Когда речь заходит о Чёрном море, представляются картины летнего отдыха, водного туризма и рыболовства. Однако рекреацией богатство региона не исчерпывается. Учёные давно открыли огромные залежи газа в морских глубинах вокруг Крыма, а почему до сих пор не идёт активная добыча голубого топлива, рассказал научный руководитель федерального исследовательского центра Института биологии южных морей им. А. О. Ковалевского РАН, академик РАН, доктор биологических наук Виктор Егоров.
«Горячие льды» Чёрного моря
В преддверии Международного дня Чёрного моря, который отмечается сегодня, на площадке РИА Новости Крым состоялась пресс-конференция «Экологические риски Черноморского бассейна». Кроме темы загрязнения и добычи биологических ресурсов, участники мероприятия затронули вопрос добычи полезных ископаемых, в частности метана, из газовых гидратов.
Газовые гидраты, или «горячий лёд» — это самый богатый источник природного газа на планете. Твердые кристаллические соединения льда и газа образуются на больших глубинах при подходящей температуре и давлении. Основная проблема добычи как раз и заключается в глубине залегания месторождений. Наладить пробную добычу пока удалось только китайским нефтяникам в Южно-Китайском море в 2017 году.
Приличные запасы перспективного топлива, по данным академика Егорова, имеются и в Крыму.
«Газогидраты распределены по многим районам, но Чёрное море наиболее удобное, потому что оно не замерзает», — отметил доктор наук.
Именно бережное отношение к природе и понимание возможных последствий и рисков мешает вплотную приступить к добыче ценного ресурса. Причём в случае неудачи речь будет идти не о загрязнении и невозможности развития курортной отрасли полуострова, а об исчезновении и моря, и всего того, что находится в непосредственной с ним близости.
«Опасность заключается в том, что, если потревожить донные осадки, по принципу цепной реакции можно поджечь всё Чёрное море. И уничтожить всё <…> Главное не разрушить слой, чтобы они сами себя не уничтожили», — пояснил учёный.
Читайте по теме: На дне севастопольских бухт затаилась токсичная угроза
Технологии, которая бы давала ощутимый экономический эффект от добычи газовых гидратов в Чёрном море, но при этом наносила минимальный вред экологии, на сегодняшний день нет.
«Лично я знаю девять методов добычи газогидратов, но ни один из них не является экологически обоснованным», — заключил эксперт.
Газовые факелы
Кроме залежей газогидратов, в Чёрном море есть обычные месторождения природного газа, которые разрабатывает в частности «Черноморнефтегаз», а также газовые сипы. Но и к последним подступиться так же непросто, как и к газовым гидратам.
Газовые выделения, в отличие от «горячего льда», существуют в газообразном виде — это выпуски вещества на поверхность в виде струй, но, как правило, с примесью сероуглерода и даже ртути. В Чёрном море, по данным Виктора Егорова, фиксируются струи, достигающие 500 и даже 1200 метров.
Струйные газовые выделения, рассказал академик, были обнаружены в Чёрном море в 1989 году в совместной советско-американской экспедиции. Этим газом заинтересовались, и крымские учёные многие годы получали гранты на изучение метановых запасов Чёрного моря при участии Евросоюза, МАГАТЭ и НАТО. Особую заинтересованность выказывали и в США.
«В северо-западной части Чёрного моря обнаружено столько газа, что американская фирма из Хьюстона обратилась в соответствующий отдел в Симферополе, чтобы они предоставили наши материалы по геологии. Они обязались: оплатить сто тысяч долларов за эти материалы, организовать добычу этого газа, два года пользоваться, а потом отдать это всё Украине (в то время Крым был частью Украины — Прим.). Но не сложилось... Так что в Чёрном море очень много газа, я уже не говорю о газовых гидратах», — подчеркнул учёный.
Ещё одно большое месторождение газа, добавил Виктор Егоров, находится в восточной части Крыма, вблизи Керченского пролива и Феодосии. Учёный верит, что наступит то время, когда «на глубине 60 метров мы будем ставить платформы и добывать его».
Быть в курсе состояния самого южного моря России помогает научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий». Многофункциональная плавучая лаборатория Института биологии южных морей им. А. О. Ковалевского РАН на сегодняшний день единственное судно такого типа, которое работает в Чёрном море.
Читайте по теме: Какие «попаданцы» живут в Чёрном море у берегов Крыма
В этом году Международный день Чёрного моря отмечается в 26-й раз: 31 октября 1996 года шесть причерноморских стран подписали Стратегический план действий по реабилитации и защите общего водоёма, а в следующем году утвердили соответствующую дату. Из-за сложной геополитической ситуации точно сказать, придерживаются ли этого плана Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина, невозможно. По мнению крымских учёных, Россия добросовестно относится к своим обязательствам.
Власта Пидпалая
Обсуждение (1)
И так сероводород с каждым годом всё выше и выше поднимается. Вот совсем не хочется чтобы ещё и дно Черного моря "ковыряли". Доковыряются...