Три жилых дома, выглядящих как одно четырёхэтажное здание, через дорогу от пл. Пирогова, выросли на земле для индивидуального жилого строительства. Сегодня стоит вопрос: сносить или нет третью часть этого многоквартирного здания?
Несчастливый собрат
Судьба дома № 3 на пл. Пирогова обсуждалась на заседании комиссии, рассматривающей ситуацию с проблемными севастопольскими стройками. В ряде случаев, как мы уже сообщали, перспектива объектов выглядит вполне оптимистично, но несколько домов, построенных в нарушение всех мыслимых норм и правил, приговорены к сносу. Однако ни один освобождённый от самовольных строений участок не будет выглядеть так странно, как выглядела бы в случае сноса пл. Пирогова.
На сегодняшний день, как сообщил и.о. заместителя губернатора Максим Жукалов, дом № 3 (на фото слева) представляет собой незавершённый объект, расположенный на участке, отведённом под ИЖС. С двумя его соседями было то же самое, однако их удалось узаконить.
«Этот же корпус признан самовольной постройкой на основании решения суда. Этот вопрос рассматривался и на комиссии в прокуратуре, и как раз по предложению прокуратуры был вынесен на рассмотрение нашей комиссии, чтобы определить дальнейшую судьбу здания», — рассказал и.о. замгубернатора.
Основанием для сноса, как и во многих подобных случаях, стало наличие четвёртого этажа, что не позволяет узаконить дом даже как ИЖС.
У губернатора Михаила Развожаева возник вполне закономерный вопрос — не развалятся ли два соседних здания в случае сноса третьего. Однако и.о. замгубернатора Евгений Горлов заверил, что в этом смысле никаких препятствий нет. А также упомянул, что фасад не заштукатурен, поэтому на нём завелся грибок. Эксплуатировать здание, по мнению Горлова, нельзя.
Грибок, если он есть, без сомнения, недопустим, и его предстоит вывести. Но тут мы позволим себе небольшое отступление от темы.
Слушая Евгения Горлова на протяжении всего двухчасового заседания комиссии, человек, не знакомый с его деятельностью, мог сделать вывод, что видит перед собой пример самого скрупулезного следования духу и букве закона. Как с этим уживаются вольности, допускаемые при благоустройстве резонансных общественных пространств, не вполне ясно. Напомним: внятно объяснить происхождение возмутившего горожан пластикового дерева, которое в результатах общественных обсуждений не фигурировало, и пластиковых же букв и цифр, Евгений Горлов так и не смог. Так что назвать его примером следования нормам и правилам сложно.
Уведомление о необходимости сноса дома № 3, сообщил Горлов на заседании комиссии по проблемным стройкам, уже поступило от судебных приставов. Но у других присутствующих, включая губернатора, возникли резонные вопросы: чем этот дом отличается от соседних, а главное — как будет выглядеть площадь, если снос всё же будет произведён?
Что было, что будет
Как начиналась эта история, рассказал застройщик Анатолий Зайцев.
«Эти все три дома я начинал строить с дома № 7 — там находились старые дома 1911 года постройки, сами понимаете, из чего сделанные. Мы их выкупили и стали заниматься реконструкцией, чтобы площадь носила достойный вид, соответствующий своему имени. Дом № 7 мы ввели и зарегистрировали в 2008 году, дом № 5 я начал в 2011-м. Закончили, ввели в эксплуатацию его — как ни странно, украинскую декларацию я получил 22 февраля 2014 года. И оформить право собственности на дом я уже не смог — регистрационные службы уже не работали», — сообщил он.
Дом № 7, подчеркнул Зайцев, был зарегистрирован в российском правовом поле. В обсуждении же судьбы дома № 5, по его словам, принимал участие непосредственно экс-губернатор Дмитрий Овсянников:
«Он заверял, что всё будет хорошо, но потом было подано исковое заявление, так как господин Овсянников имел виды на эти объекты и открытым текстом об этом заявлял. Но мы не согласились и не пошли ни на какую сделку. Дом заселён ещё в 2014 году. Теперь Овсянникова нет, Тарасова нет — а проблема осталась», — рассказал застройщик.
Экс-глава департамента городского хозяйства Михаил Тарасов, напомним, был приговорён к семи годам лишения свободы в октябре 2021 года.
Слухи о том, что экс-губернатор Овсянников не прочь был прибрать к рукам некоторые сомнительные севастопольские объекты, напомним, возникают не впервые. В частности, в качестве такого объекта упоминался ресторан SeaVas в самом центре города. Осенью прошлого года он также был признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Однако пока здание стоит на том же месте.
Строить дом № 3, сообщил Анатолий Зайцев, он начал тоже в 2014 году, когда за разрешениями обращаться было просто не к кому.
«Электроснабжение дома в порядке, вода в порядке, газ скоро будет. По ППЗ условно разрешённый вид использования — малоэтажная многоквартирная застройка», — доложил он.
Наличие решения суда, о котором напомнил Максим Жукалов, — серьёзное препятствие на пути к компромиссу. Однако губернатор справедливо заметил, что всё здание после сноса одной части будет выглядеть как минимум странно, а решение правительства о сносе вряд ли будет правильно понято жильцами и другими горожанами. Вариантом, по его мнению, могла бы стать передача части квартир городу и подписание мирового соглашения.
Анатолий Зайцев на это сообщил, что свободная квартира осталась всего одна, но есть ещё «180 кв. метров спортзала», расположенного в подвале здания. Там можно организовать спортивные занятия для горожан.
«Может быть, этот вариант рассмотрим?» — предложил он.
Михаил Развожаев поручил Евгению Горлову ещё раз проверить, насколько удовлетворительна ситуация с присоединением дома к инженерным коммуникациям.
«Если всё соответствует, параметры при заключении мирового соглашения отдельно обсудим. Понятно, что сносить один из трёх идентичных блоков, особенно если в двух уже живут люди, это идиотизм. Это надо заканчивать, но вы ответите перед городом определёнными обязательствами», — сказал он, обращаясь к Зайцеву.
Обсудить объём этих обязательств члены комиссии планируют на следующем заседании.
Ольга Смирнова