, Гусейнов попробовал объясниться, но вышло у него так, что лучше бы не. Оказывается, сам по себе русский язык ничего, под пиво пойдет, но на нем разговаривает одичавшие, закостеневшие в ненависти и нетерпимости люди, потому-то он убогий, клоачный, запретить, далее везде.

Было бы странно, если бы анализ высказываний почтенного ученого оказался абсолютно свободен от акцента на его имени и фамилии. Вспомнили и о том, что он не только азербайджанец по папе, но и еврей по маме, гражданин Израиля, распространение получила фотография, где он с тфилином (иудейской ритуальной молитвенной коробочкой) на голове. Пытаться закрыть глаза на все эти факторы глупо, но их совокупность несколько сложнее каждого из них по отдельности.

Гусейнов абсолютно не национально-сознательный азербайджанец, в отличие от ВБОН ему, полагаю, плевать, кому принадлежит Карабах и как его принадлежность обозначается на российских сайтах. Но он и не еврейский националист. Настоящий и выдающийся еврейский националист Жаботинский мог жестко критиковать соплеменников за ассимиляцию в русской языковой среде, но не потому, что был против нее, а потому что не хотел еврейской ассимиляции вообще, где бы то ни было. К русским он относился дипломатично и уважительно, по принципу «у нас своя жизнь, у вас своя, давайте жить дружно и друг другу не мешать».

Гусейнов же – националист одной нации. Русофобской или антирусской. Его настоящая отчизна – антиРоссия. По этническому и социальному происхождению он принадлежит к народу-сословию под названием «либеральная интеллигенция», долго теснившему и, в конце концов, практически вытеснившему на обочину нормальную русско-российскую интеллигенцию любых идейных взглядов, объявив себя ее наследницей и гораздо более улучшенной версией.

Корни этого явления при внимательном рассмотрении можно увидеть уходящими в самую глубину русской истории, но мы остановимся на этапах, когда смутные предпосылки превратились в увесистые.

Первым таким этапом стали западнические реформы Петра I, которые, при всех их плюсах, привели общество уже не к социальному, как раньше, а к культурному расслоению. Фактически образовалось два народа в одном – все хуже и хуже говорящие и особенно думающие по-русски верхи и живущие исконным укладом низы. Причём по большому счёту обе стороны взаимно не расценивали друг друга как соотечественников.

Вторым этапом можно назвать Отечественную войну 1812 года и зарубежный поход против Наполеона. У части воевавшего дворянства, воочию увидевшего зарубежное мироустройство и пришедшего к выводу о его преимуществах относительно отечественных порядков, появилось мнение, что мирный эволюционный путь модернизации страны невозможен. Это мнение в итоге привело к заговору декабристов и событиям 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, которые, как известно, разбудили Герцена, во время Крымской войны и польского восстания 1863-1864 годов открыто ведшего вместе с Огаревым агитацию против России.

Впрочем, во время Крымской войны многие умеренные либерал-консерваторы и даже некоторые славянофилы желали поражения своей армии, считая, что оно может привести к внутренним переменам.

После смерти Николая I и случившегося-таки поражения, пусть и «по дополнительным показателям», реформы нового императора Александра II удовлетворили чаяния либеральной части общества в некоторой, но отнюдь не полной мере. В этой своей неудовлетворенности прогрессистское дворянство смыкалось с новым классом, как раз в 1850-60-х годах окончательно оформившегося в качестве значимой исторической силы.

Речь идет о так называемых разночинцах – детях мелких чиновников, священников, торговцев, низших воинских чинов. В самом расширительном смысле сюда входили и мелкие дворяне с обедневшими помещиками. Эта пестрая и обширная социальная группа в силу недовольства условиями существования и окружающей обстановкой стала носительницей наиболее революционных и нигилистических настроений, значительно опережая в этом плане либеральную аристократию, но одновременно и притягивая молодое поколение данного сословия.

Дружба Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети» представляет собой яркий пример этого синтеза, на почве которого произросло революционное движение последней трети XIX века.

К началу следующего, ХХ столетия это была уже полноценная, в терминологии Л.Н.Гумилева, антисистема, представители которой планировали по западным рецептам переустроить Россию на либерально-демократический либо левый манер. Отношение к духовным устоям России, а также существующей форме государственности варьировалось у левых и либералов от средней степени неприятия до тотального отрицания.

Соответственно, и борьба с устоями и государственностью предполагала не слишком большую щепетильность в выборе методов – от поздравительной телеграммы петербургских студентов японскому императору по случаю Цусимы до позиции наиболее радикальных оппозиционеров — большевиков — во время Первой мировой войны («поражение собственного правительства»).

Впрочем, после прихода к власти с большевиками произошла трансформация, характерная для любой антисистемы, занявшей после разрушения старой системы ее место и вынужденной заниматься созидательной работой, в том числе и в сфере идеологии и пропаганды. Для победы в Гражданской войне прежние лозунги «мировой революции» и «земшарной Республики Советов» оказались не слишком эффективными, поэтому были разбавлены и дополнены национальным и патриотическим содержанием.

В середине же 1920-х все это было отброшено и начались репрессии против русской культуры, русского самосознания и их носителей.

Одновременно с этими гонениями на русскую культуру и русское самосознание шло активное строительство национальной культуры и идентичности других народов СССР, причем порой в буквальном смысле с нуля, так как многие из этих народов находились на родоплеменной стадии развития. В дальнейшем сформированная за русский счет национальная интеллигенция сыграла одну из ключевых ролей в распаде СССР и попытках дальнейшей дезинтеграции РФ.

Имели место и другие негативные последствия близорукой национально-культурной политики новой власти. Еще в начале века эмансипация имперских окраин (Кавказ, Польша, «черта оседлости» в пределах нынешних украинских и белорусских земель) привела к активной миграции их населения, особенно молодого, во внутреннюю Россию. Эти людские потоки служили серьезной ресурсной базой для революционного движения.

В 20-х ситуация повторилась, только теперь новые жители РСФСР становились служащими советских учреждений, партийными и государственными чиновниками разного калибра, работниками культуры и искусства. Если интеллигенция и партийная элита советских республик и автономных областей свою национальную идентичность не теряла, то призванные в РСФСР кадры если не в первом, то во втором поколении часто утрачивали связь с родной культурой и этнической средой, при этом сохраняя настороженность и стереотипы в отношении исторической России и русского народа.

В русской культуре они сознательно или бессознательно отвергали все, что связано с позитивным отношением к традиционной духовности, идее сильной государственности, оценке русских как корневого народа страны, оставляя и актуализируя лишь разного рода абстрактно-гуманистические сюжеты, богоборчество и жесткую, часто огульную критику отечественных устоев и порядков. Сцепка представителей старой революционной среды, сознательно порвавших связь с исторической Россией, и новой технической и гуманитарной интеллигенции, открыто космополитичной и имманентно русофобской, дала жизнь диковинному социальному феномену.

Произошедший в 30-х годах поворот к более лояльной к русской компоненте, менее космополитичной модели культуры и идеологии лишил этот сегмент советского общества публичной трибуны, оставив, однако, социальную базу для дальнейшего воспроизводства. Смерть Сталина не привела к полному возвращению раннесоветской атмосферы, но ориентация на русское культурное ядро постепенно была вытеснена на обочину ложно понятым интернационализмом, перетекающим во все тот же космополитизм.

У патриотического крыла общества еще оставались значимые площадки для выражения своего мнения, результатом чего становились настоящие публичные баталии, вроде той, что в конце 60-х случилась между «Новым миром» и почвеннической «Молодой гвардией». Отношение партийных чиновников к этим дуэлям колебалось, причем зачастую сознательно, исходя из системы сдержек и противовесов, что позволяло патриотам свести их максимум к ничейному результату.

Космополитичные интеллигенты 60-х уже практически утратили симпатии к социализму и советской государственной модели, сделав выбор – не открытый, разумеется, а кулуарный и спрятанный между строк произведений и выступлений – в пользу западной либеральной модели. Выбор этот базировался исключительно на тяге к внешним эффектам потребительского общества и некритичном восприятии некоторых декларативных западных принципов вроде свободы слова. Ни о каком вдумчивом анализе жизни в Европе и США не было и речи. С этого момента советская либеральная интеллигенция даже не являлась в полной мере антисистемой, ведь антисистема предполагает некую программу созидательных действий после разрушения предшественницы, а в анализируемом нами случае речь шла исключительно о тотальном разрушении существующих порядков, далее все должно было наладиться само собой, как это якобы происходит в «цивилизованных странах».

При этом неприязнь по-прежнему распространялась не только на социально-экономическое устройство, но и на любые проявления традиционной русской культуры, на любые внутри- и внешнеполитические действия власти, трактуемые как «приверженность имперской модели».

Наиболее уместное определение для интеллигентской либеральной фронды того времени – это паразитарно-колониальная страта, не приносящая реальной пользы стране и не имеющая позитивной программы ее преобразования, получающая при этом незаслуженные льготы и привилегии и не ассоциирующая себя с подавляющей частью сограждан, более того – антагонистично к стране и согражданам настроенная, но при этом солидарная с любой зарубежной силой, работающей на ослабление России/СССР.

Перестройка и последовавшее вслед за распадом СССР появление на исторической арене Российской Федерации стали звездным часом либералов. У них появился уникальный шанс переустроить жизнь страны сообразно своим воззрениям, но из-за уже обозначенного выше абсолютно неконструктивного, разрушительного характера данных воззрений шанс использован не был, а страна была доведена до еще более катастрофичного состояния во всех сферах. Причем либералы от экономики были единым целым с либералами от культурного слоя.

Главный экономический реформатор Егор Гайдар, автор идея типа «пусть пенсионеры вымрут, зато общество станет мобильнее», происходил из писательско-журналистской семьи, а писатели, журналисты, философы и филологи, в свою очередь, посвящали многочисленные статьи и целые трактаты необходимости кардинального принудительного изменения русского менталитета и типа мышления ради светлого завтра (для избранных, разумеется).

Несмотря на некоторую смену декораций и личностей в нулевых и некоторое улучшение общенациональной жизни, в основном за счет мировой топливно-энергетической конъюнктуры, звездный для либералов и несчастный для страны час продолжается, затянувшись на три десятилетия.

Престижнейшая ВШЭ, лаборатория мозгов для властной и площадка «мягкой силы» для нее же, является новой символической смычкой экономической и культурной либеральной интеллигенции, а также либералов системных и оппозиционных; впрочем, они и так достаточно едины, а легкое внешнее формальное разделение им лишь к выгоде. И возглас профессора ВШЭ Гусейнова (справедливости ради, за счет общей масштабности этой организации там есть и приличные преподаватели, не только гусейновы, и книги хорошие там порой выходят) – не ложная отвлекающая от реальности повестка, каковой зачастую являются истории «русофоб N сказал».

Это не пара идиотских постов глуповатой сотрудницы «Леруа Мерлен», которые вся страна увлеченно обсуждала дней десять, позабыв про надвигающуюся пенсионную реформу. Это представитель настоящей, пусть местами и слегка теневой власти в стране, надвинув пробковый шлем, презрительно плюнул в копошащихся под ногами аборигенов – а затем удивился, что они, вместо того чтобы преданно слизать плевок, начали возмущенно лопотать что-то на своем клоачном наречии и махать сорванными набедренными повязками.

Довелось видеть призывы, в том числе от лично симпатичных и не чужих мне людей, мол, зачем все так набросились на профессора, давайте, во-первых, отвлечемся от его нерусских имени и фамилии, во-вторых, отвлечемся от формы сказанного и, в-третьих, обсудим глубинную суть, ведь в ней «и вправду что-то есть».

Что ж.

Во-первых, имя и фамилия этого нерусского (а «нерусский» и есть национальность Гусейнова, конкретный букет кровей важен меньше) человека - фактор все-таки второстепенный. Лукавством будет сказать, что не вносящий свою долю раздражения, но все же и не в пропорции 99% к 1. Русский по имени, фамилии и, кажется, этнически коллега Гусейнова по ВШЭ Сергей Медведев тоже периодически попадает в фокус нелицеприятного внимания с дикими русофобскими репликами и мыслями, некоторые из которых дадут фору гусейновским.

Во-вторых, у меня у самого, как это известно всем моим читателям, невероятно критическое отношение к ситуации в России, состоянию ее жителей и, несомненно, сегодняшнему русскому языку как одному из важнейших аспектов этого состояния. И я готов обсуждать без прикрас и экивоков все перечисленное…

…Но – и это в-третьих – я не готов делать это с многолетним, действующим, деятельным и статусным представителем сословия, которое и довело Россию и ее жителей до самой страшной в нашей истории антропологической деградации, последствиями которой сейчас делано ужасается.

Да, Гусейнов сейчас слегка ностальгирует по СССР, а в начале девяностых в соавторстве с покойным Вадимом Цымбурским писал о необходимости сохранить Союз в качестве реформированной «либеральной империи». Но реформировать ее предполагалось в том же духе, в каком это затем произошло с РФ, а основной пользой сохранения империи для миропорядка было снятие с Вашингтона издержек контроля за новыми независимыми государствами. Собственно, роль США как безусловного морального и военно-политического гегемона планеты не оспаривалась и всячески подчеркивалось, а счастливым жребием для СССР виделась роль младшего американского партнера, живущего по лекалам босса и сгрудившегося вокруг босса «цивилизованного мира».

Не гусейновы толпами загоняли людей в первый московский «Макдональдс», а жажда диковинки и перестроечный дефицит съестного. Но именно либералы воспели «Макдональдсы» как нечто сакральное, почти религиозный феномен, портал лапотной России в сияющий свободный мир. И до сих пор воспевают.

То Ксения Ларина заявит:

«Открытие Макдональдса в мрачной, холодной, голодной Москве - это была акция не столько гуманитарная, сколько гуманистическая, нас включали в свободный цивилизованный мир, признавали нас его полноправными гражданами, и это событие было куда важнее самого факта еды».

То в целом значительно более умный Александр Баунов сообщит:

«Появляется «Макдоналдс» – значит, страна открылась миру, собирается быть как все. Не планирует питаться святым духом из полевых кухонь, вином из одуванчиков, березовым соком, единственно верным учением, спать на гвоздях, жить в скитах, читать Зеленую книгу… В развивающихся странах у «Макдоналдса» есть эта важная литургическая храмовая функция – давать человеку третьего мира чувство причастности к первому, большому, основному, к высшей лиге человечества. Функция быть порталом планетарного единства. Никакая пельменная с ней не справится. И когда первый «Макдоналдс» открылся в Москве, он, конечно, был таким храмом и порталом. Оттого и очереди, как к причастию».

Окончательно построить в едином СССР государство и общество, где всякая дорога ведет к сияющему храму «Макдональдса», он же сеть бесплатных уборных, либералы не успели. Но они успешно продолжили и по сию пору продолжают свое дело в независимой Бог знает от кого РФ. Правда, почему-то периодически выражают недовольство результатами, но тут можно лишь повторить вслед за следователем Порфирием Петровичем из «Преступления и наказания»: «Вы и убили-с, Родион Романыч, пардон, Гусейн Чингизович».

Кстати, помойная шутка ТНТ-шутов про Моторолу профессору Гусейнову, думаю, понравилась бы. По идейным соображениям. Он, возможно, даже назвал бы ее образчиком истинного юмора и цивилизованной западной традиции снятия любых табу. Вот если бы так пошутили про жертв 11.09.2001 в Нью-Йорке или расстрелянных журналистов «Шарли Эбдо» - другое дело. Тут бы была волна возмущения.

Собственно, этим парадоксальным совпадением во вкусах (оговорюсь, что предполагаемым, но судя по гусейновским взглядам на Украину и Донбасс, оговорка особо не нужна) единство профессора и стендаперов не ограничивается. Мало того что стендаперы суть закономерный итог деятельности профессора и его сподвижников, так сказать, его духовные чада. И развязные детушки, и строгий, хотя нет, тоже развязный папаша – счастливые акционеры ЗАО РФ.

Профессор и его коллеги по ВШЭ оккупируют науку, культуру и экономику. Комики с гнездом на канале ТНТ, входящем, кстати, в «Газпром-медиа», тоже заполняют всем своим телом нишу культуры – массовой. И ВБОН, кстати, акционеры – гордого звучания и неприкосновенности славного азербайджанского имени в России. Правда, силовики, акционеры посолиднее, их вроде осадили, не ради нас с вами, конечно, но хотя бы с нашей подачи. И на том спасибо.

Собственно, нашему патриотическому гражданскому обществу в условиях нынешней системы только и остается что работать над подачами и их качеством. Крепить связи внутри себя, преодолевать расколы и не давать внести в свои ряды новые. Отбрасывать ложную повестку типа полоумных рекламщиц из «Леруа» и вытаскивать на свет Божий истинную, типа ВБОН и откровений Гусейнова. Использовать все возможные ресурсы и лазейки для решения этой повестки в свою пользу или хотя бы нанесения соперникам максимального урона. Отвоевывать у теневых акционеров государства их акции.

И, конечно, только самим трактовать и сколь угодно остро критиковать состояние нашего ума и языка, разговаривая на этом языке «по существу» с людьми, а не существами.

Станислав Смагин

3039
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user patriot7
1622
patriot7

Зачем писать так много о каком-то ничтожестве? Пусть он захлебнётся своей русофобией. Я в Баку срочную служил. Много чего про азербайджанцев сказать могу. Своих ушлёпков везде хватает.

Profile picture for user Йцукен
310
Йцукен

ВШЭ настоящая кузница кадров для пятой колонны. Что же касается русофоба Гусейнова - для таких, как он, должна быть отработана процедура выдворения из страны. Вот тебе срок в три месяца, чтобы дела закрыть и имущество продать/переоформить, справка в зубы и пинок в зад. Без права возвращения. В любую страну, которая примет. Украинушка, страна Габуния, три прибалтийских тигра, Пшекия, чемодан-вокзал-далее везде. 

Profile picture for user gevi
1891
gevi

Перлы этого Гуссейн-Гуслии  -  далеко не первый наезд на славянскую культуру и письменность. Но такой демонстративный "наброс на вентилятор"  - это уже больше тянет на выстрел в спину с самодовольным иезуитским садосмайлом.

В лучшие времена можно бы просто на него через губу сплюнуть. А сегодня вот...   Приходится аж всю стиральную машину включать. Отмывать. А больше похоже - отмываться. И слишком многословно для такого прецедента.

Profile picture for user gevi
1891
gevi

Таки не вдруг встрепенулся этот Гуссейн Каинович, нашел и слабину.

" Смотрю, что творят печенеги И думаю - счастье для нации, Что русской культуры побеги  Отчасти растут в эмиграции...." Это Губерман. Тоже Израиль. И ещё тогда, когда. Ну , тое , ещё не было этих вот , которые все знают "о родной культуры" и о "служу Родины".

Главное за день

Древний Херсонес продолжает одаривать Севастополь золотом

На этот раз найден статер Митридата VI Евпатора.
15:08
8
11532

Енот-беглец пугает крымчан и заглядывает в окна

Напуганный зверёк не сможет выжить в крымском климате.
18:16
7
1870

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
1
941

Как пережить всё то, что сейчас происходит, и не потерять рассудок?

Как россиянам сохранить ментальное здоровье на фоне постоянных разговоров об угрозе применения ядерного оружия?
15:24
10
1397