Очередная фантасмагорическая история вскрылась во время заседания комиссии при правительстве Севастополя, занимающейся рассмотрением проблемных домов. Пострадавших безмерно жаль, но иного варианта, считают члены комиссии, нет.
Историй, заставляющих в изумлении развести руками, в Севастополе немало. Недавно под слезы людей, вложившихся в ничем юридически не подкрепленное будущее жилье, был снесен многоквартирник по ул. Генерала Мельника.
Но история о доме по адресу ул. Университетская, 20/9, пожалуй, одна из самых выдающихся. Хотя бы потому, насколько разными оказались ее последствия для участников.
Многоквартирный дом построен в непосредственной близости от недействующих университетских общежитий на участке, отведенном под ИЖС. Вокруг – такие же участки.
Злосчастный дом обозначен желтой точкой
Никаких инженерных коммуникаций, как заверил и. о. замгубернатора Евгений Горлов, нет. Был договор на электроснабжение, но сейчас он разорван. Дом не заселен, находиться в нем, как утверждает тот же Горлов, опасно. Есть решение комиссии по самовольным постройкам о сносе здания, есть решение суда. Но все это – обстоятельства для Севастополя не самые выдающиеся.
Как сообщил и. о. замгубернатора Максим Жукалов, есть и уголовное дело, по итогу которого недобросовестный застройщик привлечен к уголовной ответственности. При этом, как выяснилось, пострадавшим практически ничего в этой ситуации не светит.
«Обладатель земли Людмила Охрименко в федеральном розыске, она сбежала на Украину, за наши деньги купила гостиницу в Одессе и живет. Застройщика посадили, сидит он уже лет 7, вышел или не вышел, мы не знаем. Были рейдерские захваты нашего дома, к сожалению, со стороны работников прокуратуры – их тоже посадили. Дом был полностью готов, остекление сделано, теплые полы, вся подводка. Все вырвали, украли», – рассказал представитель пайщиков.
Назвать пострадавших дольщиками нельзя, так как приобретали они даже не доли. Поэтому в праве охранять дом им было отказано. Возможно, речь шла об инвестировании средств в строительство.
«Когда мы обратились в полицию, нам сказали – вы никто и являетесь никем. Поэтому нахождение вас на участке в режиме охраны незаконно», – пояснил представитель пайщиков.
Пострадавших, по его словам, 26 человек. Сообща они вложили в объект 41 миллион рублей. Проведенная экспертиза оценила здание в 30 с лишним миллионов. Два пайщика уже умерли – большинство ждущих квартиры относятся к людям старшего возраста.
Юрист, представляющий права пострадавших, напомнила, что в других подобных случаях правительство шло навстречу людям.
«И сегодняшняя комиссия показала, что пути решения таких вопросов есть, – сказала она, сославшись на решение по домам на ул. Артдивизионной 4, 6 и 8 (о них мы расскажем позже). – Мы точно так же выходили с просьбой изъять земельный участок из собственности преступницы, на которую заведено уголовное дело и которая явно уже никогда не вернется в Российскую Федерацию».
У каждого из пайщиков, подчеркнула юрист, на руках есть судебное решение о взыскании денежных средств с лица, привлеченного к уголовной ответственности.
«Но понятно, что эти деньги они никак не получат», – констатировала она.
Однако ситуация, как выяснилось, отличается от ситуации по ул. Артдивизионной. Евгений Горлов заявил: участок находится в таком месте, что даже поставить автомобили там будет негде, не говоря уже о прочей логистике. При этом здание, подчеркнул он, не законсервировано и находится в заброшенном состоянии с 2017 года. А все процедуры, подтверждающие необходимость его демонтажа, пройдены.
«Понятно, что вас обманули, что у вас нет возможности свои деньги взыскать, но дом этот мы будем сносить, другого варианта нет. Его невозможно будет ввести, даже если мы начнем сейчас какие-то движения. Наверное, когда-то кому-то казалось, что так можно строить в Севастополе, но сейчас у нас другие подходы», – обратился губернатор к представителям пайщиков.
Их надежды получить помощь государства тоже не состоятельны: для этого нужен как минимум договор долевого участия. Его отсутствие в очередной раз выводит на первый план вопрос, не имеющий ответа, – как могут взрослые, адекватные люди отдавать миллионы кровных рублей под чьи-то обещания?
О других подобных примерах мы расскажем чуть позже. А все, на что остается надеяться пострадавшим в этом случае, – деньги, которые могут быть выручены от продажи участка после сноса дома.
В результате выяснений и приблизительных подсчетов выяснилось, что сообща люди могут рассчитывать примерно на 5 млн рублей (затраты на снос также нужно будет компенсировать).
Ольга Смирнова