В донных отложениях черноморских бухт Севастополя накапливается сероводород, и в любой момент он может прорваться в нижние водные слои. Такие единичные факты уже фиксировались, но пока они не носят системный характер, сообщила ForPost заведующая отделом биогеохимии моря Морского гидрофизического института РАН, кандидат географических наук Наталья Орехова
«Сероводород – это яд. В естественном состоянии системы не должно такого наблюдаться. Появление сероводорода указывает, что нарушен ход естественных процессов», – объяснила она.
Появление сероводорода характерно для замкнутых, заиленных бухт, которые подвержены антропогенной нагрузке. Например, тех, в которые выходят стоки. Там накапливается органическое вещество, образованное естественным путем и поступившее с дополнительными источниками. Это способствует потреблению кислорода, он исчерпывается, и в итоге ряда химических процессов образуется сероводород.
«Мы наблюдаем это в донных отложениях, еще не в воде. Но переход из донных отложений в воду может наступить в любой момент. Например, при увеличении поступления органического вещества», – говорит Наталья Орехова.
Исследования по обнаружению сероводорода ведутся с 2006 года, но ежегодны они только в Севастопольской бухте.
«Периодически фиксируем, периодически – нет. Сейчас это сезонное явление, преимущественно в теплое время года, когда максимальный прогрев воды и наблюдается стратификация воды (разделение на слои различной плотности, температуры, химического состава, – прим.) Если не обращать на это внимание, то лучше не будет», – предупреждает ученый.
Наибольшая критичность ситуации – в одной из точек южной части Севастопольской бухты (там уже фиксировался выход сероводорода из илового слоя в водный), в Казачьей бухте и в кутовой (наиболее вдающейся в сушу) части Круглой – в районе мелководья и коллекторного выпуска.
Прямого токсичного влияния на плавающего человека сложившаяся ситуация не оказывает, но она опасна для экосистемы в целом, и тенденция негативная.
«Опасность в том, что дальше это будет усугубляться, и тогда могут ухудшаться характеристики вод», – говорит Орехова.
По теме: Бухты Севастополя превращаются в болота
Биологические показатели – уже не в сфере исследований Гидрофизического института, и аргументировано говорить о влиянии сероводорода на «водный иммунитет» – способность экосистемы водоема противостоять в том числе бактериологическим загрязнениям – должны ученые уже другого института.
Саша Ахтемко
Обсуждение (9)
И еще хотят выпуск канализации в севастопольскую бухту сделать.
И токсичная угроза затаилась не только на дне севастопольских бухт.
to Bip1:
Ну, чисто технически - туда и так все сливается, только неочищенное. И хочется надеяться, что речь все же идет о выпуске ливневых вод, а не канализации. Иначе зачем тогда вся эта канитель в Голубой бухте?
Для кого "токсичая угроза", а для одного из Севастопольских учёных бесплатный природный ресурс для массового производства изобретенных электрических аккумуляторов на сероводороде.
А что за институт такой "Институт морских геофизических исследований РАН"?
Оказывается это Морской гидрофизический институт. Замаскировали, однако. Соответствующее создается впечатление и к правдивости приведенной информации.
Вместо очистных уже «сто лет осваивают» финансирование на всякой…. лёгкой и быстрой «откатной дребедени»…
Тоже мне открытие. Омега давно уже у нас источник сероводорода, может санаторий какой замутим, лечебные грязи там и все такое :)
Один раз чёрное море горело, наверное будет ещё гореть, главное что бы не рвануло. Сами гадим, всё нарушаем.
В районе горячки, там, где отстаивается куча маломерных судов, мазут толстым слоем плавал. Портконтроль у нас, похоже, только чтобы губы надувать.