Боррель предсказал отказ ЕС от российских энергоресурсов до конца года.
В серьёзности намерений Борреля и ЕС не приходится сомневаться, однако, нет сомнений и в том, что у Европы в энергетике серьёзные проблемы, и они нарастают.
Например, становится очевидным, что угольная генерация энергии, которая виделась как выход из складывающейся ситуации, не помогает.
Более того, Европа её сокращает по причине дефицита угля.
Причины понятны. Наложенное самим же ЕС угольное эмбарго против России несомненно уже сказывается на динамике данной сферы энергетики.
Для сравнения: по итогам первых трёх кварталов 2022 года генерация энергии из угля в Европе сократилась на 13% (в годовом выражении), то есть, без малого, на 40 ТВт/Ч, а уже в октябре она упала ещё более чем на 10%, и в следующем за ним ноябре ещё почти на 5%.
Кроме того, в том же ноябре падение выработки энергии уже из газа также упало на 13 ТВт/Ч, то есть более чем на 20%. Впрочем, здесь сокращение произошло, скорее, за счёт экономии топлива, которую Евросоюз развернул на фоне закачки газа в ПХГ. Так что по итогам падения здесь не произошло, а, напротив, случился даже некоторый рост: уровень энергогенерации из газа к концу года вырос на 17 ТВт/Ч, то есть почти на 5%.
Тем не менее, сокращение энергетической выработки было общим.
Она снизилась даже на атомных электростанциях и гидроэлектростанциях. На АЭС объем энергогенерации сократился к концу года на более чем 110 ТВт/Ч, то есть почти на 20%. Это стало следствием решений о закрытии реакторов в ФРГ, принятых ещё годом ранее.
А ещё сказались широко начавшиеся ремонтные работы на АЭС во Франции.
Что до гидроэлектростанций, то здесь падение генерации на почти 65 ТВт/Ч, то есть более чем на 20% к концу года, связано это с разразившейся засухой.
На солнечных электростанциях, а также на ветровых электростанциях к концу года генерация, напротив, выросла на без малого 40 ТВт/Ч (то есть почти на 20%). Здесь сказался ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей генерации. Тех же новых солнечных генераторов в прошлом году было введено а строй на почти что 40 ГВт.
Это вполне сопоставимо со всеми аналогичными мощностями, например, Испании и Италии вместе взятых.
В итоге, как ни парадоксально, но при снижении натурального уровня угольной генерации в ЕС удельный вес угля в данной генерации за 2022 год вырос с 15% до 17%. То же произошло и с удельным весом газа — в объёме генерация также выросла на 2%. Удельный вес солнечной и ветровой генерации вырос на 4%.
Напротив, удельный вес атомной генерации сократился на те же 4%. И удельный вес ГЭС снизился на 2%. Доля прочих источников энергетической генерации также упала на 3%.
Атомная генерация может выровняться в наступившем году за счёт ввода в эксплуатацию нового реактора на финской атомной электростанции «Олкилуото» - крупнейшего в Евросоюзе, ожидающаяся в марте.
Что до угольных ТЭС, то динамика генерации на них будет напрямую зависеть от уровня доступности самого угля. Например, отрешения вопроса замещения российского сырья.
Сделать это теоретически возможно из Индонезии и Австралии, но здесь произойдёт существенное удорожание за счёт логистического вопроса. И с точки зрения объёмов – морем уголь доставлять куда более тяжело и вряд ли возможно в тех же масштабах, что по железной дороге.
В ближайшие несколько лет, при сохранении нынешних тенденций, кризис угольной энергогенерации в ЕС будет только нарастать.
Впрочем, вариант победить РФ и забрать уголь бесплатно они всё ещё рассматривают. Удастся ли им это – зависит от нас.
Павел Кухмиров
Обсуждение (2)
А где же их зелёные, что дым от угольной и мазутной, древесной окружающую среду не загрезняют?
там загрязнение кошерное. не то, что из варварских углеводородов дымы)))